Бог Перун. Боги древних славян
Языческий славянский пантеон имеет достаточно много божеств. Но мифы и сложившаяся традиция самым узнаваемым из них сделали повелителя грома и молнии Перуна. На закате языческой эры даже считалось, что Перун – бог славян, который имеет вес над всеми остальными и является в этом отношении верховным. В то время это могло быть и так, хотя современные исследователи нередко отрицают верховенство Перуна. Ниже мы подробно рассмотрим этого персонажа языческой старины, а также кратко пройдемся по другим богам, которым поклонялись (да и сейчас поклоняются) славяне.
Перун
Бог Перун, как уже было сказано выше, это властелин грома, молнии, олицетворение силы и мощи стихии, повелитель огня. Согласно мифам, он - младший сын богини по имени Лада и ее супруга Сварога. Бог грома некоторыми исследователями славянского фольклора относится ко второму поколению божеств. Другие считают, что логичнее отнести его к третьему поколению. Однако, вне зависимости от этого, бог Перун по праву занимает место самого известного и знаменитого бога из славянского пантеона и древнеславянской мифологии. Если говорить о функциях, которые приписывались этому божеству, то нужно первым делом вспомнить, что именно он считался покровителем князя, княжеской власти и сопровождавшей князя дружины. Он представлял собой олицетворение непобедимой мощи, силы. Это следует понимать не только в чисто военном смысле. Это касается прежде всего противоборства света и тьмы, где языческий бог Перун выступал на стороне света. Само имя Перуна происходит от праславянского корня «перунъ», который означает удар. Оттого он является одновременно и богом-воином и богом-громовержцем, совмещая в себе, таким образом, архетипы, которые, к примеру, в римской мифологии были дифференцированы в Марсе и Юпитере. Согласно древней легенде, когда Перун появился на свет от своей матери Лады, весь Ирий (верхний мир, в котором обитают боги) был сотрясен небывалыми по силе молниями и громом. Сварог же обучил его кузнечному ремеслу и великолепному владению всеми видами вооружения, которые на тот момент были. Характер у этого бога, конечно, был сложный и взбалмошный. Юный бог молнии мог заснуть только под раскаты грома и блеск гроз. А когда вырос и набрался сил, то мог соперничать с молниями в силе и скорости. Много времени понадобилось Перуну, чтобы подчинить себе стихию. Владение молнией было предначертано ему Макошью, но до того, как ее пророчество исполнилось, отец закалял сына в священном огне в собственной кузнице. Были у Перуна и собственные атрибуты, характеризующие его. Во-первых, это красный плащ – тот самый, который впоследствии стал непременной отличительной чертой русского князя. Во-вторых, Перун-громовержец имел коня. Это был, конечно, не просто конь, а настоящий богатырский скакун, по силе и выносливости под стать своему хозяину. Еще одна вещь - секира Перуна (в некоторых источниках – палица), которую ему подарил отец.
Легенды повествуют о различных подвигах, которыми прославился Перун и заслужил свой авторитет среди богов и людей. Первый из них бог грома совершил, победив в схватке Скипера – змееподобного (либо похожего на скорпиона) сына Чернобога, отличавшегося злобой. Еще одна легенда повествует о том, как Перун победил знаменитое Чудо-юдо – морское чудовище, порожденное в гневе Черномором – богом морской пучины. Сделал это бог Перун не просто так, а чтобы расположить к себе Дыя – владыку Дивьего мира, дочь которого – Додолу – Перун вознамерился взять себе в жены. Есть и множество других сказаний, в которых подробно описываются сказания о доблестном громовержце.
Исторические свидетельства позволяют предположить, что верховый славянский бог Сварог со временем уступил в популярности и интенсивности всенародного почитания своему сыну. Бог Перун затмил его и уже к VI веку, как свидетельствует Прокопий Кесарийский, стал главным божеством славянского пантеона. Древние славяне представляли его высоким, статным, немолодым мужчиной со светлыми волосами, серебряной бородой и золотыми усами, облаченным в красный плащ. В руках у него –секира. Перуна также, как предполагают, украшала восьмилучевая свастика. Это важный символ, который в числе прочего является эмблемой, символом повелителя грома. Лучи при этом интерпретируются, как стрелы Перуна, так как внешне они изображались именно в форме молнии. Таким образом, к примеру, делались кумиры, изображавшие бога. Для этого выбирался, как предполагается, мощный древний дуб (дерево Перуна), на котором изображали схематично мужское лицо, символ бога и его воинскую атрибутику. Справедливости ради нужно сказать, что и звезда Перуна, и его секира, как их изображают сегодня, это попытка реконструкции. За неимением аутентичных источников приходится довольствоваться этим, но нужно понимать, что доподлинный внешний вид этих деталей нам на сегодняшний день неизвестен. Праздник в честь Перуна, а соответственно, праздник всех защитников Родины - по языческим славянским представлениям, приходится на 20 июля. Надо также сказать, что именно божество Перун ассоциируется с легендарным папоротником. По легенде он подарил цветок этого растения на свадьбу Костромы и Купалы. Современные адепты славянского язычества атрибутируют Перуну и классическую свастику, а также руну, называемую «Сила».
