Поэт Вадим Шефнер: биография, творчество и интересные факты

0
0

Произведения этого блистательного петербургского поэта и прозаика попали в золотой фонд отечественной литературы. Его обошли официальные признания и премии, однако он и до сих пор остается одним из самых любимых авторов у ценителей родной словесности. Да, собственно, и не ждал славы Вадим Шефнер. Книги его говорят о том, что в творчестве он был счастлив благодаря замечательным героям, ведь они светлые и добрые, с нетерпением жаждущие изобрести эдакий всемирный «отметатель невзгод». На этот фантастический прибор будет возложена обязанность охранять жителей Земли от всяких козней и превратностей судьбы.

вадим шефнер

Биография

Шефнер Вадим Сергеевич потревожил маму появлением на свет по пути из Кронштадта в Ораниенбаум. Эта дорога была проложена по льду Финского залива. В журнале «Невское время» от 12 января 1995 года о себе Вадим Шефнер рассказывал, что в его роду были обрусевшие немцы, скандинавы и остзейцы, так называемые прибалтийские немцы. Прадед писателя был одним из основателей Владивостока. На Дальнем Востоке назван даже мыс именем Алексея Карловича Шефнера.

Отец Вадима Сергеевича, отучившись в Пажеском корпусе – престижном военно-учебном заведении Российской империи, основанном еще в 1750 году Елизаветой Петровной, до революции был офицером лейб-гвардии Московского полка. Затем служил в Красной армии военспецом и умер голодной зимой 1923 года.

Сам же Вадим Шефнер из-за голода в Петрограде был перевезен в Старую Руссу, где тогда служил его отец. Мальчиком он жил в основном в детских домах, так как мать часто подрабатывала там воспитательницей. В 1924 году семья Шефнера вернулась домой в Петроград, где Вадим пошел в школу и по ее окончании начал обучаться профессии в Учебно-химическом комбинате им. Менделеева. Потом он поступил учиться на рабфак Ленинградского университета. Все эти годы он практиковался на заводах «Электроаппарат» и «Пролетарий», где выполнял должности то инструктора по физкультуре, то чертежника-архивариуса, то формовщика литейного цеха, то библиотекаря.

вадим шефнер стихи

Начало творческой деятельности

В заводском многотиражном издании «Пролетарий» впервые он начал печатать свои стихи в 1933 году. А дальше понеслось-поехало. В журнале «Резец» появилась блистательная «Баллада о морском кочегаре». В 1935-ом году он вступил в литературное объединение при газете «Смена» под руководством И. Бражнина. А потом он печатался в «Молодом объединении», возглавляемом А. Гитовичем. В 1939 году его приняли в Союз писателей СССР, и в 1940 году поэт выпустил свою первую книгу стихов.

Великая Отечественная

Когда началась война, Шефнер, который был безбилетником из-за слепоты глаза, пошел на фронт. Он служил под Ленинградом в батальоне аэродромного обслуживания.

С января 1942 года Вадим Шефнер стал работать в газете «Знамя победы», оттуда в состоянии жуткой дистрофии был госпитализирован, где человека еле спасли от смерти. Но и это время он зря не терял и публиковал много стихов агитационного характера, под которыми подписывался как «боец Вадим Шефнер». Войну он закончил старшим лейтенантом и после вступил в ряды КПСС. И вот только теперь он полностью погрузился в свое любимое литературное поприще. Он стал много писать о своих современниках: Б. Лихареве, А. Гитовиче, А. Чивилихине, С. Спасском, С. Ботвиннике, И. Нерцеве, А. Андрееве, А. Шевелеве, А. Рытове и т. д.

вадим шефнер слова

Характер

До войны его первые поэтические книги содержали стихи, которые дышали тревожными нотами предчувствия войны. Его творчество было схожим с творчеством таких писателей, как К. Симонов, Н. Майоров, М. Кульчицкий, П. Коган. В стихах «Легенда о мертвых моряках», «Тревога», «Могила бойца» он писал о багровом отсвете звезд пятиконечных и шуме непобеждаемых знамен.

В книге «Светлый берег», выпущенной в 1940 году, содержались стихи и другого плана, где ощущалась таинственность мира и «невидимая дрожь существованья». Такое же настроение в поэзии продолжалось у поэта и в военное время. Достаточно почитать его сборник «Защита» 1943 года и другие стихи, где уже сильно перевоплотился в своем творчестве Вадим Шефнер. Стихи агитационного характера «Зеркало», «Первая любовь», «Шиповник», «Мрамор» содержат сюжеты военной поры, где звучит жестокая политическая обнаженность и очень глубокие философские мысли.

Опала на поэта начинается с его книги «Пригород», вышедшей в 1946 году. Его практически перестают печатать. В это время начинается упорная борьба с космополитизмом.

