Судебная власть и судебная система Российской Федерации: понятие, структура

0
0

Судебная власть и судебная система Российской Федерации имеют ключевое значение в построении взаимодействий в гражданском обществе и развитии экономики государства. Независимое и беспристрастное решение споров выступает в качестве неотъемлемого условия сохранения и восстановления нарушенных интересов и прав субъектов страны.

судебная система Российской Федерации

Понятие

Судебная система Российской Федерации включает в себя только определенные органы, уполномоченные на рассмотрение споров. Никакие иные структуры не могут осуществлять эту деятельность. Не допускается формирование чрезвычайных органов для разрешения дел. Конституционный закон о судебной системе Российской Федерации устанавливает ее независимость от исполнительной и законодательной ветви. В своей деятельности органы, относящиеся к рассматриваемому институту, руководствуются Административным, Гражданским, Уголовным кодексами. Судебная система Российской Федерации представляет собой совокупность уполномоченных институтов, сформированная в соответствии с административно-территориальным устройством страны. Органы, относящиеся к ней, связаны общими задачами. В каждом звене представлен комплекс инстанций одинаковой компетенции.

Федеральный Закон о судебной системе Российской Федерации

Этот нормативный акт считается основополагающим документом, в рамках которого регламентируется непосредственная деятельность инстанций, уполномоченных рассмотривать и разрешать споры. В соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции формирование основ судоустройства находится исключительно в ведении РФ, но не ее субъектов. Указанный выше нормативный акт подтверждает данное положение. Предписаний документ устанавливает принципы и правила деятельности уполномоченных инстанций. Таким образом, реализуется независимость и единство института.

конституционный закон о судебной системе Российской Федерации

Принципы

Единство системы в Российской Федерации обеспечивается посредством:

  1. Установления института нормативно-правовыми актами.
  2. Соблюдения правил, предусмотренных в законодательстве о судебной системе.
  3. Применения всеми уполномоченными органами общепризнанных норм и принципов, установленных в международных договорах и иных правовых документах, уставах и других актах субъектов страны.
  4. Признания обязательности реализации на всей территории государства решений судов, вступивших в силу.
  5. Закрепления единого статуса должностных лиц на официальном уровне.
  6. Финансирования мировых и федеральных судов из государственного бюджета.

Ключевые элементы

Органы, которые включает в себя судебная система Российской Федерации:

  1. Федеральные суды.
  2. КС субъектов.
  3. Мировые суды регионов.

К первым относят:

  1. Конституционный суд России.
  2. ВС страны и республик, областные и краевые, городов фед. значения, специализированные и военные инстанции. Они составляют систему органов общей юрисдикции.
  3. ВАС, арбитражные инстанции округов, кассационные, апелляционные, субъектов РФ. Они формируют систему арбитражных судов.
    судебная власть и судебная система Российской Федерации

КС

Эта инстанция выступает в качестве судебного органа конституционного контроля. Он независимо и самостоятельно осуществляет свою деятельность в рамках полномочий. КС РФ не подчиняется никаким органам. Решения, принятые этой инстанцией, обладают обязательным характером. Следует сказать, что судебная система Российской Федерации существенно отличается от существовавшей в советское время. В прежний период инстанции не наделялись полномочиями на осуществление проверки правомерности нормативных актов. Вследствие этого, зачастую права советских граждан, закрепленные Конституцией, являлись только формальными. Закон РФ о судебной системе Российской Федерации был разработан по международным образцам. В нем предусматривается несменяемость должностных лиц КС, неподотчетность, запрет на осуществление политической деятельности и работы по совместительству. Основной задачей конституционных судей выступает определение соответствия международных соглашений РФ, норм федерального и регионального законодательства, а также правоприменительной практики положениям Конституции.

Общие признаки

Структура судебной системы Российской Федерации отличается по ряду критериев от других государственных институтов. КС, инстанции общей юрисдикции, арбитраж представляют собой три независимых друг от друга элемента. Однако они связываются задачами по охране федеративного строя, экономической и политической систем, обеспечению правопорядка и законности, а также защите и восстановлению нарушенных интересов, свобод и прав граждан. Эти инстанции обладают общими признаками, по которым их отличают от прочих государственных институтов:

  1. Осуществление деятельности исключительно теми органами, которые уполномочены на отправление правосудия.
  2. Использование только тех способов, которые установлены нормами права.
  3. Осуществление судопроизводства в процессуальной форме.
  4. Наличие права использовать государственное принуждение.
    понятие судебная система Российской Федерации