Когда язычество на Руси уже пришло в упадок, перед самой христианизацией, Перун был едва ли не самым почитаемым божеством. Можно сказать, что на фоне христианства именно Перун символизировал собою языческий культ вообще, старину, традиции предков и все, что было дорого русскому человеку. Перун - бог славян, и именно его имя возвели на щит, когда пытались противостоять попыткам навязать новую веру. И именно повсеместное свержение идолов Перуна символизировало победу надвигающегося христианства. В связи с этим надо вспомнить, что именно Перун олицетворял языческую веру киевлян при князе Владимире. И хотя после его крещения с центрального капища свергли всех идолов, свержение, побитие и сплав по Днепру именно Перуна вызвал наибольший резонанс. Именно за ним преданные язычники бежали по берегу с криками: «Выдыбай!», то есть выплывай. Народная память, однако, сохранила память о боге и синтезировала ее с образом близкого по духу пророка Илии, также отличавшегося силой, ненавистью к врагам родины и некоторой властью над стихией.
На сегодняшний момент, когда вера в исконных русских богов начала возрождаться и набирает все больше сторонников в свои ряды, культ Перуна становится все популярнее. Уже существует храм Перуна, капища, в изобилии продаются аксессуары, обереги, предметы быта и культа с его символикой. Кроме того, некоторое распространение получили так называемые веды Перуна. Иначе их называют Сантиями. Хотя некоторая часть безоговорочно признает их подлинность и аутентичность, большая часть исследователей, даже из числа неоязычников все-таки относится к этому документу скептически. По содержанию они представляют собой переработанные части индийских и так называемых славяно-арийских вед. Последние, впрочем, также далеко не однозначные в научном смысле документы, и подлинность их все еще вызывает подозрения.
Боги древних славян: список и их значение
Теперь пройдемся кратко по всему пантеону славянских божеств и посмотрим, кто из них с чем ассоциировался. Сразу нужно сказать, что в значительной части сведения об аутентичном их почитании были утрачены или искажены в течение тысячелетней истории духовного довления на Руси христианства. Сегодняшняя интерпретация того, что представляли собой боги древних славян, несколько условна, предположительна, по крайней мере, в отношении фигур второстепенных, малоизвестных. Начнем же мы с такого персонажа, как Сварог.
Сварог
Данный бог почитался древними славянами в качестве божества неба, отца всего существующего. Он являлся отцом для множества богом, например, Даждьбога, Семаргла и других, не говоря уже о Перуне. Будучи отцом небес, он олицетворял собой огненную стихию и покровительствовал кузнечному ремеслу. Поэтому отчасти его роль и функции перекликаются с греческим Гефестом, хотя он гораздо масштабнее и значительнее по своей сути. Одна из реконструированных мифологических систем полагает, что Сварог был сыном Крота. Тот, в свою очередь, происходил от Ситоврата. На основании этого сторонники данной версии отрицают отцовство Сварога по отношению ко всем богам.
Само имя «Сварог» происходит от праиндоевропейского корня «сваргас», означающего "небо". Соотнесение божества неба с огнем и далее – с кузнечным делом строится на присутствии в «сваргас» другого корня – «вар», означающего горение, жар от пламени. Согласно легенде, именно Сварог одарил людей такими вещами, как плуг, клещи и обучил их искусству работы с медью и железом. Будучи самым верховным божеством, он, снабдив человечество и землю всем необходимым, отходит на покой, тогда как управлять миром остаются его сыновья, называемые Сварожичами.
Велес
Все боги древних славян, которые известны сегодня, за исключением Перуна, вряд ли сравнятся в славе и почете с Велесом. Это неудивительно, ведь именно он покровительствовал плодородию и земледелию, а значит, именно с ним было связано обилие урожая и, соответственно, выживание племени. По своему характеру Велес был связан с Навью, то есть с нижним миром, миром мертвых. Характерно, что имя Велеса восходит к корню «вел», означающего мертвеца, смерть. И будучи богом загробного мира, он, тем не менее, исполнял функции бога плодородия. Аналогичная ситуация вовсе не уникальная. К примеру, такая же наблюдается с кельтской богиней Этайн (Рианнон) и рядом других персонажей из различных культур. Поскольку с миром мертвых также были связаны понятия о магии и силе, имя Велеса находит отражение в таких словах, как «веление», «власть», «владение». А вот посещение иного мира несет человеку особенное посвящение, некую потустороннюю мудрость и вдохновение, отражающееся в творчестве. А потому Велес также становится покровителем поэзии, всяческих искусств и мудрости. По своему происхождению Велес является сыном Рода – самого первого бога, праотца и небесной Коровы. Под именем Велеса почитается сила, связывающая между собой самые противоречивые и несовместимые вещи, антиподы. Он поддерживает гармонию между разрушением и созиданием, смертью и жизнью. На Руси данный персонаж почитался также как «скотий бог» - таков его устойчивый эпитет. В этом смысле он выступал покровителем охотников, скотоводов. Кроме этого, ему вменялось в обязанность блюсти честность договоров и присматривать за путниками. Как покровитель магии и волшбы, он оказывается тесно связанным с медициной. Все это сочетается в нем и идет рука об руку. Древние корни этого культа дают нам представление также о звериной ипостаси Велеса. Как владыка подземного царства и мертвых, он называется Волосом и представлен в виде животного - обычно медведя. Кроме того, он принимает вид змея, который борется с Перуном. Это его более темная ипостась, ассоциируемая иногда с Чернобогом, представляет собой первобытный хаос, неупорядоченный мир, враждебный всякому порядку.
