Сциентизм - это что такое?
Когда христианство стало главной религией Европы, многие ученые (чьи исследования противоречили церковным догмам) были подвергнуты гонениям, а их открытия признаны ересью. Однако к XIX в., когда церковь перестала играть главенствующую роль в жизни общества, в противовес религии возникло такое понятие, как «сциентизм». В философии оно довольно прочно утвердилось и на протяжении долгих лет, казалось, станет современным аналогом религии. Но этого не произошло. Давайте узнаем, в чем причина этого, а также более подробно рассмотрим сциентизм и антисциентизм.
Определение понятия «сциентизм»
Рассматривая данное понятие, прежде всего стоит понять, что оно сегодня не является отраслью философии или видом религии.
Сциентизм – это определенная идейная позиция, согласно которой наука воспринимается как наивысшая ценность общества, играющая более важную роль, чем культура, литература, социология, психология и другие отрасли, чей предмет изучения нематериален.Происхождение слова
Слово «сциентизм» - это латинизм, образованный от термина scientia (наука).
В русский язык он попал благодаря французскому существительному scientisme.История развития сциентизма
Точной даты возникновения данного понятия нельзя назвать. Известно, что оно появилось в XIX в. и вскоре стало весьма распространенным. Дело в том, что в то время ученые всего мира получили возможность свободно проводить исследования в разных сферах, не боясь быть сожженными на костре и объявленными колдунами. Благодаря этой свободе многие биологи, химики, математики и инженеры начали публиковать свои исследования и открытия. А открытие телеграфа позволило им более близко общаться со своими коллегами в любой точке мира. Благодаря этому сотрудничеству почти ежегодно в мире совершалась масса удивительных открытий, а также патентовались полезные изобретения, без которых сегодня сложно представить свою жизнь.
В средине XIX в. наступил настоящий расцвет науки, который изменил мир в лучшую сторону. Человечеству начало казаться, что она всесильна, а ее возможности безграничны. После того как с помощью вакцин были побеждены многие страшные заболевания вроде оспы, а машины стали облегчать человеческий труд, людям стало казаться, что еще несколько лет – и наука изменит мир навсегда, превратив его в сказочную утопию.
Эта непоколебимая вера в торжество науки и человеческого знания и породила сциентизм. Наука, по мнению сциентистов XIX в., должна была занять в обществе место религии и философии, потеснив культуру. Ведь они искренне полагали, что с помощью научных знаний скоро будут открыты и объяснены все тайны мироздания.
К сожалению, этот оптимизм оказался неоправданным, и с началом Первой мировой войны человечество осознало, что наука – это не панацея от всех бед, а в отдельных случаях и причина многих из них. Ведь многие открытия ученых XIX в. в этой войне были использованы для уничтожения такого количества людей, какого не знала история ранее.
В средине XX в., когда человечество стало понемногу сталкиваться с последствиями многих научных достижений (радиационное заражение от атомных бомб, разрушение озонового слоя, генетические мутации), все меньше людей верило, что сциентизм – это панацея. Более того, чем больше открытий делалось, тем больше необъяснимых фактов находили ученые. Прогноз, что наука вытеснит религию, не оправдался, а сциентизм так и остался идейной позицией, а не религией нового поколения.
Современный сциентизм
В XXI в. наука воспринимается уже не как надежда на светлое будущее человечества, а наоборот - как возможная причина его гибели. Именно поэтому сегодня сциентизм – это устаревший взгляд на мир. Все более модной философией современности является ориентация на поиск духовных ценностей, а значит, в приоритете - философия, социология и культура.
Особенности сциентизма
Рассмотрев то, как развивался в прошлых веках сциентизм (кратко), можно более подробно изучить основные черты этой идейной позиции. Однако стоит помнить, что он не является системой взглядов, поскольку имеет лишь ряд признаков, которых недостаточно, чтобы классифицировать его как систему.
