Станция московского метро "Воробьевы горы"

0
0

«Воробьевы горы» - станция метро в Москве, которая до 12 мая 1999 года называлась «Ленинские горы». Относится к Сокольнической линии, находится между станциями «Университет» и «Спортивная». Южный выход расположен на территории Раменок ЗАО и Гагаринского района ЮЗАО, а северный - на территории Хамовников ЦАО.

Название станция получила от исторического района столицы Воробьевы горы. Метро с ее строительством существенно расширило пассажиропоток. Это первая станция метрополитена в России, находящаяся на мосту над рекой.

метро воробьевы горы

Первичный проект

«Ленинские горы» были открыты в январе 1959 года. Чтобы удешевить строительство, был подготовлен уникальный проект, в соответствии с которым линии метро должны быть проложены по метромосту. В 1958 году соорудили Лужнецкий мост, по верхнему ярусу которого выполнялось автомобильное движение, в то время как на нижнем расположилась станция.

При проектировании и строительстве моста были допущены технологические и конструктивные ошибки, что послужило причиной интенсивных динамических нагрузок на конструкции и сильной коррозии элементов арматуры. Это негативно влияло на целостность станции. В июле 1959 года после сильнейшего ливня смешанная с грязью вода проникла непосредственно в поезда. Затем стал обрушаться потолок, в бетонных перекрытиях образовались продольные трещины. Все это привело к тому, что мост был закрыт на реконструкцию.

Реконструкция

Станция закрылась для пассажиров 20 октября 1983 г. Ремонтные работы затруднялись в связи с перестройкой, начавшейся в Советском Союзе в то время и, как следствие, тотальным недостатком финансовых средств. По официальным данным, на реконструкцию потребовалось целых девятнадцать лет, но наиболее активно работы проводились в 1999-2002 гг., когда строилось Третье транспортное кольцо. 12 мая 1999-го разобранная полностью станция получила свое современное название – «Воробьевы горы».

воробьевы горы метро

Метро на участке «Спортивная» — «Юго-Западная» летом 2002 года было закрыто, поскольку строители к основной платформе станции подводили объездные мосты, перекладывали пути и восстанавливали тоннели.

Станция открылась повторно только 14 декабря 2002 г. Она, по сути, была полностью заново построена. На три метра увеличилась ширина, при этом решено было оставить платформенную часть на старых опорах и движение поездов осуществлять по отдельным балкам, чтобы динамические нагрузки на конструкции моста никак не повлияли.

Вестибюли

Станция метро «Воробьевы горы» имеет два вестибюля. Южный позволяет через верхний зал выйти к природному заказнику, а через нижний – на Воробьёвскую набережную. Северный вестибюль оборудован эскалатором и имеет выход к олимпийскому спорткомплексу «Лужники» и Лужнецкой набережной.

воробьев горы метро

Эскалаторная галерея

Недалеко от станции находится эскалаторная галерея, работавшая в период с 1959-го по 1988 год. По ней пассажиры доставлялись из подземки на улицу Косыгина. Эскалаторная галерея сейчас расположена в природном заказнике «Воробьев горы». Метро на этом участке в 1983 г. закрылось, а она еще какое-то время работала.

После того как станция была реконструирована, галерею из-за проблем с финансированием и техническим расчётом так и не восстановили. Сейчас от станции на улицу Косыгина попасть можно только пешком (подняться по обходным тропинкам в лесопарке) или по платной канатной дороге.

Оформление

Станция метро «Воробьевы горы» оформлена в современном стиле. Стены подходных коридоров и проходящие через зал опоры моста облицованы мрамором зеленого и белого цвета. Путевые стены прозрачные, из стекол, вставленных в алюминиевый каркас. Они открывают вид на БСА «Лужников», Москву-реку, здание Академии наук, Воробьевы горы. Полы выложены серым гранитом.

воробьевы горы станция метро

Интересные факты

  • Станция метро «Воробьевы горы» иногда именуется «якорем» московского метро, поскольку неизменно закрывается в дни мероприятий, когда наблюдается большой пассажиропоток.
  • Это одна из четырёх станций в Москве, к которым не подходят маршруты наземного городского транспорта. По метромосту следует троллейбус, но ближайшие остановки располагаются в полукилометре от каждого вестибюля и относятся уже к иным маршрутам троллейбусов и автобусов. Также это единственная в Москве станция, южный вестибюль которой выходит непосредственно на причал «Воробьёвы горы», который летом открыт.
  • Это наиболее длинная станция московской подземки и довольно опасная, поскольку на путях отсутствует лоток.
  • Станция метро «Воробьевы горы» является выставочной площадкой метрополитена наряду со станцией «Выставочная», где находится галерея «Метро».
  • В 1970-х годах на «Ленинских горах» снимались эпизоды художественных фильмов «Москва, любовь моя» и «Подсолнухи».
  • В компьютерной игре «Метро 2033: Луч надежды» персонажи проходят через эту станцию, однако находится она не совсем там, где на самом деле (в районе станции «Кропоткинская»).