Как сделать минитрактор из мотоблока?
Мотоблок представляет собой многофункциональное устройство на базе бензинового или дизельного двигателя. Он изначально был разработан для рыхления почвы. Но современные модели умеют уже культивировать грунт, сеять семена, сажать и выкапывать картофель, косить сено, транспортировать грузы, колоть поленья, перекачивать воду, чистить снег и многое другое. Все это обеспечено навесным оборудованием, которое приобретается отдельно, и наличием вала отбора мощности на самом агрегате.
Несмотря на такую универсальность и механизацию труда, управлять мотоблоком все же не совсем удобно. Основные операции приходится выполнять стоя, удерживая машину практически на руках, при этом испытывать все вибрации и наматывать километры расстояния. А некоторые мотоблоки технически не доработаны: случайно уронив такого коня, вы порой уже не сможете поднять его самостоятельно. Масса некоторых доходит до 300 кг.
Вот и задумались умельцы о том, как улучшить это нужное в хозяйстве устройство. Сменить двухколесную базу на четырехколесную, приладить сиденье, фары поставить, чтобы ночью можно было работать. Так возник минитрактор из мотоблока.
Два вопроса при выборе конструкции
Приняв решение собрать минитрактор из мотоблока своими руками, начинающий инженер сталкивается со следующим вопросом: «Как же будет трактор осуществлять поворот?» Есть два пути:
- Сделать поворачивающимися колеса.
- Выполнить из двух частей раму, которая будет «ломаться» посередине при помощи шарнирного соединения.
Первый вариант предполагает наличие рулевой колонки. Ее придется изготовить самостоятельно либо купить стандартную. Конечно, минитрактор из мотоблока с рулем гораздо красивее смотрится и удобнее, рама жесткая – крепче. Но конструкция ходовой части несколько усложнена, нужно удачно соединить руль с колесами (на них необходимы дополнительные шарниры). В итоге проект будет недешевым, а трактор может иметь большой радиус разворота.
Конструкция «ломаной» рамы имеет существенные преимущества: можно оставить мотоблочные ручки управления, всего один сложный шарнир посередине. Трактор получится более маневренным.
Второй вопрос касается выбора того, в какую часть перенести двигатель с колесами. И снова два варианта:
- Мотор и ведущий мост впереди. В этом случае трактор будет себя вытягивать, то есть лучше преодолевать препятствия: бугры, неровности грунта. Проще поддается управлению, точнее входит в поворот. Недостаток – навесное оборудование расположено далеко от тянущей силы. Следствием может быть пробуксовка, недостаточно глубокое врезание в грунт обрабатывающего инструмента.
- Заднее расположение силового агрегата. Возделывание почвы будет качественным, тяга стабильной, вот только по буграм при высокой скорости движения подпрыгиваний и сильной тряски не избежать. Возможно, придется добавлять противовес, чтобы передние колеса не задирались вверх.
Минитрактор из мотоблока с применением адаптера
Адаптер – это своего рода прицеп, только вместо кузова у него сиденье и управляемый механизм для крепления навесного оборудования. Он снабжен тормозной системой и соединяется с мотоблоком посредством сложного шарнира, обеспечивающего поворот по горизонтали и наклон по вертикали.
При использовании этой схемы получается минитрактор с «ломаной» рамой. Адаптеры изготавливаются производителями мотоблоков. Они универсальны и подходят к разным моделям. Но можно и самому собрать такую несложную конструкцию. Очень удобна подобная переделка мотоблока в минитрактор.
Изготовление адаптера
Для этого понадобятся материалы:
- стальная труба диаметром 70 мм;
- профильная труба 80Х80 мм;
- листовая сталь толщиной 5 мм;
- два колеса с подшипниками на тачку (рассчитанные на большую грузоподъемность);
- сиденье (можно взять пластиковое для трибун стадионов);
- стальной прут диаметром не менее 25 мм;
- болты с гайками и шайбами.
Инструменты:
- сварочный аппарат;
- болгарка с отрезными кругами по металлу;
- дрель с набором сверл;
- гаечные ключи;
- рулетка и карандаш.
Раму выполняют из куска круглой трубы, разрезая ее и сваривая буквой Г. Сверху под сиденье приваривают квадрат из листовой стали. Внизу из той же стали подставку для ног. В районе угла – планку для крепления заднего моста, в ней просверливают два отверстия. У подставки для ног крепят сложный шарнир (они продаются).
Мост изготавливают из профильной трубы. Торцы заваривают заглушками, вваривая в них отрезки стального прута для насаживания колес. Пруты просверливают под шплинты, мост - в местах крепления к раме.
