Уровни владения иностранным языком. Углубленное изучение иностранных языков
Приступая к изучению любого иностранного языка, всегда хочется иметь возможность отследить, как продвигается процесс и насколько быстро прогрессирует накопление знаний и приобретение коммуникативных навыков. Проще говоря – на каком вы уровне. Для этой цели разработана целая система. О ней и пойдёт речь в данной статье.
Как определяется знание иностранных языков?
Многие ошибочно полагают, что достигнуть определённого уровня знания языка – значит выучить какой-то, заранее оговоренный, объём слов. Например, для начального уровня нужно знать 100 любых слов, для среднего 1000… и так далее. Это в корне неверно. На самом деле каждый уровень состоит из совокупности навыков: лексических, грамматических, произносительных, речевых, слушательных, а также навыков письма и чтения. Всеми ими должен владеть изучающий иностранный язык, а разница между различными уровнями заключается в широте познаний и разнообразии умений.
Существует официально принятая классификация, созданная европейской организацией ALTE, занимающейся тестированием уровней владения иностранными языками. Данная классификация включает 6 уровней, расположенных по возрастанию: от практически нулевого до приближенного к носителям языка.
Уровни знания по ALTE
Рассмотрим эту общепринятую классификацию. Данная система уровней владения иностранным языком состоит из следующих ступеней.
A1 (Breakthrough) означает умение ответить на самые простые вопросы на иностранном языке, рассказать простейшими предложениями о себе и других людях, знать базовую лексику, понимать основной смысл сказанного, отвечать впопад.
A2 (Уровень 1) предполагает более чёткое и приближенное к носителям языка произношение, чуть усложнённые грамматические конструкции, знание лексики для рассуждения на отвлечённые темы, а не только о себе или текущей ситуации.
B1 (Уровень 2) означает свободное высказывание своих мыслей и идей, умение написать разные виды текстов, почти полное понимание чужой иностранной речи, минимальное количество грамматических и лексических ошибок. По завершении этого уровня можно начинать сдавать международные экзамены для подтверждения своего знания языка и получения сертификата.
B2 (Уровень 3) предполагает, что изучающий говорит не только почти без ошибок, но и использует всё богатство языка (пословицы, поговорки, идиомы, шутки и т. д.), понимает с первого раза почти всю услышанную информацию, может аргументированно и развёрнуто выразить своё мнение по широкому кругу вопросов.
Уровни C1 и C2 (соответственно, 4 и 5) означают овладение иностранным языком на самых совершенных уровнях, необходимых для проживания или работы за рубежом, свободного общения с иностранными бизнес-партнёрами и друзьями, работы в сфере переводческих услуг, писательства и журналистики на иностранном языке и другого профессионального применения таких навыков. Иностранец, владеющий высшими уровнями знания, мало чем уже отличается от образованных носителей этого языка.
От начального до продвинутого
Есть ещё одна классификация, которая частично совпадает с вышеприведённой. Эти названия уровней распространены больше, поскольку именно они используются авторами европейских учебников, в частности, по английскому языку.
Если вы решите учить с нуля этот язык и отправитесь на курсы иностранных языков, то первым учебником, попавшим к вам в руки, станет книга с надписью Beginner или Starter. Далее последуют ещё 6 уровней. Некоторые из них совпадают с классификацией ALTE. Полное и точное соответствие показано в таблице.
Ступени ALTE | Названия учебников английского |
A1 Breakthrough | Beginner, Starter, Basic Elementary |
A2 Level 1 | Pre-Intermediate |
B1 Level 2 | Intermediate Upper-Intermediate |
B2 Level 3 | Advanced |
C1 Level 4 | ― |
C2 Level 5 |
Теперь рассмотрим подробно каждый из уровней. Мы сможете сравнить предлагаемое описание с собственными навыками и знаниями.
