Позитивизм - это... Юридический, социологический, философский позитивизм
Позитивизм (лат. positivus – "положительный") представляет собой философское направление, выделяющее в качестве источника истинного знания конкретные эмпирические науки. Познавательная ценность философского исследования при этом отрицается. Основателем позитивистского течения считается французский философ и социолог Огюст Конт.
История возникновения позитивизма
Данное направление получило свое начало в XIX веке, в период распада натурфилософии. Его возникновение было обусловлено прежде всего кризисом так называемой спекулятивной философии, в том числе немецкого классического идеализма (И. Кант, Ф. Гегель, И. Фихте, Ф. Шеллинг и др.). Позитивизм - это своеобразный ответ на несостоятельность философской мысли того времени. Философия перестала удовлетворять запросы общества и должна была быть кардинально пересмотрена. Между тем теория позитивизма опиралась на идею неспособности спекулятивной философии решать проблемы, возникающие перед обществом в процессе научных открытий в области биологии, математики, физики, химии, астрономии и др. Наука приобретала все большую популярность и значимость, оказывая влияние на общественное сознание. Также следует отметить, что в данный период происходит выделение науки в качестве нового специфического социального института. После освобождения из-под церковной опеки ее идеи приобретают более смелый и обширный характер, что также не могло не сказаться на повышении общественного интереса к научным открытиям.
В свою очередь, Огюст Конт выступает за перевод мышления из метафизической стадии в научную. Таким образом, позитивизм был направлен на поиск нового обоснования философии по аналогии с естественнонаучными методами. Однако позитивистское направление само по себе также не избежало участи спекулятивной философии. Его собственные положения относительно отрицания умозрения, феноменалистические идеи и другое не имели эмпирической проверки, а, следовательно, также приобрели характер метафизики.
Основные идеи
Если говорить про позитивизм кратко, то среди его основных мировоззренческих идей можно выделит следующие:
- устранение (элиминация) традиционных неразрешимых проблем философии (в виду ограниченности человеческого разума);
- сведение деятельности науки к описательной функции, а не к объясняющей (дескриптивизм);
- направленность на эмпирическую проверку теоретического знания (методологический эмпиризм);
- поиск универсального метода для получения объективного знания и универсального научного языка;
- сведение научных знаний к совокупности чувствительных данных и полное устранение «ненаблюдаемого» из науки (гносеологический феноменализм).
Объективное развитие позитивизма должно было привести к глобальной трансформации науки. Свою основную задачу, как уже упоминалось, учение видело в «очищении» научного знания от метафизического.
В историческом контексте принято выделять следующие этапы развития позитивизма:
- Первый позитивизм.
- Эмпириокритицизм (махизм).
- Логический позитивизм (логический эмпиризм, неопозитивизм).
В некоторых источниках их также называют первым, вторым и третьим. При этом с точки зрения основополагающих идей этапы позитивизма выделены достаточно условно. Например, второй в отличие от первого отличался большим психологизмом. В свою очередь, третий этап представил собственный взгляд на роль таких дисциплин, как математика и логика, предлагая рассматривать их отдельно от эмпирической науки.
Первый позитивизм. Представители
Относится к первой половине XIX в. Его принято связывать с именами Огюста Конта (1798-1857), Джона Стюарта Милля (1806-1878), Герберта Спенсера (1820-1903) и др.
На данном этапе Конт формулирует идею о трех исторических стадиях развития знания и трех общих мировоззренческих системах (закон двойственной эволюции). Так, первая стадия (теологическая) характеризуется стремлением человека интерпретировать все явления окружающей среды с позиции контроля сверхъестественных (божественных) сил. При этом данные силы представляются человеку по аналогии с ним самим – боги, ангелы, духи, души и герои. То есть наделяются определенными человеческими признаками.