Судебное звено

Этот элемент имеет ключевое значение при рассмотрении деятельности института. Понятие судебного звена выступает как основа подразделения инстанций общей юрисдикции и арбитражей. К этой категории относят органы, которые наделяются одинаковой компетенцией. Они имеют идентичную структуру, занимают одинаковое положение в системе. Например, мировые и районные (городские) уполномоченные органы формируют первое звено. Вместе с этим имеет место и определенная иерархия. Районные суды считаются вышестоящими по отношению к мировым, которые действуют в пределах конкретной территории. Областные и соответствующие им инстанции образуют второе звено. ВС - третье, самое высшее. Основной объем дел находится на рассмотрении первых органов. Суды второго и третьего звена уполномочены проверять обоснованность и законность решений, принятых нижестоящими судьями. Любое дело, таким образом, рассматривается в двух инстанциях - первой и второй. Допускается также пересмотр материалов в надзорном порядке. Однако эта деятельность не считается разбирательством по третьей инстанции, так как осуществляется в исключительных случаях. Военные суды тоже включают в себя три звена:

  1. Инстанции гарнизонов и равные им.
  2. Военные суды групп войск, вооруженных сил, флотов, округов.
  3. Военная коллегия ВС.

Аналогично построена и арбитражная судебная система Российской Федерации.

судебная система Российской Федерации федеральные суды

Инстанция

Это понятие включается в перечень основных характеристик судебной системы. Инстанционное разделение осуществляется в соответствии с процессуальной компетенцией. В ее рамках вышестоящие органы вправе проверять решения нижестоящих, если имеет место их необоснованность и неправомерность. Они могут изменить или отменить принятые акты. Согласно процессуальной компетенции, судебная система Российской Федерации включает в себя органы первой, кассационной (второй) и надзорной инстанций.

Важный момент

Несмотря на определенную схожесть понятий "звено" и "инстанция", они не могут рассматриваться как тождественные. Первый термин относится к судоустройству. Звено - характеристика, по которой определяется место органа относительно его деятельности в пределах конкретной территории. Инстанция выражает характеристику судопроизводства, она является разновидностью судебной деятельности. Такие определения, как "вышестоящий", "нижестоящий" не означают подчинение одних органов другим. Этими терминами обозначаются границы компетенции инстанций. Суды вышестоящей инстанции могут изменить или отменить решения нижестоящих, но не вправе давать указания о размере наказания, квалификации преступления и так далее.

закон РФ о судебной системе Российской Федерации

Нормативное регулирование

Суд занимает в общей системе органов власти исключительное положение. Только он может завершить спор между ответчиком и истцом, признать виновность субъекта, назначить уголовное наказание. В этой связи в рамках Конституции идея отграничения судебной власти от прочих отражена в самостоятельной главе 7. Вместе с этим, принцип разделения упоминается и в главах "Президент", "Федеральное Собрание", "Правительство". Реформа судебной системы началась с принятием Конституции в 1993 году. Впоследствии были приняты прочие основополагающие нормативные акты. В частности, к ним относят Закон "О судебной системе Российской Федерации". К основополагающим следует отнести нормативный акт, регламентирующий статус лиц, уполномоченных на рассмотрение дел. Все принятые на основании конституционных положений законы конкретизируют организацию, характер и способы реализации судопроизводства.

Суть института

В общих чертах она определена в ст. 118 Конституции. В ней и отраслевых нормативных актах приводятся положения, относящиеся к процессу построения института. Это, в частности, касается создания судейского корпуса, порядка организации и работы инстанций, полномочий. В первую очередь, положения регламентируют деятельность КС, ВС и ВАС. Закон о судебной системе раскрывает основополагающие принципы:

  1. Самостоятельность.
  2. Независимость.
  3. Обеспечение участия граждан в судопроизводстве.
  4. Язык производства.
  5. Равенство субъектов перед судом и законом.
    структура судебной системы Российской Федерации

Полномочия

Существенное значение в законодательстве отводится регламентации компетенции органов судебной системы. В круг полномочий инстанций входит:

  1. Отправление правосудия.
  2. Надзор за правомерностью и обоснованностью принятых решений, действий органов госвласти, местного самоуправления, организаций и общественных объединений, граждан и должностных лиц.
  3. Контроль конституционности.
  4. Обеспечение реализации приговоров, определений, приказов и прочих актов, принятых по результатам рассмотрения дел.
  5. Разъяснение вопросов судебной практики.
  6. Участие в формировании органов и содействие инстанциям.

В компетенцию судов входит разрешение самых разных вопросов от гражданских споров до дел, касающихся основ государственного строя Российской Федерации.