Начинающий, нулевой (Beginner, Starter)
С него начинаются все уровни владения иностранным языком. В данном случае – английским, но принцип оценки знаний в любом случае будет сходным.
Чтобы определить себя как начинающего, нужно обладать некоторыми умениями. Это подразумевает следующее:
- называть своё имя, возраст и другие простейшие данные;
- отвечать на соответствующие вопросы («Как тебя зовут?» и т. п.);
- считать до 100;
- знать алфавит, уметь называть буквы в любом слове;
- понимать простейшие предложения.
Начальный, базовый (Elementary)
Переходим к следующей ступени, входящей в уровни владения иностранным языком. Здесь устные навыки значительно расширяются, и к ним добавляются письменные.
Самостоятельное говорение:
- с простым и понятным произношением;
- выражение своих чувств и мыслей в понятной для других людей форме;
- рассказывание кратко о себе, другом человеке, своей семье и т. д.;
- сообщение простых сведений на отвлечённые темы (погода, впечатление о прочитанном, объяснение ситуации, ответ на вопрос по тексту и т. п.)
Понимание чужой речи:
- улавливание основной информации из учебного аудирования;
- осознанное чтение коротких текстов, понимание основной идеи.
Базовый средний (Pre-Intermediate)
Продолжаем разбирать уровни владения иностранным языком. Если вы в своём изучении дошли до этой ступени, то при поездке за границу уже точно не пропадёте.
Что включает в себя базовый средний уровень?
Самостоятельное говорение:
- с чётким, хорошим произношением;
- с ориентированием в основных ситуациях (умение ответить на вопрос, поддержать беседу или сообщить, что вам непонятно);
- с умением чётко высказывать свои мысли и чувства по различным поводам.
Понимание чужой речи:
- различение звуков, интонации и ударения;
- полное понимание смысла и идей текстов более сложных, чем на предыдущей ступени.
Навыки письма:
- о себе, другом человеке, ситуации, впечатлениях;
- написать открытку, личное и официальное письмо разных типов;
- грамматически корректно строить и согласовывать предложения.
Средний (Intermediate)
Для этого уровня характерна совокупность всего, что было освоено на предыдущих ступенях, только теперь это доведено почти до совершенства. Грамматические конструкции и лексика, которыми владеет человек, уже достаточно сложные. Закрепляется навык составления различных типов текстов (ответ на личное и официальное письмо, поздравление, запрос, претензия, извинение и т. д.) и рассуждения на различные общественные темы.
Завершающий средний (Upper Intermediate)
Эта ступень замыкает уровни владения иностранным языком, которые в совокупности достаточны для полноценного и беспроблемного общения на любые темы. Неслучайно первые экзамены на получение сертификатов о знании языка начинают сдавать, как раз освоив эту ступень.
Если вы овладели завершающим средним уровнем, то умеете:
- чётко доносить мысли до собеседника;
- поддерживать диалог или дискуссию с двумя-тремя партнёрами;
- верно использовать по ситуации официальный или неофициальный стиль;
- делать сравнительно мало ошибок, уметь их сразу замечать и поправлять себя;
- с первого раза понимать основные тезисы чужой речи и отношение к ним говорящего;
- вести телефонный разговор;
- понимать 95 % информации из текста и делать выводы о прочитанном;
- употреблять простые и сложные синтаксические конструкции;
- писать письма, отзывы, рецензии, резюме и т. п.;
- использовать элементарные художественные приёмы при написании историй, сочинений.
Основной продвинутый (Advanced)
С этого уровня начинается углубленное изучение иностранных языков. Для данной ступени характерно всё то же, что и для предыдущей, а также добавляется ряд новых навыков. Продвинутый уровень означает:
- ошибок должно быть по минимуму;
- богатая речь, свободное использование и понимание идиом, пословиц;
- знание реалий языка, узнавание многих цитат и аллюзий, которые хорошо известны носителям языка;
- свободное чтение и слушание иностранных СМИ, просмотр кинопродукции с максимальным пониманием речи и ситуаций;
- умение выразить свои мысли не только с помощью лексики и грамматики, но ещё интонацией и логическим ударением;
- свободное ведение дискуссий на общеизвестные темы;
- написание разнообразных типов текстов, использование стилистических приёмов.