Вторая, метафизическая, стадия характеризуется похожим методом мышления: пытаясь объяснить окружающий мир за счет различных придуманных первосущностей и первопричин, которые якобы находятся позади мира явлений, позади того, что воспринимается в опыте.В свою очередь, третья, позитивная, стадия, по мнению Конта, должна быть направлена на описание внешней стороны объектов, умозрение больше не рассматривается в качестве средства получения знания, а метафизика – в качестве учения о сущности.
Соответственно наука выступает как индикатор объективных факторов и эмпирических законов. Основной проблемой на данном этапе становится изучение индуктивно-логической и психологической процедуры опытного познания. Процесс развития науки рассматривается Контом в качестве накопления приобретенных знаний (в первую очередь законов). Знания, таким образом, предстают как описательные характеристики и противопоставляются тенденции объяснения.
Эмпириокритицизм (махизм). Второй позитивизм
Этот этап развития позитивистского направления приходится на вторую половину XIX в. Наиболее яркие представители – Эрнст Мах (1838-1916) и Ричард Авенариус (1843-1896).
На данном этапе вводится понятие элементов мира, в качестве которого выступают непосредственно наблюдаемые объекты. Совокупность данных объектов представляет собой опыт человека. При этом речь идет о неком «бесспорном первичном» материале знания, к которому должны быть сведены все научные понятия. Те понятия, которые не соответствуют данному материалу, не должны рассматриваться наукой. Формируется идея о том, что объектом исследования науки должны быть прежде всего ощущения.
Развитие логического позитивизма (логического эмпиризма, неопозитивизма)
Неопозитивизм - это третий этап в развитии позитивистского направления (20-е гг. XX в.). Он основан преимущественно на частных логико-методологических исследованиях, а также на анализе языка науки. Также определяется как философский позитивизм. Представители – Мориц Шпик (1882-1936), Ганс Райхенбах (1891-1953), Рудольф Карнап (1891-1970).
Неопозитивизм (логический позитивизм) в основе имеет идеи Дэвида Юма, в том числе идея отказа от познания научным путем таких метафизических вещей, как бессмертие души, существование Бога и т. д. Представители логического позитивизма приходят к мнению, что философия в принципе не может иметь предмета исследования, так как она не является содержательной наукой относительно какой-либо реальности. Собственно философия рассматривается ими как особый способ теоретизирования или род деятельности, но не более.
Можно выделить следующие ключевые идеи, на которые опирается неопозитивизм. Это:
- натурализм - социально-политические явления подчиняются законам, общим как для природной, так и для социально-исторической действительности;
- методы социального исследования должны соответствовать критериям точности и объективности, как и естественнонаучные методы;
- бихевиоризм - субъективные аспекты человеческого поведения исследуются непосредственно через его открытое поведение;
- истинность научных понятий устанавливается на основе эмпирических методов;
- все социальные явления должны описываться количественно;
- социология как наука должна быть освобождена от связи с идеологией.
Ключевые идеи неопозитивизма, несмотря на научный кризис (60-е годы XX в.), стали выступать в качестве основной социологической базы в западной научной школе. С конца же 1980-х гг. неопозитивизм приобретает свою популярность и на Востоке.
Методы познания
Как уже упоминалось, основной задачей позитивистского направления было дифференцирование утверждений, имеющих смысл, от тех, которые его лишены с научной точки зрения (так называемые псевдовопросы). Соответствующую специфику имели и методы позитивизма. Так, с целью выяснения научного смысла того или иного утверждения в позитивизме использовался такой метод, как верификация (лат. verificatio – "подтверждение", "доказательство"). Верификация подразумевает установление истинности научного утверждения путем его эмпирической проверки. Таким образом, истина выступает в качестве совпадения научного знания и непосредственного опыта человека.
В свою очередь, продолжатель идей Конта Стюарт Милль в качестве основного метода позитивизма предлагает использовать индукцию. Индукция (лат. inductio - "наведение") является умозаключением, при котором на основе единичных или частных посылок формулируется общее суждение. В самой индукции Милль выделяет четыре вида:
- метод согласия (сходства);
- метод остатков;
- метод различия;
- метод сопутствующих изменений.
