"Иван-царевич на Сером Волке" - картина Васнецова

0
0

Замечательный художник картины «Иван-царевич на Сером Волке» В. М. Васнецов написал немало произведений, которые иллюстрировали великолепные русские сказки. Сами сказки и полотна живописца, полные таинственной романтики, будят фантазию взрослого человека и ребенка, возвращая их в волшебный мир, где все возможно.

Сказка «Иван-царевич и Серый Волк»

Было у царя 3 сына. Младшенького звали Иван. В саду росла яблоня. Яблочки были не простые, а золотые, и начал их кто-то воровать. Выяснилось, что это Жар-птица. Велел отец братьям отправиться и поймать вора. Разъехались братья на три стороны.

иван царевич на сером волке картина
Стоит Иван-царевич и не знает, в какую сторону поехать. Прилег отдохнуть, проснулся, а коня у него нет. Прибегает к нему Волк и говорит, что съел он коня, поэтому поможет во всем Ивану. Сел царевич на Волка, крепко стал держаться за его густую шерсть. Вихрем они понеслись. Волк хвостом озера заметает, а леса только мелькать успевают. Нашли они и Жар-птицу, и коня с золотой гривой, и Елену Прекрасную.

Мчит по лесам Прекрасную Елену Иван-царевич на Сером Волке. Картина В. М. Васнецова показывает именно этот эпизод. Только к концу приключений Волк сказал Ивану, что дальше он сопровождать его не может, но прощаться с ним не будет, так как еще ему пригодится.

Пересели девушка и добрый молодец с Жар-птицей на златогривого коня и поехали в родные края. Сюжет картины «Иван-царевич на Сером Волке» основывается на этой сказке. Устал царевич за долгую дорогу, лег отдохнуть, заснул, а тут его братья подъехали и, недолго думая, убили Ивана и разрубили его на куски. Запугали Елену Прекрасную, приказав ей молчать, забрали коня и Жар-птицу и поехали «победители» во дворец отца.

А волк раздобыл при помощи ворона мертвой и живой воды и оживил царевича, а злодеев-братьев догнал и растерзал. Вернулся Иван к отцу, тот и обрадовался, и погоревал, и женил младшего сына на Елене Прекрасной.

История создания сказочного полотна

Сказка завладела воображением мастера, и он начал писать этюды в 1883 году.

картина васнецова иван царевич на сером волке
Позже он делал росписи Владимирского собора в Киеве. Замысел не отпускал его, и он прервал работу. В 1889 году было написано масштабное полотно «Иван-царевич на Сером Волке». Картина была показана на выставке передвижников.

Общая атмосфера произведения

Через темный вековой лес, сквозь густую чащу мчится Иван-царевич, зорко всматриваясь, нет ли за ним погони. В сказках царский сын часто освобождает царевну и от старого царя, и от Кощея Бессмертного. А это ужасный противник. В 1917-1926 годах В. М. Васнецов закончил работу над полотном «Кощей Бессмертный», деталь которой показана здесь.

описание картины иван царевич на сером волке
Костлявый и безобразный старик, на голове которого корона, а в руках меч, приблизился к юной цветущей девушке до неприличия близко. Это омерзительное существо готово поцеловать царевну. Она в ужасе прижимает руку к груди, но что она может поделать – девушка в полной власти ненавистного старого злобного урода.

Герой произведения

Отважный и бесстрашный Иван-царевич крепко прижимает к себе спасенную Елену Прекрасную. Он бережно держит уставшую от долгой дороги девушку. Она нежно склонилась к царевичу и не смотрит по сторонам. Девушка еще во власти страшных переживаний. Ее защита и опора – Иван-царевич на Сером Волке. Картина раскрывает ее переживания. Она все еще печальна после пережитого плена и понимает, что опасностей не будет, только когда они доберутся домой. Тогда будет можно вздохнуть спокойно и радостно.

Удивительно красивые, с большим мастерством выписанные одежды героев подчеркивают волшебство сказки. Золотой кафтан Ивана-царевича из парчи расшит золотом. Его подпоясывает зеленовато-голубой кушак. За спиной взметнулся от быстрого бега искусно изукрашенный меч. Рядом сияет небесно-голубой шелковый плащ Елены, отороченный золотом. По нему раскинуты ее длинные светлые волосы. Шейку украсили жемчуга, ушки – длинные висячие серьги, а головку – шапочка с драгоценными каменьями, на ногах – сафьяновые сапожки с таким же золотистым орнаментом, которым вышит подол плаща. Маленькая ручка, обрамленная золотой манжетой, устало лежит на коленях. Этот образ изящен и беззащитен.

художник картины иван царевич на сером волке
Моделью для создания образа Елены послужила Наталья Анатольевна Мамонтова, племянница живописца. Выше представлен ее портрет, который художник использовал для создания сказочного полотна.

Серый Волк

Этот грозный, умный и мощный помощник достоин отдельного описания. В сказках нет такого яркого портрета героя, какой написал художник на полотне «Иван-царевич на Сером Волке». Картина показывает настоящий стелющийся бег волка, когда он просто летит, почти не касаясь широкими лапами земли, и его красивый пушистый хвост заметает следы. Уши прижаты к голове. Шерсть у него не серая, а отливает золотом и гармонично сочетается с одеждой девушки и юноши.

Волк сосредоточен и суров. Он не боится никаких лесных обитателей, кто бы они ни были. Он мудр и рассудителен. Сколько раз он предупреждал Ивана-царевича о грозящих тому опасностях и столько же раз выручал изо всех бед. Этот сказочный всемогущий волк-оборотень не дик и не кровожаден. Преданность и отвага светятся в его глазах, которые смотрят прямо на зрителя. Каждый счастлив иметь такого верного друга и незаменимого помощника. За благородство и отвагу он дан Ивану-царевичу. Напрягая все силы, Серый Волк проносится через чащобу, бережно неся свою ношу.

Композиция и настроение полотна

сюжет картины иван царевич на сером волке

Картина Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» вызывает в душе зрителя тревогу. Мрачен, глух и безжизненен черный лес, окружающий со всех сторон героев вековыми корявыми деревьями. Их ветви низко нависают над головами героев. Кажется, что они хотят вцепиться в них и никогда не выпустить. Здесь не бывали люди. Одна нечисть может поселиться в этих сумрачных беспросветных потемках. Нет ни одного лучика солнца, которое бы заиграло на полотне и подняло всем настроение.

Только омертвевший ствол в левом углу дал молодые побеги, которые расцвели вопреки мраку и тьме. Они несут радость и подсказывают, что полнокровная жизнь скоро возродится. Темнота и яркие одежды героев – намеренный контраст, указывающий на борьбу светлого и темного, добра и зла, героизма и трусости, любви и ненависти. Диагональное расположение мчащейся группы на полотне дает зрителю чувство стремительного бега.

Описание картины «Иван-царевич на Сером Волке» на этом закончено.