Очень важным событием стала книга Шефнера «Знаки земли», которая вышла в 1961 году. Тогда начались дискуссии «физиков и лириков», обострились проблемы противостояния города и деревни, цивилизации и природы. Поэт провозгласил, что «мудрые конструктора с природою сближают нас». Он так красиво и мудро высказывался о природной целесообразности, которая родственна современной цивилизации и ее «геометрическому уюту». Он писал такие строки: «Ценою миллионов лет добыта эта красота», и добавляет: «Добыта эта простота». И тогда некоторые критики заговорили о нем как о поэте натурфилосовской направленности.

вадим шефнер книги

Философия

В шефнеровском переплетении природного и интеллектуального, видимого и сущего, вечного и навсегда ушедшего воплощалось одно проявление психологического состояния лирического героя, которое абсолютно неподвластно какой-нибудь рациональной схеме (стихи «Первый мост», «Приятельницы», «Непрерывность»).

Вот пример: в стихах «Змея» Вадим Шефнер яростно призывает к истреблению зла, которое нависло над людьми. Он пишет: «Убей змею на их пути», и затем: «Ты не один на свете». В книге «Своды» (1967 г.) в стихотворении «Спросил у памяти» он превозносит и опирается на память прошлого и тут же в другом стихотворении «Забывание» объявляет память губительной. При этом четком разграничении прошлого от будущего он все же больше ценит настоящее.

Стихотворение Вадима Шефнера «Ночная ласточка» 1979 года наполнено гулом ракетоносца и «бездной мирозданья». Но автор делает акцент на ощущениях сиюминутности бытия: «Этот рай, что виден из окна, еще прекрасный, ибо он не вечен». Шефнер - рационалист, и при все этом он импрессионистичен. Со временем он начинает воспевать дома Петроградской стороны - «петербургский модерн», их «тревожную незавершенность» и «бесхитростную эклектичность».

вадим шефнер сказки для умных

Вадим Шефнер, «Сказки для умных»

В словосочетании «Сказки для умных» (так называется один из сборников произведений Вадима Шефнера) заключено само название жанра, созданного автором, который постоянно граничит с фантастикой, сказками, притчами и реализмом. Произведения эти написаны были уже в 70-х и 80-х годах.

При всей занятности и юморе этих сказок, произведения, вошедшие в сборник, весьма правдивы и при всей своей фантасмагоричности наделены весомыми идейно-нравственными ценностями. Шефнер очень симпатизировал творчеству Джонатана Свифта, считая его гениальным фантастом, и немного подражал ему.

В его прозе (первая публикация прошла в журнале «Ленинград» в 1940 году, это был рассказ «День чужой смерти») также отмечается двуединство фантастического и автографического. Он описывает свое детство и юношество, замешав свои воспоминания на фантазиях («Счастливый неудачник» (1965 г.), «Сестра печали» (1970 г.), «Облака над дорогой» (1957 г.), «Имя птицы» (1976 г.) и утопических произведениях о далеком XXII столетии под названием «Лачуга должника» и «Девушка у обрыва» (1964 г.).

стихотворение вадима шефнера

Вадим Шефнер: «Слова», стих

Это произведение наделено мудростью. На чем-то очень простом останавливает свое внимание Вадим Шефнер – слова, которые имеют большое значение в нашей жизни. Но мы мало об этом задумываемся. Однако, если бы не слова, то вряд ли люди смогли общаться друг с другом, учиться, перенимать опыт и получать всю необходимую информацию. Как много мы в день произносим разных слов и зачастую даже не задумываемся над их значениями и результатами, ведь слова могут ранить, убить или кого-то спасти и даже за собою полки повести. Слова могут быть добрыми и злыми, в наше время слышится очень много злых слов, и зачастую это происходит непреднамеренно и необдуманно, но, как говорят, слово не воробей… Поэтому нам всем необходимо быть осторожнее со словами и постараться спасать, а не убивать и не использовать их как оружие против людей.

вадим шефнер слова стих

Заключение

Когда в литературе только и писали о социалистическом реализме, он неизменно оставался дворянином. Вадим Шефнер стихи и прозу писал так, как чувствовал на генетическом уровне. Это проявлялось в том, что он помнил не столько о правах данного статуса, о котором и речи быть не могло в советское время, сколько об обязанностях, которые он принял на себя добровольно. Его герои не могли поступать плохо и бесчестно, для них просто не существовало таких понятий, как «выгодно» или «невыгодно». Однако они прекрасно понимали, где добро, где зло, и жизнь строили упорно в соответствии с этими представлениями. И, как бы это ни выглядело в наших глазах немного идеалистично и наивно, они были такими, какими их задумали и какими мы все должны стать, но не стали, несмотря на усилия.

Все герои Шефнера необыкновенно искренни - «технологическое» бытовое лицемерие их натурам абсолютно несвойственно. Они как будто бы родились и, попав в мир детства, еще не успели постичь спасительных законов обыденной жизни. И в скором времени они наталкиваются на те многочисленный углы, которые опытный человек обходит спокойно. Наивные герои даже не пробуют добиться в жизни каких-либо благ или успехов, однако, расшибаясь в бытовых несуразицах, удивляя окружающих и поступая по-доброму нелепо и смешно, они вдруг получают от жизни то, что другими путями просто невозможно достичь – любовь и счастье.