Глагол совершенного вида: определение категории, основные характеристики
Вид глагола – очень важный морфологический признак. По этой категории определяется не только смысловое наполнение данной части речи, но и то, какие слова будут образованы в дальнейшем. Например, происходят причастия от глаголов совершенного вида.
Категория вида
В русском языке, в отличие от романских, всего три времени: настоящее, прошедшее и будущее. Смысловые оттенки регулируются категорией вида. Один из них – несовершенный, сообщает, что какое-либо действие не закончено, оно имеет либо какую-либо продолжительность, либо повторяемость. К такому глаголу задается вопрос "что делать (делает, делал, будет делать)?".
Иное дело - глагол совершенного вида. Он указывает на законченность действия. Вопрос, который мы при этом задаем: "что сделать (сделал, сделает)?".
Приведем пример:
Она учила стихотворение целую ночь. – Я выучила басню в два счета!
В первом предложении перед нами глагол несовершенного вида. Если подробнее рассмотреть его значение, то слово "учила" обозначает, что действие протекало, было длительным. Но вот удалось ли достичь результата, закончить его, не сообщается. Теперь разберем смысловой оттенок глагола "выучила" во втором предложении. Он сообщает читателю, что действие совершено, результат достигнут (басня выучена). Таким образом, здесь употребляется глагол совершенного вида.
Бывают случаи, когда глаголы разных видов отличают лишь оттенки значений: подписывать – подписать; делать – сделать. Также встречаются языковые ситуации, когда лексические значения кардинально разные: писать – переписать; прыгать – перепрыгнуть; ехать – заехать.
Образование совершенного вида
Разберем процесс словообразования данной категории глагола. Обычно, чтобы образовать совершенный вид глагола и несовершенный, используются приставки и суффиксы. Иногда переход из одного вида в другой достигается путем полного изменения основы. Глаголы совершенного вида образуются от несовершенного:
- Приставочным способом: делать – доделать, рисовать – нарисовать, готовить – приготовить, сажать – посадить, ехать – уехать.
- Заменой или усечением суффиксов: решать – решить; достигать – достигнуть; заворачивать – завернуть, воображать – вообразить; забывать – забыть; обнимать – обнять.
- Изменением ударения: насыпать (ударение на последний слог) – насыпать (ударение на второй слог).
- Супплетивные глаголы: говорить – сказать, искать – найти, брать – взять.
Это самые распространенные способы, которыми можно образовать совершенный вид глагола. Однако иногда в этом процессе могут участвовать две морфемы одновременно. Такой способ называется приставочно-суффиксальным. Как правило, присоединяется необходимая приставка и заменяется суффикс. Так, из глагола несовершенного вида "цепляться" образовался совершенный вид – "уцепиться". При этом прибавилась приставка "у-" и суффикс "-я-" был заменен на "-и-".
Образование несовершенного вида
Чтобы образовать несовершенный, используется глагол совершенного вида. Как правило, в этом процессе участвуют суффиксы:
- -ива-/-ыва-: спросить – спрашивать; налить – наливать; забить – забивать;
- -ва-: обуть – обувать; надеть – надевать;
- -а-/-я-: поклониться – поклоняться, собрать - собирать.
Значения
Разберем, какие значения может принимать совершенный вид глагола и несовершенный.
Для удобства составим опорную таблицу.Несовершенный вид | Совершенный вид |
Действие характеризуется как регулярное: читать, запирать, летать. | Однократное действие: поклониться, проглотить, прыгнуть |
Действие находится лишь в процессе: учить, кидать, варить, достигать, решать. | Действие полностью закончено, есть результат: выучить, закинуть, сварить, достичь, решить. |
Используется для сообщения фактических сведений: - Что ты делала в прошлом месяце? - Отдыхала на море, каталась на водных лыжах, делала заготовки. | Этот пункт аналогичен несовершенному виду. |
Вид и время
Категории времени и вида у глаголов тесно связаны между собой. Если у несовершенного вида могут присутствовать все три временные формы, то глагол совершенного вида употребляется исключительно в прошедшем и будущем.
Разберем примеры. "Петь" – глагол несовершенного вида, "я пел" (прошедшее), "я пою" (настоящее), "буду петь" (будущее). Теперь образуем при помощи приставки "с-" глагол "спеть". Изменим его по временам: "спел" (прошедшее), "спою" (будущее).
Также характерно, что форма будущего времени в совершенном и несовершенном виде образуется по-разному. Будущее простое характерно для первого (нарисую, сварю, выращу, полью), для вторых же – будущее сложное (буду рисовать, буду варить, буду растить, буду поливать).
Похожие статьи
- Глагол несовершенного вида: примеры и как отличить от совершенного вида
- Вид глагола в русском языке: образование и правильное употребление
- Глагол как часть речи: что такое, на какие вопросы отвечает, грамматическое значение в русском языке
- Неопределенная форма глагола: правила и примеры
- Значение слова "глагол" и его примеры
- Значение и грамматические признаки глагола
- Ангажируемый - это что такое, значение слова, особенности применения