- Первой чертой приверженца сциентизма является его гипертрофированная вера во всемогущество науки как панацеи от всех проблем человечества. Фактически это своеобразное ее обожествление. Именно из-за этой черты сциентизм часто приравнивают к религии или течению в философии. Сциентисты являются приверженцами натуралистической, материалистической, преимущественно механистической метафизики.
- Главными дисциплинами, по образу и подобию которых должны строиться все остальные науки, сциентисты считают физику и математику.
- Сциентизм именует истинным знанием только то, что подтверждено наукой, полагая все остальное ересью.
- Приверженцы сциентизма полагают, что методы изучения точных наук можно с аналогичным успехом использовать и для гуманитарных дисциплин. Однако практика показывает, что методы изучения напрямую зависят от предмета данной научной дисциплины. У гуманитарных и точных наук они разные.
Достоинства и недостатки
Прошло уже более 200 лет с тех пор, как возникло понятие «сциентизм» в философии. Кратко рассмотрев историю этой идейной позиции и ее основные постулаты, можно оценить плюсы и минусы.
- Благодаря сциентизму наука смогла сбросить «оковы» религии или морали, став производительной силой общественных ценностей и открыв для каждого человека безграничные возможности познания.
- С другой стороны, потеряв контроль со стороны морали, ученые стали использовать свои открытия не для развития общества, а для его уничтожения. В частности, стали создавать биологическое и химическое оружие массового поражения.
- Сциентизм способствовал и способствует избавлению общества от многочисленных теологических и метафизических заблуждений. К примеру, народные приметы и суеверия (которым многие века беспрекословно следовали предки) благодаря сциентистам были пересмотрены и распределены на полезные и ересь.
- Сциентизм недооценивает важность философии, социологии, психологии и других наук, которые изучают душевное и психическое состояние человека. Примером этому может послужить доктрина социализма, сформулированная и популяризированная Карлом Марксом. Так, предполагалось, что когда наука облегчит человеку исполнение даже самого тяжелого труда, люди автоматически статут работать для самореализации, а не ради зарплаты. Однако данная доктрина не учитывала склонность личности к жадности, лени, обману и невежеству.
- Несмотря на негативное отношения к гуманитарным наукам, сциентизм популяризировал просвещение, полагая, что обретение знаний всеми членами общества будет способствовать всеобщему благу. Именно поэтому со второй половины XIX в. даже среди дворян, модным стало иметь профессию, разбираться в точных науках.
Антисциентизм
В том же XIX в. появилась и другая идейная позиция, противоположная сциентизму. Речь идет об антисциентизме. Этим понятием называют настороженное (или критическое) отношение к достижениям науки. В качестве синонима для антисциентизма в СССР было принято использовать слово «антинаука», хотя это не совсем верно.
История возникновения антисциентизма
Понятия "сциентизм" и "антисциентизм" в философии и науке практически всегда шли рядом. Так, начиная с эпохи Просвещения, многие великие умы с опаской относились к вере окружающих во всесильность науки.
Среди известных антисциентистов были Ж-Ж. Руссо, Н. Огарев, Н. Бердяева, Л. Шестова, Герберт Маркузе, Майкл Полани, Д. Судзуки, Б. Рассел и другие.
Примечательно, что за 200 лет эта позиция так и не смогла победить свой антипод или же ассимилироваться. Современный сциентизм и антисциентизм продолжают свое параллельное существования, дополняя друг друга, как инь и янь.
Виды антисциентизма
Антисциентизм бывает 3 видов: умеренный, радикальный и религиозный.
- Приверженцы умеренного вида относятся к науке не критично, а скорее скептически. Они отмечают ее важность для развития общества, но при этом не склонны абсолютизировать ее роль в прогрессе. По мнению умеренных антисциентистов, наука должна научиться существовать в содружестве с гуманитарными и социологическими дисциплинами. Фактически сциентизм и антисциентизм умеренный – это 2 стороны одной медали. Только к научному мировоззрению, антисциентизм предлагает добавлять еще 3 аспекта: религию, искусство и нравственность.