На верхней подставке сверлят отверстия, прикручивают сиденье. Соединяют мост с рамой. На мост ставят колеса, фиксируя шплинтами.
Изготовление опорной рамы на мотоблок
В качестве материалов необходимы:
- квадратная труба 80Х80 мм;
- труба профильная 80Х40 мм;
- листовой металл толщиной 5 мм;
- труба внутренним диаметром 50 мм;
- прут стальной диаметром 25 мм;
- четыре подшипника внешним диаметром 50 мм и внутренним приблизительно в 25 мм;
- болты, гайки и шайбы.
По краям отрезка квадратной трубы приваривают две трубы профильной, чтобы получилась буква П. Посередине квадратной трубы крепят сваркой два лепестка, в которых друг напротив друга сверлят отверстие диаметром 15 мм.
Из листовой стали вырезают 4 отрезка полосы размером 300Х80 мм каждый. К двум отрезкам с одного края приваривают стальные пруты длиной 200 мм, чтобы получилась буква Г. К остальным посередине два куска стальной трубы длиной по 150 мм. В трубы впрессовывают по два подшипника.
К колесам мотоблока с помощью болтов прикручивают две детали, где впрессованы подшипники. В подшипники вставляют заготовки с прутами. Эти заготовки болтами крепят к П-образной раме.
Сочленение мотоблока с адаптером
Шарнирный механизм адаптера вставляют между лепестками на изготовленной раме мотоблока таким образом, чтобы совпали отверстия в нем и лепестках. Берут стальной прут диаметром 15 мм и длиной в 150 мм. К одному из его торцов приваривают стальное кольцо – получится форма ключа. Изготовленный палец вставляют в лепестки и шарнирное соединение.
Если соединение имеет люфт, значит понадобятся дополнительные шайбы и втулки, чтобы минимизировать его. Когда все получилось, разбирают сочленение, все трущиеся части смазывают литолом и снова собирают конструкцию.
Минитрактор на базе мотоблока с жесткой рамой
Этот трактор получится по форме более похожим на настоящий. Суть заключается в том, что к мотоблоку добавляют съемную раму, имитирующую форму трактора. На эту раму устанавливают передние поворачивающиеся колеса, рулевой узел и сиденье. Рама жестко прикручивается к силовому агрегату.
Такой минитрактор, из мотоблока изготовленный, имеет задний ведущий мост, поэтому желательно расширить колесную базу и, возможно, увеличить диаметр колес. Также важно продумать схему, чтобы вал отбора мощности выходил в тыл машины.
Сборка рамы и поворотного узла колес
Получить представление о том, как сделать минитрактор из мотоблока, можно с помощью макета. Для этого с силового агрегата снимают ручки управления и жестко фиксируют его на полу, чтобы он не двигался. Далее берут старый деревянный стул и ставят прямо сверху, ножками упирая в брызговики. Деревянными рейками делают каркас рамы, связывая его со стулом. Присаживаются на сидение и определяют, комфортная ли высота, как расположить руль. Все корректируют, пока не получится идеальный вариант. По макету из толстостенного стального уголка варят раму.
Колеса можно применить также от тачки, рассчитанные на большую нагрузку и среднего диаметра. Поворотный узел интересен тем, что колеса объединены в пару на небольшом расстоянии друг от друга и разворачиваются по принципу передних у самолета. Эта упрощенная схема позволяет крепить их на одном поворотном валу и удобнее сочленять с рулем.
Обшивка трактора
Когда все механические узлы соединены и удовлетворительно работают, раму отсоединяют от мотоблока. Из листовой стали толщиной 2 мм вырезают полосы для обшивки корпуса, их приваривают к раме. Впереди можно сделать декоративную радиаторную решетку, по бокам прикрепить фары. Все металлические части покрывают грунтом и красят. Конструкцию собирают.
Вот самодельный минитрактор из мотоблока уже готов приступить к работе. Важно, что получился не только полезный агрегат, но и объект творчества, хозяин которого обязательно будет его усовершенствовать и улучшать.
Похожие статьи
- Борона для мотоблока: особенности конструирования и виды приспособлений
- Как сделать мотоблок на гусеницах своими руками
- Мотоблок "Мотор Сич": обзор, технические характеристики, модели и отзывы
- Тяжелые мотоблоки: технические характеристики. Тяжелые китайские мотоблоки: отзывы и цены
- Мотоблок "Прораб": отзывы
- Культиваторы электрические: обзор лучших моделей и советы по выбору
- Ручной ямобур своими руками: пошаговое описание, чертеж