Метод согласия (сходства)
Применяется тогда, когда мы начинаем сравнивать отдельные случаи между собой. Во всех данных случаях имеют место изучаемые нами явления, а также события (части), присутствующие до него и следующие после. Например, человек может получить ожог от горячего утюга, кастрюли на огне, пара в ванной и т. д. При этом заключение о том, что ожог был вызван воздействием электричества, будет ошибочным, так как во всех случаях, кроме первого, электричество не было задействовано. Можно также предположить, что причиной ожога является вода: во втором случае она могла находиться в кастрюле, а в третьем – трансформироваться в пар. Однако вода не присутствовала в первом случае. Следовательно, должен быть какой-то другой фактор, характерный для всех трех случаев. В качестве такового выступает воздействие на кожу высоких температур.
Метод остатков
Данный метод заключается в установлении причины, которая вызывает определенную часть сложного действия при условии, что уже выявлены причины, вызывающие другие части этого действия.
Например, пусть АВС являются планетами, влияющими совместно на процесс отклонения орбиты движения Урана от расчетной орбиты. А определяет неизвестную планету (Нептун); ВС определяют известные планеты; в свою очередь, abc – это фактические отклонения орбиты Урана от расчетной орбиты. Предположим, что у нас есть точные данные, в соответствии с которыми планета В является причиной наблюдаемого отклонения b, тогда как планета С является причиной наблюдаемого отклонения с. Что в данном случае будет являться причиной отклонения а, не объясняемого расчетами? Нам необходимо будет вычесть из сложной связи АВС→abc известные из опыта простые причинно-следственные связи В→b и С→с. Соответственно, то, что будет в остатке, окажется ответом. В остатке же у нас получается: А→а.
Таким образом, мы получаем умозаключение следующего вида: если планеты АВС вместе являются причиной отклонения abc Урана от расчетной орбиты, при этом доподлинно известно, что В является причиной отклонения b, а С - причиной отклонения с, то в этом случае планета А становится причиной отклонения а. Правомерной является следующая индукция: планета А (Нептун) является причиной отклонения а орбиты Урана.
Метод различия
Используется при сравнении двух случаев, в одном из которых имеет место наступление исследуемого явления, а в другом, соответственно, не имеет. При этом оба случая имеют сходные обстоятельства, за исключением одного. Данный метод может использоваться как в рамках наблюдения, так и в процессе лабораторного (производственного) эксперимента. Например, он использовался в химических опытах, в процессе открытия таких веществ, как ускорители реакций (катализаторы).
В сельском хозяйстве при помощи метода различий проводится проверка эффективности всевозможных удобрений; в медицине – проверка воздействия на организм различных лекарственных средств. Данная процедура происходит за счет выделения контрольной и экспериментальной (опытной) групп – растений, животных или людей. Обе группы до определенного момента находятся в одинаковых условиях, после чего в опытной вводится изучаемый фактор (переменная М). Затем проводится сравнение между опытной и контрольной группами. Если различия между ними являются статистически значимыми, то возникновение нового качества d у контрольной группы рассматривается как следствие воздействия переменной М.
Метод сопутствующих изменений
В отличие от предыдущего метода в данном случае нет необходимости в том, чтобы все изменения, не относящиеся к сравниваемым переменным, были полностью исключены. Для доказательства причинных отношений в двух явлениях достаточно установления параллельных изменений. С помощью этого метода определяется внутренний характер причинной связи (а не внешний, как в предыдущих случаях). Речь идет об обнаружении постоянного соответствия между двумя фактами. Для соответствия процессов развития двух явлений друг другу необходимо соответствие проявляемых ими свойств. Если два явления характеризуются регулярными изменениями параллельно друг другу, данное отношение между ними следует принимать даже в том случае, когда одно из явлений возникло без другого. Возможно имеет место действие враждебной причины, ее следствие, либо следствие приобретает другую форму, отличную от наблюдаемой перед этим.
