Сабина Шпильрейн: биография и фото первой женщины-психоаналитика
Сабина Шпильрейн (1885-1942) была российским врачом и одной из первых женщин-психоаналитиков. Она была последовательно пациенткой, затем ученицей, а затем коллегой Карла Густава Юнга, с которым у нее были близкие отношения в течение 1908-1910 годов, о чем свидетельствует их переписка и ее дневники.
Она также встречалась, переписывалась и имела товарищеские отношения с Зигмундом Фрейдом. Одним из ее наиболее известных пациентов был швейцарский возрастной психолог Жан Пиаже. Она работала психиатром, психоаналитиком, педагогом и педиатром в Швейцарии и России. За тридцатилетнюю профессиональную карьеру работы Сабины Шпильрейн насчитывали более 35 статей на трех языках (немецком, французском и русском), охватывающих психоанализ, психологию развития, психолингвистику и педагогическую психологию. Ее самая известная и, пожалуй, самая влиятельная публикация в области психоанализа – это эссе под названием «Деструкция как причина становления», написанное на немецком языке в 1912 году.
Хотя Сабина Шпильрейн, фото которой сохранились до сих пор, в основном вспоминается из-за ее отношений с Юнгом, она все больше признается как важный и инновационный мыслитель, который проигнорирован в истории науки из-за своего эклектицизма, отказа от присоединения к фракциям, феминистского подхода к психологии и смерти в Холокост.
Семья и ранняя жизнь
Она родилась в 1885 году в богатой еврейской семье в Ростове-на-Дону. Ее мать, Ева Люблинская, была дочерью и внучкой раввинов из Екатеринослава. Отец Сабины, Николай Шпильрейн, был агрономом. В свидетельстве о рождении Сабина записана как Шейве Нафтуловна, но на протяжении всей своей жизни и в официальных документах она называлась Сабиной Николаевной. Она была старшей из пяти детей. Впоследствии все трое ее братьев стали видными учеными. Один из них, Исаак Шпильрейн, был советским психологом, пионером психологии труда.
С самого раннего детства Сабина обладала мощным воображением и считала, что у нее есть «высшее призвание» достичь величия. Она страдала от многих соматических симптомов и навязчивых идей. Некоторые специалисты полагают, что она, возможно, подвергалась сексуальному насилию со стороны кого-то в семье. Сабина Шпильрейн училась в школе Фрёбеля, после чего продолжила обучение в Екатерининской гимназии в Ростове, где она преуспела в науке, музыке и освоении трех языков. Во время учебы в школе она решила поехать за границу для обучения в качестве врача с одобрения своего деда раввина.
Психические проблемы
После внезапной смерти ее единственной сестры Эмилии от брюшного тифа психическое здоровье Шпильрейн начало ухудшаться, и в возрасте 18 лет она перенесла истерический невроз, включая тики, неудержимый смех и плач. После неудачного пребывания в швейцарском санатории, где она увлеклась одним из врачей, Сабина была отправлена в психиатрическую больницу Бургхольцли близ Цюриха.
Директором лечебницы был Эуген Блейлер, который руководил им как терапевтическим сообществом с общественной деятельностью для пациентов, включая садоводство, постановки и научные лекции. Одним из помощников Блейлера был Карл Юнг, впоследствии назначенный заместителем директора.
Шпильрейн рассказала Юнгу, что ее отец часто избивал ее и что ее смущали мазохистские фантазии о том, что ее избивают. Блейлер убедился, что ее разлучили с семьей, а затем потребовал, чтобы ее отец и братья не связывались с ней. Сабина Шпильрейн быстро выздоровела, и к октябрю смогла подать документы в медицинскую школу и начать помогать Юнгу с тестами на словесные ассоциации в его лаборатории.
По своему собственному выбору она продолжала жить в больнице, хотя больше не получала лечения. Она работала в качестве стажера вместе с другими русскими студентами, включая Макса Эйтингона, а также экспатриантов-психиатров, которые учились у Блейлера, включая Карла Абрахама.
Обучение в 1905-1911 гг.
