Государственная служба - это... Система государственной службы
Любой человек хочет заниматься той работой, которая ему больше всего по душе. Но еще в древние времена существовали такие виды деятельности, которые позволяли осуществлять основные государственные функции. Как мы понимаем, люди, занимающиеся подобными ремеслами, всегда пользовались почетом и глубочайшим уважением среди окружающих граждан.
По истечении многих лет служба на благо своей стране не стала менее привлекательной, а также не потеряла степени эффективности. Сегодня, как и несколько сотен лет назад, человек, исполняющий волю суверена, страны, всегда получает от неё все самое лучшее. К тому же в XXI веке государственная служба приобрела определенного рода юридический регламент. В Российской Федерации он представлен рядом нормативно-правовых актов, что позволяет регулировать государственную деятельность наиболее полным образом. Существуют также некоторые виды данной деятельности, которые будут детальнее описаны далее.История появления государственной службы
В Римский и Византийский период система государственной службы была отлично развита, учитывая тот факт, что политическая ситуация в те времена была крайне нестабильной. Во-первых, мир переживал становление новой религии – христианства. Во-вторых, постоянные набеги варваров с Севера наносили достаточно серьезный урон экономической системе. Что касается самого устройства государственного аппарата, то оно имело определенные нюансы. Наиболее известным является принцип, согласно которому людей назначали на должности. Учитывались не их морально-деловые качества, а личная зависимость от вышестоящих лиц, а также статус сословия и степень известности семьи. Однако, даже невзирая на эти аспекты, система государственной службы в Риме, а позже в Византии была одной из самых грамотных и эффективных.
Дальнейшая история развития госслужбы прослеживается в Китае. Там чиновничий аппарат был очень громоздкий и неэффективный по сравнению с Византией. Что касается просторов современной Российской Федерации, то тут государственная служба формировалась со времен Российской Империи. Наиболее интересным периодом является советский, потому что современное представление об аппарате управления страны и принципах его деятельности было заложено именно в те времена.
Понятие государственной службы
Учитывая все представленные исторические моменты, можно сказать, что государственная служба, – это профессиональная деятельность людей в аппарате управления страной. Деятельность госслужащих определяется специальными нормативно-правовыми актами в зависимости от вида самой службы. Нужно помнить, что государственная служба, – это структурированная деятельность в разных секторах деятельности страны. К числу субъектов госслужбы относят военных, органы правопорядка, людей, которые служат в местных администрациях, и выборных политиков.
Государственная служба в России
ФЗ «О государственной службе» дает представление о данной деятельности на территории Российской Федерации. Согласно его положениям, данный вид деятельности является профессиональной службой по реализации определенных полномочий различных субъектов государственной власти. Закон о государственной службе перечисляет этих субъектов, а именно:
- Российская Федерации;
- субъекты РФ;
- федеральные органы и ведомства;
- органы власти субъектов РФ, иные органы;
- лица, замещающие должности, установленные Конституцией России;
- лица, замещающие должности, которые устанавливаются конституциями субъектов РФ;
При этом закон о государственной службе детализирует положения о прохождении и осуществлении данного рода деятельности.
Система службы государственной направленности
В Российской Федерации госслужба является структурированной деятельностью. ФЗ «О государственной службе» дает перечень элементов этого понятия. Согласно закону, к государственной службе можно отнести следующую деятельность:
- государственная гражданская служба России;
- военная служба;
- служба в правоохранительных органах;
Представленная система дает детальное представление о том, что государственная служба – это деятельность, направленная на реализацию не только повседневных задач страны, но и ряда экстраординарных, возникающих в том или ином секторе жизнедеятельности общества. Дабы как можно более полно разобраться в сути рассматриваемой категории, необходимо проанализировать каждый системный элемент в отдельности.
Государственная гражданская служба Российской Федерации
Государственная гражданская служба Российской Федерации – это деятельность граждан профессионального характера в органах исполнительной, судебной и законодательной власти. Деятельность регламентирует ФЗ «О государственной гражданской службе». Нужно отметить тот факт, что термин «гражданская», подчеркнет общественные принципы этой деятельности. Проще говоря, работа в органах правопорядка и служба в армии не являются гражданскими. Оплата работы государственных служащих осуществляется за счет бюджета РФ. Примером подобных ведомств является Государственная служба кадастра и картографии. При этом данное ведомство можно назвать «показательным», потому что в его деятельности воплощены все классические особенности гражданской службы.
Большое значение имеют принципы деятельности госслужащих, перечисленные в ФЗ «О государственной гражданской службе», а именно в статье 4. Согласно этой норме деятельность осуществляется на основе следующих принципов:
- приоритет прав и свобод граждан;
- неделимый характер федеральной гражданской службы всей страны и субъектов Российской Федерации;
- равенство граждан в процессе принятия их на государственную службу, а также запрет любого рода дискриминации;
- компетентность и профессионализм служащих;
- стабильность службы;
- доступность и полнота информации о государственной службе;
- взаимодействие службы с общественными организациями;
- защита служащих от вмешательства в их непосредственную деятельность, если такое вмешательство является неправомерным;
Таки образом, когда мы говорим о государственной гражданской службе Российской Федерации, нужно помнить, что её первостепенной задачей является реализация наиболее важных политико-правовых функций страны.
Должности государственной гражданской службы
Вся структура службы в органах власти выстроена на основе жесткой иерархии, которая, в свою очередь, закреплена на законодательном уровне. Штатное разделение каждого ведомства производится прежде всего на основе тех функций, которые оно выполняет. Тем не менее должности государственной гражданской службы являются одинаковыми вне зависимости от ведомства и иных факторов.
