История и легенды Аскольдовой могилы. Исторические места Киева
История Аскольдовой могилы, находящейся в Киеве, на правом берегу Днепра, на протяжении многих столетий будоражит умы не только жителей этого древнего города, но и всех, кому хотелось бы заглянуть в тёмные тайники прошлого. Но безмолвствуют камни – тот, чей прах более тысячи лет покоится в подземелье церкви, возведённой когда-то княгиней Ольгой и неоднократно перестраивавшейся, навсегда унёс с собой тайну своей жизни и смерти.
Появление в Киеве новгородских бояр
Сохранившиеся до наших дней сведения о киевском князе Аскольде и его соправителе Дире весьма противоречивы и содержат в себе несколько версий их жизни и смерти. Одна из них изложена в древнейшем из дошедших до нас летописных сводов, именуемом «Повестью временных лет». Этот документ составлен в Киеве в начале XII века знаменитым летописцем Нестором, возведённым впоследствии в ранг святых.
Описывая события, происшедшие почти два с лишним века до своего рождения, автор сообщает, что Аскольд и его будущий соправитель Дир, являясь боярами новгородского князя Олега, испросили у него дозволения силами собственных дружин совершить поход на Царьград. Однако до Византии они не добрались, а, спускаясь вниз по Днепру, высадились в Киеве и «вокняжились там».
Гнев князя Олега
То есть, проще говоря, новгородские бояре решили не продолжать дальнейший путь и не играть с судьбой, а силой захватили первый попавшийся на пути город, убили местного князя Кия (от его имени и пошло название – Киев), перебили всех, кто оказывал сопротивление, и объявили себя правителями.
Подобное своеволие вызвало несказанный гнев у пославшего их в заморский поход, Олега. Срочно прибыв на берега Днепра со своей новгородской дружиной и отрубив самозванным правителям головы, он просто и ясно дал всем понять всем, кто есть кто. Таким образом, Аскольдова могила в Киеве является напоминанием о том, что бывает с теми, кто пытается жить не по законам, установленным в этом мире.
Второй вариант той же легенды
По другой версии, изложенной в более поздней, но не менее авторитетной летописи, Аскольд и Дир ничего дурного не совершали, а изначально являлись законными киевскими князьями. Правили они тихо и мирно до тех пор, пока к берегам их столицы не причалили олеговы ладьи. В данной редакции событий тысячелетней давности самоуправство совершил именно новгородский князь.
Он вероломно захватил город и, убив двух невинных «голубков», правивших до той поры, установил там собственный диктат. В этом случае история Аскольдовой могилы является умилительной повестью о двух верных друзьях-соправителях, пользовавшихся всенародной любовью, но ставших жертвой грубой и слепой судьбы.
Первый крещёный князь Киевской Руси
Есть, кстати, и третий вариант, объясняющий, между прочим, почему в глубине Аскольдовой могилы покоится лишь один прах. Согласно ряду источников, Аскольд действительно стал жертвой олегова вероломства, но Дир к этим событиям не имеет никакого отношения, поскольку в действительности жил в гораздо более раннюю эпоху, и их совместное правление является плодом народной фантазии.
Согласно этой версии, Аскольд был призван на княжение самими киевлянами, и пользовался у них безграничной любовью. Здесь же даётся объяснение тому, что на протяжении более чем тысячелетней истории Русской православной церкви, имя князя было окружено религиозным почитанием.
Оказывается, он принял крещение в Царьграде в 860 году, то есть ещё задолго до того, как святой Владимир принёс на берега Днепра свет истинной веры, и таким образом, является первым крещёным правителем Руси. Его христианское имя - Николай.
То место, где находится Аскольдова могила, легенда связывает ещё с одним эпизодом прошедших веков, и он также изложен в «Повести временных лет». Летописец Нестор рассказывает, что, согласно слышанному им преданию, именно там, на пути своего переселения из Поволжья на берега Дуная, останавливались во второй половине IX века племена угров – предков современных мадьяр. Памятником тех далёких времён стало вошедшее в обиход название – Угорское урочище. Именно туда выманил Аскольда коварный Олег и там совершил своё кровавое дело.
Возведение Никольской церкви
Из сказаний, подтверждённых, впрочем, историческими документами и результатами раскопок, известно, что в X веке благочестивая княгиня Ольга на том самом месте, где Аскольдова могила, напоминала о коварстве князя Олега, установила деревянную церковь во имя святителя Николая Чудотворца (в крещении Аскольд принял именно его имя). В её подземелье установили каменный саркофаг, в котором обрели вечный покой останки князя.
Однако в 971 году сын Ольги – жестокий гонитель христиан князь Святослав - разрушил церковь, и лишь через девятнадцать лет святой Владимир её восстановил. В 1036 году при церкви была создана женская религиозная община, получившая со временем статус монастыря, а чуть менее чем через столетие возникла поблизости и мужская обитель.