Профессиональный иностранный язык
Такой уровень владения не родным для человека языком – тоже интересное явление, но встречающееся несколько реже, чем способность разговаривать на общие темы. Само название этого направления подразумевает, что говорить (писать) на иностранном для человека языке необходимо для осуществления профессиональной деятельности. Чтобы осуществлять её успешно, необходимо знать язык на самом высоком уровне, а также владеть специфическими знаниями и навыками, связанными с использованием этого языка. Какие направления профессиональной деятельности могут быть задействованы?
- Обучение иностранным языкам. Помимо превосходных лингвистических знаний и умений, нужно владеть методикой преподавания людям разного возраста.
- Перевод: письменный, устный, синхронный, последовательный и т. д. Помимо высокого уровня языка и отличного понимания культурных, исторических, географических реалий другой страны, нужно владеть лексическим запасом определённого профиля. Этот профиль означает специализацию перевода: технический, научный, публицистический, художественный и т. д.
- Гостиничный бизнес, туризм. Необходимо хорошо знать менеджмент, разбираться в реалиях жизни той или иной страны, владеть широким пластом лексики, специфичной для этой отрасли.
- Управление персоналом. Требуются глубокие знания в области отечественного и зарубежного менеджмента, PR и других областей, необходимых в этой деятельности. Естественно, нужно уметь на иностранном языке искать информацию и общаться на профессиональные темы.
Где учат языки?
Обучение иностранным языкам осуществляется различными методами.
- Общеобразовательная школа или неязыковой вуз. Это наименее эффективный метод, который в самом лучшем случае даёт базовые навыки. По уже известной нам классификации это уровень Elementary (А1).
- Школы или курсы иностранных языков. Обучение осуществляется по весьма эффективной методике, направленной на обучение самостоятельной речи в первую очередь. Так что здесь всё зависит от способностей и целеустремлённости изучающего. При желании можно подняться до уровня Upper-Intermediate и даже Advanced.
- Изучение по Skype. Здесь возможности также широки, особенно с сильным преподавателем и большим личным желанием научиться.
- Разговорный клуб. Отличная возможность пообщаться в неформальной обстановке со своими соотечественниками, но на иностранном языке.
- Языковые туристические туры. Можно познакомиться со страной и её жителями, одновременно погрузившись в общение. Очень эффективно для расширения словарного запаса и улучшения произношения.
- Специальные соцсети и чаты. Помогают постоянно использовать язык в общении, когда различные ситуации возникают непредсказуемо и естественно.
- Мультимедиа-возможности: игры, музыка, фильмы, сериалы, книги, телешоу, новости, познавательные программы и многое другое.
Иностранные языки для детей
Школьное изучение не особенно эффективно, хотя продолжается порой на протяжении 8-10 лет. Изучаться начинает иностранный язык в начальной школе, обычно со 2 класса. Как правило, это английский.
В настоящее время популярно включение иностранного языка в программу дошкольного развития ребёнка (с 3-5 лет). Поэтому бывает, что к моменту начала изучения английского в школе некоторые дети уже владеют уровнем Starter или даже Elementary.
Похожие статьи
- Лучшие экономические вузы Санкт-Петербурга
- Intermediate - уровень английского языка. Знание английского языка на уровне Intermediate
- Уровни знания английского языка
- "Алибра Скул": отзывы, адреса. Сеть школ иностранных языков Alibra School
- Институт стран Востока (ИСВ): адрес, проходной балл, стоимость обучения, отзывы
- Кембриджские экзамены: примеры, подготовка, результаты
- Как уехать жить за границу? Как уехать в другую страну на ПМЖ?