Чернобог
Чернобог - это, пожалуй, самая пугающая божественная фигура из всего славянского пантеона. Об этом говорит даже его имя. И в самом деле, он является повелителем Нави, то есть Тьмы. Собой Чернобог олицетворяет все зло, весь холод, весь негатив, которые наличествуют в мире. В мифах он постоянно старается свергнуть существующий порядок и свести на нет все усилия светлых богов. Прямо противостоит ему Белобог – противоположная Чернобогу фигура. И вот очень интересный момент – один раз в году Чернобог превращается в своего оппонента Белобога и ведет войну со своей же Чернобожьей ипостасью.
Даждьбог
Даждьбог - это светлая сущность, которая олицетворяла собой солнечный свет. Это обеспечило ему широкое почитание среди славянских племен. Иногда ошибочно полагают, что его имя происходит от слова «дождь». Но на самом деле оно означает «дающий». Отсюда получило распространение выражение «дай бог». Славяне именовали его с солнечным царем, сыном Сварога. Естественно, что золотой цвет стал одним из основных символов этого божества. Насколько известно из сохранившихся свидетельств, расцвет почитания Даждьбога пришелся на период двоеверия, то есть на X-XII века. Именно он считался дарителем календаря, учредителем счета дней и первым законодателем. Нужно отметить также, что, будучи богом солнечного света, он не являлся богом самого солнца. Светило находилось в компетенции другого лица – Ярилы.
Ярила
Ярила почитался в качестве сына Велеса, а иногда и его ипостаси, как дают возможность судить источники. Он был не просто солнцем, но относился к архетипу умирающих и воскресающих богов, связанных в основе своей со сменой времен года. А потому временем Ярилы, его расцветом является весна. Отсюда ему усваивали покровительство плодородию, а также сексу. В отдельных ипостасях он почитался в качестве бога воина (победителя мороза), бога-любовника, Коровьего бога.
Хорс
Хорс - это также солярное божество. Однако он олицетворяет в себе не просто солнце, а солнечный путь по небу. С ним связаны традиции катать зажженные колеса и печь блины. А еще, как считают некоторые исследователи, к культу Хорса восходит обычай водить хороводы, что и отражено в названии этого когда-то ритуального танца. Недостаток данных сегодня не позволяет точно определить, что собой представлял этот бог – особого персонажа или некое дополнение-ипостась к другим солярным богам. Следует только сказать, что Хорс был в числе тех главных идолов, которых князь Владимир, в бытность свою язычником, распорядился поставить в центре Киева близ княжеского дворца.
Лада
Лада - это одна из немногих богинь славянского пантеона. Она считалась покровительницей брака, изобилия и, в некотором смысле, плодородия. Характерно, что ее культ среди славян поддерживался в народной среде в некоторых местах плоть до XV века. Олицетворяла она собой также вторую часть летнего времени года – времени, когда зреет и наливается урожай. Иногда ее ассоциируют также с матерью двенадцати братьев-месяцев, круг которых составляет годовой цикл. Лада считалась воплощением мира, порядка, гармонии. Отсюда происходят слова «ладить», «ладно» и так далее.
Леля
Гораздо менее известна богиня Леля. Это дочь Лады. Она была богиней весны, первой зелени, цветов, распускающихся листьев и начала всего нового. Леля олицетворяла собой все нежное, женственное, юное, а также заботу, ухаживания и проявление любви. Отсюда, к примеру, происходят слова «лелеять» и «ляля». В древности в честь этой богини девушки по весне устраивали ляльник - праздник с особым риуталом, роль жрицы в котором исполняла одна из девушек.
Похожие статьи
- День Перуна: обряды и традиции празднования
- Почему божья коровка называется божьей? Ответ
- Славянский символ коловорот: описание и значение
- Что такое Бог? Понимание Бога в православии. Есть ли Бог? Доказательства существования Бога. Вера в Бога
- Древнерусская культура: история возникновения, пути развития и интересные факты
- Что такое секира? Значение слова
- Ильин день: история праздника и традиции