Она училась в медицинской школе в Университете Цюриха с июня 1905 года по январь 1911 года. Ее дневники показывают очень широкий спектр интересов и чтения, включая философию, религию, русскую литературу и эволюционную биологию. Она жила в нескольких разных квартирах, общаясь в круге, в который входили преимущественно ее соотечественницы еврейские женщины. Многие из них, вместе со Шпильрейн, увлеклись зарождающимся движением психоанализа в Западной Европе и учились у Блейлера и Юнга. Некоторые, так же, как и Сабина Шпильрейн (биография каждой это подтверждает), впоследствии стали психиатрами, проводили время с Фрейдом в Вене и публиковались в психоаналитических журналах. Среди них были Эстер Аптекман, Фаня Чалевская, Шаина Гребельская и Татьяна Розенталь.
Шпильрейн закончила свою диссертацию, которую сначала курировал Блейлер, а затем Юнг, на тему языка пациента с шизофренией. Это была первая докторская, которая была напечатана в психоаналитическом журнале. Поскольку ее исследование было одним из первых на тему шизофрении, появилась необходимость в дополнительных исследованиях, и это привело к тому, что больше людей сосредоточилось на психических заболеваниях. Это была также первая диссертация, написанная женщиной, которая была психоаналитически ориентирована. Она уехала из Цюриха на следующий день после выпуска, решив создать самостоятельную карьеру психоаналитика в другом месте.
Карл Юнг и Сабина Шпильрейн
Во время учебы в медицинской школе Шпильрейн продолжала помогать Юнгу в лаборатории. Сильные чувства, которые она имела к нему, как его пациент, нарастали в течение первых трех лет ее обучения в медицинской школе, и она захотела ребенка от Юнга, которого планировала назвать Зигфридом.
Летом 1908 года, когда она поступила на четвертый курс медицинского училища, у нее и Юнга начались все более интимные встречи, которые она описывала в своих дневниках как «поэзию». Хотя доказательств тому нет, так утверждала сама Сабина Шпильрейн. Фильм, снятый по мотивам этого периода, повествует о пылком романе между ними.
Нет никаких свидетельств того, что отношения Шпильрейн и Юнга были связаны с садизмом или мазохизмом, как это предполагалось в театральных версиях их истории. В письме 1908 года Юнг писал Шпильрейн: «Это мое несчастье, что я не могу жить без радости любви, бурной, постоянно меняющейся любви в моей жизни». Вскоре после этого жена Юнга Эмма Юнг сообщила матери Сабины в анонимном письме о том, что происходит.
В последующие месяцы Юнг писал Фрейду об этих отношениях, сначала обвиняя Шпильрейн в том, что она безуспешно пыталась его соблазнить, а затем признал, что стал с ней романтически связан. Сабина также писала Фрейду, давая понять, что в течение нескольких месяцев их отношения были в какой-то мере физическими. Ева Шпильрейн пригрозила сообщить об этом Блейлеру и приехала в Цюрих, чтобы сделать это, но, в конце концов, передумала. Между тем, Юнг оставил свой медицинский пост в Бургхольцли, хотя он продолжал свою лабораторную работу и университетское обучение. Документированный отчет об этих событиях между Шпильрейн, Юнг и Фрейдом появляется в биографии Лаунера.
После перерыва в несколько месяцев, вызванного вышеупомянутой полемикой, Юнг и Сабина Шпильрейн возобновили свои отношения летом 1909 года и продолжали встречаться друг с другом в частных беседах в последние месяцы 1910 года. Шпильрейн навсегда покинула Цюрих в январе 1911 года.
Шпильрейн иногда рассматривается как вдохновившая Юнга на концепцию о психотипах, отчасти из-за ссылки, которую Юнг сделал через пятьдесят лет в «Воспоминаниях, мечтах, размышлениях» - биографических мемуарах, составленных и отредактированных Анилой Яффе, - к воображаемому внутреннему женскому голосу, который пробудил его понимание внутренней анима. Однако в неопубликованной записи Юнга, записанной Анилой Яффе в 1957 году, Карл ясно дал понять, что этой женщиной была Мария Молтцер, а не Шпильрейн. Тем не менее Лэнс Оуэнс задокументировал, что отношения со Шпильрейн действительно важны для развивающегося понимания Юнга того, что он много позже назвал «анима».
Фильм «Меня звали Сабина Шпильрейн» 2002 года о Сабине рассказывает всего лишь возможную версию отношений между ней и Юнгом. Однако некоторые ученые считают, что их переписка свидетельствует о несомненных романтических отношениях между учеными. Ведь сама Сабина Шпильрейн, фильм это показывает, говорила, пусть и не прямым текстом, об этих отношениях. Были между ними отношения или нет, об этом наверняка сейчас сказать практически невозможно.
