Чехословацкая "Ява 634" - яркое воспоминание из прошлого

0
0

Начиная с середины 70-х и заканчивая 90-и, самым лучшим мотоциклом в Советском Союзе считалась «Ява 634». Производство осуществлялось на территории братского в то время государства – Чехословакии с 1973 по 1984 год. Отечественный рынок являлся основным потребителем продукции завода. Главными преимуществами можно назвать хорошие технические и эксплуатационные характеристики, высокое качество деталей и сборки. Ещё одним плюсом советского времени являлось то, что мотоцикл был импортным.

Общее описание

Как большинство мотоциклов того времени, «Ява 634» был двухколёсным и предназначался для перевозки не более двух человек (вместе с водителем). В качестве альтернативы предполагалось присоединение бокового прицепного устройство (люльки) или заднего прицепа.

Максимальная скорость - до 170 км/ч, расход топлива 3,9 литра на 100 км в смешанном цикле. Двигатель работал на бензине, который смешивали с маслом в пропорции 1 к 30. Особый равномерный и невысокий рокот во время работы мотоцикла позволял отличать его от советских конкурентов того времени.

Двигатель

Двухтактный двигатель «Ява 634» двухцилиндровый объёмом 350 см3, от него пошло название серии 350. Максимальная мощность составляла 22 лошадиных силы, а крутящий момент 3 кГ/м. Благодаря правильному расположению цилиндров относительно оси мотоцикла, воздушная система охлаждения работала очень хорошо, перегрев двигателя был практически невозможен. Всего с такими силовыми узлами было выпущено 5 модификаций:

  • Jawa 350 633;
  • Jawa 350 634;
  • Jawa 350 638;
  • Jawa 350 639;
  • Jawa 350 640.

Ява 634

Компоновка двигателя мотоцикла «Ява 634» блочная: корпус, картер, сцепление и коробка передач выполнены в одном корпусе. Металл, из которого изготовлены цилиндры мотоцикла – серый чугун, поршень и головка блока цилиндров – сплав. На каждом поршне расположено три компрессионных кольца. Стальные пальцы установлены на игольчатом подшипнике и закреплены к поршню с помощью проволочных замков. Шатуны и втулки из стали изготовлены кованым способом. Маховики, пальцы и цапфы в общем сборе объединяются в коленвал.

Ремонт Ява 634

Рама

Отличительная черта, которую «Ява 634» приобрела относительно предыдущей модели - обновленная рама. На ней крепилась качающаяся вилка и переднее колесо. Конструкция выполнена из металлических округлых труб, соединённых между собой в нескольких местах. Проектирование происходило с учётом последующего присоединения к мотоциклу боковой коляски или заднего прицепа, для этого имеются специальные отверстия.

Двигатель Ява 634

Коробка передач

В принципе работы четырёхступенчатой коробки передач нет ничего сложного. Кулиса, управляющая положением двух вилок, создаёт четыре вариации замыкающих механическую цепь между первичным и вторичным валом, простыми словами, переключает на одну из четырёх передач. При включении любой скорости, остальные шестерни работают в холостом режиме, а не стоят на месте.

При правильной эксплуатации мотоцикл «Ява 634» был способен возить своего хозяина 100 000 км без проблем. Но неправильное переключение скоростей, а также грубое отношение с техникой могли приводить к вылетанию передач после 10 000 пробега. Такая неисправность коробки передач была очень частой при покупке с рук.

Во время включения передачи смещение шестерни вдоль вала не больше пяти мм. При выработке рабочей поверхности увеличиваются нагрузки и уменьшается срок эксплуатации деталей. В результате кулачки не сдерживаются в сцепленном состоянии и отсоединяются под воздействием шестерен. Таким образом, происходит самопроизвольное выключение передачи на «нейтралку».

Карбюратор

Устанавливался однокамерный карбюратор с горизонтальной подачей бензина. Металл, из которого изготавливался весь механизм в сборе – алюминиевый сплав. Как большинство мотоциклов эпохи социализма, после обкатки требовал дополнительной регулировки. Осуществлялась она следующим образом:

  • Игла переставлялась с четвёртой на третью проточку.
  • Регулировочный винт холостого хода нужно было выкрутить на 0,5-1,5 оборота (на время обкатки он был выкручен на половину оборота).

Карбюратор Ява

Иногда двигатель мог начать немного «тупить» при разгоне, виной этому являлся карбюратор. «Ява 634» оснащалась деталью, носящей маркировку 2926 СБДб, которая очень чувствительна к качеству топлива, поэтому приходилось несколько раз тщательно промывать карбюратор бензином. После этого можно было снова наслаждаться ездой на чехословацком мотоцикле.

Модификации

Одновременно с выпуском мотоциклов для советского потребителя народное предприятие производило технику для внутреннего рынка. Так как в западноевропейских странах такая продукция считалась устаревшей, техника рассчитывалась только для продаж внутри Чехословакии.

Особенностями чехословацкой "Явы" можно назвать уменьшенную мощность двигателя (20 л/с, 14,7кВт). Это было сделано для того, чтобы не превышать уровень шума от работы в 84 дБ. Модель имела маркировку 634/4/03. Напомним, для российского рынка мотоцикл выпускался мощностью 22 л.с.

Ностальгия о прошлом

Мотоцикл Ява 634

Модель выпускалась на протяжении 10 лет, и за это время на территорию нашей страны из Чехословакии было поставлено более 100 000 единиц. Именно 634 модель стала последней «шестивольтовой», на смену пришел мотоцикл с бортовым напряжением в 12 V, модификация 638.

Несмотря на то что производство завершилось более чем 30 лет назад, иногда на дороге попадаются вполне хорошо сохранившиеся экземпляры. Некоторые люди просто хранят мотоцикл в гараже как память о «тех годах», пару раз в год берут покататься, тщательно следят и делают необходимый ремонт.

«Ява 634» (мотоцикл) можно назвать техникой из советского прошлого нашей страны, которой, к сожалению, практически не осталось!