- Радикальный антисциентизм рассматривает науку, как нечто враждебное по отношению к человеческой свободе. Исходя из подобного образа мышления, создано множество антиутопий вроде произведений Станислава Лема, Рея Брэдбери, Олдоса Хаксли, Джорджа Оруэла и других. Стоит отметить, что многие приверженцы радикального антисциентизма склонны недооценивать значение достижений науки в современном мире.
- Религиозный антисциентизм – это попытка примирить науку и религию. Сторонники подобного мировоззрения полагают, что наука – важная и ценная составляющая жизни современного общества. При этом они считают, что наука и религия – не враги (как трактовалось многие века), а союзники.
Сциентизм и антисциентизм в философии (кратко)
Выше было отмечено, что сциентизм не только отрицает роль философии в жизни общества, но и не является ее отраслью. Сциентизм в философии - это весьма противоречивое понятие. Дело в том, что подобный образ мышления, ставящий науку на пьедестал, отрицает необходимость существования самой философии, как, впрочем, и сходных с ней дисциплин. В связи с этим многие из тех, кто изучают сциентизм и антисциентизм в философии, задаются рядом противоречивых вопросов.
Самым важным из них является желание понять, влияет ли научный прогресс на эволюцию человеческой морали. Так, сциентисты полагают, что с развитием науки человечество становится лучше. Однако наиболее ярые философы-антисциентисты, наоборот, считают, что технический прогресс убивает человечность и посягает на свободу воли личности. Кстати, на этом построен сюжет многочисленных антиутопий.
Стоит отметить, что современная философия сциентизм не всегда рассматривает в таком ключе. Многие ученые, проведя тщательные исследования, приходят к выводу, что точные достижения науки не имеют отношения к моральной эволюции или деградации. Они утверждают, что если личность склонна к агрессии, то она будет искать возможность проявить ее, независимо от того, если ли у нее палка или ядерная ракета. В этом ключе науку стоит рассматривать как катализатор развития доминантных качеств человека.
Влияния сциентизма и антисциентизма на науку
Сциентизм и антисциентизм в науке тоже вызывают немало споров. Главным камнем преткновения является проблема: должна ли наука регулироваться моральными нормами.
Сциентисты полагают, что наука должна быть свободна от норм морали, поскольку они тормозят развитие прогресса. В качестве аргумента приводится тот факт, что из-за вмешательства религии многие века медицина не имела возможности развиваться. Ведь в Средневековье грехом считалось изучение тел мертвых людей, хотя именно оно дало и продолжает давать возможности ученым находить лекарства от многих болезней.
Хотя подобный аргумент более чем справедлив, мнение антисциентистов, (что без морали наука уничтожит человечество) тоже весомо. Ведь если исследователь не будет оценивать свои изобретения с точки зрения категорий "польза/вред", он может принести непоправимый вред.
Антисциентизм, сциентизм и саентология
Довольно часто сциентизм путают с международным религиозным движением - саентологией. Однако данные понятия не связаны, хотя оба слова образованы от латинского термина scientia. Поскольку саентология – это религия, которая использует передовые достижения не только науки, но и гуманитарных дисциплин (включая оккультизм) для получения желаемого результата. В то время как сциентизм и антисциентизм (кратко рассмотрены были выше) сконцентрированы на изучении роли науки в современном обществе.
Похожие статьи
- Что такое экзистенциализм, что это значит?
- Огюст Конт, или Позитивизм в социологии
- Антропоцентризм эпохи Возрождения. Антропоцентризм - это...
- Аутист - это кто такой? Причины, признаки аутизма. Как проводится работа с аутистами
- Атеист - это кто такой?
- Агностик - кто это? Агностицизм как философия и мировоззрение
- Кто такие баптисты с точки зрения православия?