Сабина Шпильрейн: «Деструкция как причина становления»
После окончания обучения Шпильрейн переехала в Мюнхен, чтобы изучать историю искусств, а также работала над докладом о связи между сексом и смертью. В октябре она переехала в Вену, где была избрана членом Венского психоаналитического общества. 27 ноября она опубликовала свой доклад «Деструкция как причина становления».
В докладе она утверждала, что люди разрываются между статическим желанием оставаться такими, какие они есть, и динамическим желанием – создавать себе подобных, но что репродуктивный инстинкт содержит аспект, который разрушает как самого себя, так и творческие позывы. В статье показаны доказательства как юнгианской, так и фрейдистской мысли, но, судя по всему, Сабина указывает, как отошла от того, чтобы отождествлять себя с Юнгом, считая свои взгляды более фрейдистскими.
Фрейд недвусмысленно упомянул ее статью, признав, что она запустила ход мыслей, которые привели его к осмыслению стремления к смерти. Однако концепция Шпильрейн отличалась от концепции Фрейда, поскольку она рассматривала деструктивность как служение репродуктивному инстинкту, а не себе. Шпильрейн неоднократно встречалась с Фрейдом в 1912 году и продолжала переписываться с ним до 1923 года. Она пыталась переписываться с Фрейдом и Юнгом, чтобы примирить их.
Другие работы
В 1912 году Шпильрейн вышла замуж за русского еврейского врача Павла Наумовича Шефтеля. Они переехали в Берлин, где Сабина работала вместе с Карлом Абрахамом. В 1913 году у Шпильрейн появилась первая дочь Ирма-Рената. В Берлине еще девять статей опубликовала Сабина Шпильрейн. Биография самой Сабины использована в одной из них, это рассказ о детских верованиях о сексе и размножении, в которые она включала воспоминания о своих ранних фантазиях по этому поводу.
В другой своей работе, озаглавленной «Свекровь», она сочувственно рассказывала о роли свекровей и о взаимоотношениях между ними и их невестками. В другой статье того времени она рассказывает о лечении детей с фобиями. Это одна из первых известных ее работ по детской психотерапии.
В начале Первой мировой войны она вернулась в Цюрих перед переездом в Лозанну, где они с Ренатой оставались до конца войны. Ее муж присоединился к полку в Киеве, и они не виделись более десяти лет. Военные годы были периодом лишений, так говорила сама Шпильрейн Сабина, цитаты из ее работ подтверждают это. Она выполняла какую-то работу как хирург в глазной клинике. Тем не менее ей удалось опубликовать еще две работы в годы войны. Она сочиняла музыку и считала себя композитором. Она также начала писать роман на французском языке. Она продолжала переписываться с Фрейдом и Юнгом и развивать свои собственные теоретические идеи, особенно в отношении привязанности у детей.
Карьера в России 1923-1942
Психоанализ в России уже имел бурную историю, но его влияние было самым сильным между 1921 и 1923 годами. Приехав в Москву, Сабина Шпильрейн оказалась самым опытным психоаналитиком в этой стране, а также одной из наиболее тесно связанных с аналитиками и психологами на Западе. Она была назначена на кафедру детской психологии в Первом Московском университете и занялась работой в области педологии (направлении педагогики), подхода к педиатрии, который интегрирует его с психологией развития и образования. Она также присоединилась к Московскому психоаналитическому институту, который был основан в 1922 году под руководством Вульфа. Затем она стала участвовать в амбициозном новом проекте по обучению детей, известном как Психоаналитическая детская школа-лаборатория «Детский дом» (также известная как «Белый дом»).
«Детский дом»
Основанный в 1921 году Верой Шмидт (которая также была ученицей Фрейда), «Детский дом» был предназначен для обучения детей на основе теорий Фрейда. Школа была приютом только по названию: вместе с сыном Шмидт в школе были дети из семей видных большевиков (в том числе и Иосифа Сталина, чей сын Василий тоже был зачислен).
В школе детям предоставлялась максимальная свобода передвижения. Также разрешалось сексуальное исследование и любопытство. Работа Шпильрейн включала надзор за учителями, и она могла поддержать их в протесте против плохих условий работы, что привело к их увольнению.
