Муниципальная служба. Российский опыт
Государственная и муниципальная служба - это деятельность государственных и муниципальных служащих, ориентированная на выполнение своих профессиональных обязанностей. Все должности на такой службе, как и сама её структура, утверждаются государственными и местными органами власти, а потому не являются выборными. Соответственно, муниципальные служащие подотчетны местной Думе (депутатам) или муниципалитету. Контроль над их деятельностью городская или поселковая община не осуществляет.
Правовой статус и регулирование
Муниципальная служба выдвигает определенные требования к желающим занять ту или иную должность. К таким требованиям обычно относятся: рамки полномочий, права и обязанности муниципального служащего, юридический и бюрократический статусы. Юридический статус декларирует правовые рамки, в пределах которых действует бюрократ. Бюрократический статус – это, собственно говоря, должность в системе местного самоуправления. При этом, если юридический статус остается неизменным (если, конечно, не поменяется ФЗ), то бюрократический статус обычно меняется в зависимости от структурных перестановок в муниципалитете. Кроме того, российская практика сформировала и дополнительный, внеправовой, но наиболее эффективный способ административно-персонального воздействия - так называемое «телефонное право», которое можно считать одним из ключевых элементов региональной структуры муниципального управления.
Должности
Муниципальная служба, таким образом, предполагает создание дополнительных должностей, предлагаемых мэрами городов, поселков, других административных образований для реализации общей модели управления. Это при том, что полномочия должностного лица прописываются в Уставе городского округа и отдельными распоряжениями муниципалитета. Список всех структурных единиц управления вносится в местный Реестр должностей.
Прохождение муниципальной службы
Как видим, должностное лицо в системе местной власти – зависимая категория. Часто так бывает, что практика взаимодействия внутри муниципальных служб определяется не столько рамками законодательства, сколько персональными связями между руководителями различных структур. Однако несмотря на такую альтернативность управления, муниципальная служба предполагает наличие определенных правил поведения:
- Приоритетное значение федеральных и региональных законов, других нормативных актов и предписаний. Учитывая, что местное самоуправления является одной из конструктивных составляющих единой общегосударственной бюрократии, контроль над продуктивной активностью муниципалитетов осуществляется через командно-административный инструментарий вертикали власти.
- Федеральное законодательство провозглашает приоритетность прав и свобод человека при непосредственной деятельности чиновников разного уровня.
- Профессиональная компетентность госслужащих. По мнению некоторых экспертов, вследствие того что муниципальная служба не предполагает конкурсного набора на вакантные должности, вопрос о компетентности чиновников обычно «повисает в воздухе».
- Введение принципа правовой и административной ответственности за должностные преступления.
Похожие статьи
- Специальность "государственное и муниципальное управление": кем потом работать?
- Работа в МФЦ: отзывы сотрудников о руководстве, зарплате и режиме работы
- Государственная служба РФ. Органы государственной службы
- РГСУ: отзывы. Российский государственный социальный университет, Москва
- Пенсия госслужащих: порядок назначения, размер и расчет
- Кто имеет право на звание Ветеран труда. Как получить это звание?
- Конфликты интересов на государственной службе - это что? Примеры ситуаций