В настоящее время соответствующим законодательством определено четыре должностных категории, каждая из которых, в свою очередь, состоит из нескольких групп.
1. Руководители составляют первую категорию должностей государственной гражданской службы. Сюда входят руководители и заместители государственных органов, структурных подразделений, территориальных федеральных органов и т.п. В данную категорию отнесено три основных группы: высшая, главная и ведущая.
2. Помощники или советники – это должности, на которые возложена задача поддерживать руководителей в процессе реализации ими функциональных задач. Эта категория, как и предыдущая, состоит из трех основных групп.
3. Для профессионального обеспечения выполняемых задач государственными органами существует категория специалистов. По праву именно данная категория наряду с руководителями является ключевой, потому что именно специалисты выполняют большую часть функциональной работы того или иного органа. Например, государственная служба картографии - это ведомство, которое работает за счет специалистов, потому что без их помощи невозможно добиться выполнения возложенных на него функций. В категории присутствует четвертая, дополнительная группа (старшая).
4. Обеспечивающие специалисты – это ряд должностей, которые существуют для документарного, организационного, информационного и иного рода обеспечения деятельности государственных органов. Категория состоит из четырех групп: главная, ведущая, старшая и младшая.
Чины государственной гражданской службы
Представленные выше должности государственной службы дополняются определенного рода рангами (званиями). Подобные звания являются аналогом воинских и присваиваются в соответствии с занимаемой человеком должностью. Ранг присваивается на всю жизнь чиновника. Чтобы получить звание, служащий должен пройти соответствующий экзамен, который проводится с целью проверки его квалификации. Без проведения квалификационного экзамена классный чин присваивается следующим служащим:
- замещающим должность руководителя высшей группы;
- замещающим должность помощника советника;
- замещающим любую из должностей, назначение и снятие с которой производится Правительством РФ;
За наличие классного чина служащему выплачивается вознаграждение, размер которого регулируется соответствующими нормативными актами.
Государственная военная служба
Государственная служба России состоит из трех элементов, одним их которых является военная служба. Учитывая этот факт, можно сказать, что военная служба, — это профессиональная деятельность граждан России на должностях воинского предназначения в вооруженных силах государства, иных войск и воинских формирований, цель которых - обеспечение обороны и безопасности государства.
Что касается последних категорий, обороны и безопасности, то они являются основными целями существования военной службы вообще. Субъектом этого рода деятельности присваиваются специальные воинские звания, а организация деятельности регламентируется специальным законодательством.Статус военных в РФ
Статус военнослужащих, а точнее, их правовое положение, закреплено в специальных нормативных актах, а именно: «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе» и др. Абсолютно все военнослужащие обладают правами и обязанностями в соответствии с уставами, которые принимаются ведомственными органами управления. Статус военных в России можно условно подразделить на две составляющих в зависимости от многих существующих факторов, например:
- Все военнослужащие в обязательном порядке должны быть гражданами своего государства. Таким образом, на них распространяется общий правовой статус человека и гражданина.
- Вторым аспектом является специфика деятельности военнослужащих, которая обусловлена повышенной степенью риска для жизни вследствие выполняемых задач в сфере обороны и защиты государства. Учитывая эту особенность, можно говорить о специальном правовом статусе, который не только конкретизирует общие права и обязанности, но также дополняет их новыми, более специфическими.
Следует отметить, что сама по себе военная служба предусматривает некоторые ограничения военнослужащих в их титульных правах и свободах. Данный фактор может иметь место, если учитывать повышенную ответственность подобного рода госслужащих.
Звания и должности военнослужащих
Когда человек становится частью Вооруженных сил Российской Федерации, он автоматически включается в сложную структуру государственной военной деятельности. Должности государственной службы военной направленности несколько отличаются от гражданских структурой. Сама структура организации личного состава на местах состоит из следующих элементов:
1. Воинская должность.
2. Воинское звание.
3. Штатное место военной части, органа военного управления или военного учреждения.
Военный штат представляет собой документ, в котором закреплены основные положения о военной части или ином учреждении. Как правило, в штат входят ведомости о численности личного состава, его организационной структуре, количестве вооружения, подразделений, техники, должностей и т. п. В соответствии со штатом военнослужащие назначаются на должности.
Воинские должности определяют характер тех обязательств, которые должны быть выполнены в той или иной сфере обеспечения обороны и безопасности государства. К военным, занимающим определенные должности, предъявляются специальные требования согласно их профессиональной подготовке. Каждой воинской должности соответствует воинское звание.
Государственная служба в правоохранительных органах
Правоохранительная государственная служба – это вид профессиональной деятельности граждан, основной целью которой является обеспечение правопорядка, безопасности личности, общества и государства. Гражданам, которые работают в данной сфере, присваиваются специальные звания.
Правоохранительная деятельность очень похожа на военную, однако её цели и способы их реализации имеют свою специфику. Нормативно-правовая база правоохранительной структуры состоит из Федеральных законов «О полиции», «О правоохранительной службе Российской Федерации» и иных подобных нормативных актов. На сегодняшний день этот вид деятельности наиболее популярен и имеет первостепенное значение, учитывая тенденции развития современного общества.Итак, в статье было рассказано о государственной службе в Российской Федерации, а также о её основных видах.
Похожие статьи
- Государственная служба РФ. Органы государственной службы
- Муниципальная служба. Российский опыт
- Что такое правоохранительные органы? Система правоохранительных органов в России
- Конфликты интересов на государственной службе - это что? Примеры ситуаций
- Раскрываем принципы государственной службы
- ФГУП - это что такое? ФГУП России
- Государственный аппарат: функции и структура