Школе пришлось закрыться в 1924 году, после обвинений в экспериментах по преждевременному стимулированию детской сексуальности. Обвинения, возможно, были сделаны в ответ на попытки Льва Троцкого пролетаризировать прием в школу. Во время пребывания Шпильрейн в Москве и Александр Лурия, и Лев Выготский пришли на работу в «Детский дом» и учились вместе с ней. Характерный способ Шпильрейн сочетать субъективные психологические идеи с психоанализом с объективным наблюдательным исследованием детей, вероятно, был важным фактором в их раннем формировании в качестве исследователей, что привело к тому, что они стали первыми российскими психологами того времени.
В конце 1924-го Шпильрейн покинула Москву. Она и ее дочь воссоединились с мужем Павлом в Ростове-на-Дону. Шпильрейн разочаровалась в своем опыте в Москве, также она была вынуждена вернуться, потому что ее муж уже был в отношениях с другой. Павел вернулся к своей жене, а их вторая дочь Ева родилась в 1926 году.
В течение, по крайней мере, следующего десятилетия Шпильрейн продолжала активно работать педиатром, проводить дальнейшие исследования, читать лекции по психоанализу и издаваться на Западе до 1931 года. Ее муж умер в 1936 году. В 1937 году ее братья Исаак, Ян и Эмиль Шпильрейн были арестованы, казнены в 1937 и 1938 годах во время Великой чистки.
Расстрел
Шпильрейн и ее дочери пережили первое немецкое вторжение в Ростов-на-Дону в ноябре 1941 года, которое было отражено Красной армией. Однако в июле 1942 года немецкая армия вновь оккупировала город. Шпильрейн и две ее дочери в возрасте 29 и 16 лет были застрелены эскадроном смерти СС, в Змиевской Балке под Ростовом-на-Дону, вместе с 27 000 других жертв, в основном евреев. Хотя большинство членов семьи Шпильрейн были убиты во время сталинских чисток и Холокоста, все жены и дети ее братьев выжили, и в настоящее время около 14 их потомков проживают в России, Канаде, США и Израиле.
Наследие
В Западной Европе к 1923 году все старались забыть о том, кто такая Сабина Шпильрейн. Книги и публикации ее,тем нее менее до сих пор актуальны. Ее трагическая смерть во время Холокоста не уничтожила память о ней. Публикация в 1974 году переписки между Фрейдом и Юнгом, а затем открытие ее личных работ и публикация некоторых из них в 1980-х годах сделали ее имя достаточно широко известным.
В мире психоанализа имя Сабины Николаевны Шпильрейн обычно дается не более чем сноска, поскольку ее концепция сексуального влечения содержит в себе как инстинкт разрушения, так и инстинкт трансформации, что, следовательно, предвосхищает как «инстинкт смерти» Фрейда, так и взгляды Юнга на «трансформацию». Независимо от сомнительных отношений с Юнгом, из них родилось что-то положительное и очень полезное для психотерапии. Переписка Юнга с Фрейдом о его отношениях со Шпильрейн вдохновила Фрейда на концепцию переноса и контрпереноса. Фильм «Меня звали Сабина Шпильрейн» также рассказывает о событиях того периода.
В последние годы, однако, Шпильрейн все больше и больше признается в качестве значимого мыслителя сама по себе, она влияла не только на Юнга, Фрейда и Мелани Кляйн, но и на более поздних психологов, включая Жана Пиаже, Александра Лурию и Выготского. Влиятельные работы по таким темам, как гендерные роли, любовь, важность интуиции у женщин, бессознательное, интерпретация сновидений, сексуальность и сексуальные побуждения, либидо, сублимация, перенос, лингвистика и развитие речи у детей оставила после себя Шпильрейн Сабина. Цитаты из нее дневника гласят: "Когда я умру, я хочу, чтобы мое тело кремировали, а пепел развеяли над дубом, на котором написано "Я тоже была человеком".
Мемориальный музей Сабины Шпильрейн был открыт в Ростове, в доме, где она когда-то жила. В экспозицию включены фрагменты ее рукописных трудов, фотографии и личные вещи.
Похожие статьи
- Значение имени Сабина в исламе и происхождение
- Сабина Алтынбекова - восточная красавица
- Синдром Мелькерссона-Розенталя: описание, причины и особенности лечения
- Эмилия Фокс. Фильмография и личная жизнь актрисы
- Бруно Ганц – властелин кольца лучшего актера Германии
- Спектакль "Сублимация любви" с Маратом Башаровым
- Самый лучший фильм про любовь. Лучшие фильмы о любви: список