Критика позитивистских идей Огюста Конта
С точки зрения Л. Гумпловича, суть позитивизма как истинной научности начинается тогда, когда «мы побеждаем наше стремление узнать начало вещей и удовлетворяемся плодами их развития». Это особая форма социального развития, когда мы принимаем идею ограниченности нашего сознания в познании первопричины тех или иных вещей. Вместо единичного подхода к фактам и явлениям мы можем наблюдать их общий процесс развития, характерный для различных временных отрезков и географического пространства. Например, в ситуации с древним обычаем заключения брака путем похищения жен мы имеем дело с целостным процессом, связанным с организацией господства, правом на частную собственность и т. д., который характеризует человечество в целом. В связи с этим мы можем наблюдать отдельные пережитки данного обычая и в современном обществе.
Гумплович доказывает ошибочность идей Конта относительно развития человечества и выдвигает собственную теорию круговоротного течения социального развития. Речь идет о развитии, начинающемся в том случае, когда имеют место соответствующие социальные условия. Пока данные условия существуют, социальное развитие закономерно проходит все соответствующие этапы. Как только условия заканчиваются (либо становятся недостаточными), развитие заканчивается (достигает своего конечного пункта). В качестве примера автор приводит ряд социально развитых государств Азии, Африки и Америки, которые являются пустынными и необитаемыми в настоящий момент, но которые были источниками возникновения и развития колоссальных культур. Вместе с тем мы не можем отрицать тот факт, что при возникновении необходимых условий, таких, например, как новая колонизация, возможен новый виток социального развития.
Дифференциация и преемственность идей позитивизма
В современном наукознании позитивизм получил широкое распространение и дифференциацию. Так, например, отдельное направление представляет юридический позитивизм. Его основная идея заключается в отрицании внегосударственного происхождения прав человека. Право представляется как нечто самоценное, независимое от социально-экономических предпосылок. Юридический позитивизм определяет государство в качестве источника и гаранта права. При этом право и закон рассматриваются как синонимичные понятия. Личностные права не могут быть выше государственных. Также они могут меняться в соответствии с государственными возможностями.
В свою очередь, социологический позитивизм ориентирован прежде всего на взаимодействие общества и права, на процесс реализации норм и др. Он является одним из главных течений в мировом социологическом знании. Развитие социологии как науки непосредственно связано с эволюцией этого направления. В данном контексте следует отметить вклад в развитие социологического позитивизма Герберта Спенсера (1820-1903). Разделяя идеи Конта о социальной статике и динамике, Спенсер проводит аналогию между обществом и человеческим организмом. Так, общество включает в себя такие социальные «органы», как право, семья, религия и др., точно так же, как организм – сердце, легкие, почки и т. д. Соответственно, каждый из перечисленных элементов выполняет особую функцию и поэтому незаменим. Также Спенсер вводит понятия военного (принудительное объединение субъектов) и индустриального (в основе создания – идея равенства) обществ.
Отдельный вопрос представляет значимость исследований, на которые опирается позитивизм в философии. Этот вопрос на данный момент остается открытым. Есть разные мнения на сей счет. С точки зрения одних представителей научной мысли, философский позитивизм, как уже упоминалось выше, является одной из наиболее прогрессивных форм общественного знания. В других же работах высказывается иная мысль. В соответствии с ними позитивизм в философии – это мировоззренческая позиция, которая потеряла свою ведущую роль и питается притязанием науки на истинность. Как бы то ни было, роль позитивистского направления в развитии философской мысли оценивается современными исследователями чрезвычайно высоко.
Похожие статьи
- Неклассическая философия и основные ее представители
- Ганс Рудольф Гигер: биография и работы художника
- Сциентизм - это что такое?
- Философия марксизма и ее фундаментальные принципы
- Агностицизм - это... Агностицизм в философии. Известные представители агностицизма
- Чем философия Ницше отличается от нацистской теории
- Что такое наука? Наука и образование