Предание о возникновении Николаевского монастыря
О её возникновении существует легенда, весьма, впрочем, характерная для традиции устного народного творчества, связанного с религиозными образами. Рассказывают, что в 1113 году сын Владимира Мономаха, киевский князь Мстислав Владимирович, возвращаясь поздно вечером с охоты, проезжал недалеко от Аскольдовой могилы.
Поскольку стояла глухая ночь и небо заволокло тучами, князь сбился с пути. Внезапно его внимание привлёк яркий свет, исходивший от верхушки высокого пня, видневшегося чуть поодаль. Подъехав к нему и сойдя с коня, Мстислав Владимирович увидел образ Николая Чудотворца, стоявший на пне и окружённый дивным сиянием. Вернувшись в Киев и привезя с собой ниспосланную ему святыню, князь повелел на месте её обретения основать мужской монастырь, куда и поместил впоследствии свою находку.
Возведение церкви-ротонды и организация кладбища
Церковь, возведённая ещё самим крестителем Руси – та, вокруг которой была основана женская обитель, - простояла вплоть до начала XVIII века, после чего, ввиду крайней ветхости, была снесена и заменена каменной церковью-ротондой, выполненной по проекту архитектора А. И. Меленского. Несколько позже к ней пристроили колокольню. Гробница же князя Аскольда была сохранена в неприкосновенности.
Согласно повелению императрицы Екатерины II все крупные города должны были иметь собственные распланированные кладбища. Поскольку в те времена Киев находился в составе Российской империи, и это ни у кого не вызывало вопросов, то высочайший указ коснулся и его. В 1786 году вокруг Аскольдовой могилы было создано кладбище, просуществовавшее полтора столетия. С конца XIX века и до октябрьского переворота оно считалось в городе самым престижным и дорогим местом погребения.
Судьба церкви и кладбища в XX веке
В 1919 году пришедшие к власти большевики запретили производить на нём дальнейшие захоронения, а в 1934 году главный киевский некрополь был преобразован в городской парк. Аскольдова могила оказалась в его центре. По некоторым данным, в те годы на его территории находилось около двух тысяч могил, часть из которых представляла не только историческую, но также и художественную ценность. Большинство из них было уничтожено, и лишь незначительная часть перенесена на другие городские кладбища.
В те же годы церковь Святителя Николая, в подвале которой помещался саркофаг с прахом князя Аскольда, была перестроена в парковый павильон. По проекту киевского архитектора П. Г. Юрченко над ней возвели колоннаду, и, таким образом, Божью святыню превратили в место отдыха трудящихся.
В разгар перестройки, наступившей в девяностые годы, эта постройка была вновь возвращена верующим и после реставрационных работ использовалась как действующий храм Украинской греко-католической церкви (УГКЦ). Свой первозданный вид она приняла в 1998 году, когда после цикла восстановительных работ были удалены все архитектурные элементы, искажавшие её исторический облик.
Достопримечательности Киева в наши дни
В наши дни среди прочих исторических мест Киева видное место занимает и Аскольдова могила. Как добраться до неё, знает каждый киевлянин, но гостям города уместно будет сообщить, что проще всего это сделать, проехав на метро до станции "Арсенальная", а далее, по улице имени Ивана Мазепы, пройти пешком в направлении парка Славы.
Киев, по праву именовавшийся матерью городов русских, необычайно богат историческими местами, как связанными с недавними временами, так и уходящими в глубокое прошлое. Побывав на днепровских берегах, помнящих ещё святого князя Владимира и его бабку – равноапостольную княгиню Ольгу, нельзя не посетить одну из древнейших святынь православия – Киево-Печерскую лавру, большинство храмов которой сохранились в своём первозданном виде.
Также следует непременно увидеть дивной красоты Софийский собор, расположенный на Владимирской улице и выполняющий одновременно функции православного храма и городского музея, а на Андреевском спуске поклониться святыням церкви Андрея Первозванного. Вниманию гостей города предлагают и большое количество памятников более позднего времени, среди которых особое место занимают квартира-музей М. А. Булгакова и Национальный музей Киева. Кстати, где, как не в Киеве, послушать оперу А. Н. Верстовского "Аскольдова могила"?
В короткой статье трудно перечислить все достопримечательности этого замечательного города, но те, кто желает подробнее с ними ознакомиться, должны непременно посетить этот славный город.
Похожие статьи
- Владимирский собор Киева: описание, история, фото
- Кладбище Введенское: схема проезда, могилы знаменитостей и интересные факты
- Интересные места Киева. Что посмотреть в Киеве за один день?
- Парк "Софиевский", Умань: фото, экскурсии
- Лычаковское кладбище во Львове: могилы знаменитостей
- Востряковское кладбище и могилы знаменитостей
- Преподобный Нестор Летописец: биография. Узнайте, чем прославился Нестор Летописец