Нарвские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге
Нарвские триумфальные ворота — один из самых величественных памятников, посвященных победе русских войск над армией Наполеона. Они были возведены в Санкт-Петербурге специально для парада гвардейских полков, возвращавшихся после окончания войны 1812 г.
История постройки первых ворот
Русская армия, возвращавшаяся в 1814 г. после завершения войны и победы над французами, должна была с большой торжественностью войти в город. Специально для этого было принято решение о возведении Триумфальной арки. Однако из-за небольшого отрезка отведенного времени построить каменные ворота не успевали, и тогда были выстроены временные, изготовленные из дерева и алебастра.
Первый архитектор Нарвских триумфальных ворот Дж. Кваренги за 1 месяц поставил это сооружение. Наверху его разместили скульптурную композицию Славы с шестью лошадьми, выполненную по проекту талантливого скульптора И. Теребенева.
На стенах были написаны названия полков, участвующих в боях, и надпись-благодарность от русского народа, внизу стояли статуи римских легионеров — так выглядела тогда первая Триумфальная арка. Нарвские ворота название получили за расположение: на дороге за Нарвской заставой.
Для торжественного мероприятия были возведены деревянные трибуны, где сидели и стояли зрители, а музыканты и оркестр располагались в амфитеатре. Специальные галереи были выстроены для царской семьи Александра I и знатных представителей и гостей столицы.
Через эту арку прошли в торжественном параде все перечисленные на памятнике гвардейские полки: Преображенский, Семеновский, Егерский и другие. Расположившиеся на трибунах император и простой народ под звуки военного оркестра чествовали победителей.
После окончания торжеств петербуржцы полюбили этот монументальный памятник, который стал достопримечательностью города. Внешний вид первых Нарвских ворот в те годы запечатлен на литографии К. Беггрова, который отобразил повседневные сценки из жизни того времени.
Спустя 10 лет постаревшие деревянные ворота стали приходить в негодность, возникла угроза обрушения, и их было решено разобрать.
Решение о постройке Нарвских ворот
В защиту исторического памятника выступил участник войны генерал-губернатор М. Милорадович, обратившись с прошением к царю о разрешении на возведение новых ворот из камня.
Однако к этому времени из-за расширения города граница Петербурга уже располагалась намного южнее, и потому в 1827 году решили перенести строительство на дорогу в сторону Петергофа. В торжественной обстановке 26 августа был заложен новый фундамент (11 именных камней царской семьи, архитектора В.П. Стасова и придворных советников) на месте, где позднее будут построены Нарвские триумфальные ворота. Архитектор и скульпторы — В. П. Стасов, С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский, П. К. Клодт — разработали эскизы и чертежи грандиозной постройки.
Деньги, необходимые для сооружения такого огромного памятника, частично были взяты из собранных ранее пожертвований на первые ворота. Позднее недостающие средства собирались из разных источников, одним из которых стал дар в 400 тыс. рублей по завещанию бывшего начальника Гвардейского корпуса Ф. П. Уварова (ближайшего сподвижника маршала Кутузова).
Строительство стен и обшивка медными листами
Строительство длилось 7 лет, иногда останавливаясь по различным причинам: сначала были затруднения, вызванные подбором материала для памятника: царь Николай I хотел сделать их из мрамора или чугуна, затем эти идеи отвергались. Конечным решением в 1830 г. было сооружение кирпичного каркаса, который обшивался медными листами.
Строительство пошло полным ходом, летом количество рабочих, участвующих в стройке, достигло уже 2600 человек. Довольно быстро заложили гранитный фундамент и приступили к возведению кирпичных стен (за 1 неделю пилоны выросли сразу на несколько метров).
К концу осени 1831 г. Нарвские триумфальные ворота в Петербурге в виде кирпичного строения поднялись почти на полную высоту. Всего при строительных работах было уложено более 500 тыс. кирпичей.
Начался этап закрепления медной облицовки, которая изготавливалась на Петербургском чугунно-литейном заводе. Все медные детали изготавливались по гигантской модели в натуральную величину, сделанной по рисункам Стасова и установленной на заводском дворе. Материал был взят самого высокого качества: 20 тыс. слитков красной меди привезли из запасов Монетного двора.
День и ночь чеканщики завода по эскизам изготавливали все детали ворот. Стасов лично наблюдал за изготовлением всех декоративных и скульптурных частей монумента.
За время постройки случались пожары, в основном из-за деревянных лесов, на которых ночью велась работа, и близости печки и горна с открытым огнем для работы кузнецов. Эти неприятности сильно тормозили процесс строительства, но после работы продолжались в усиленном темпе.
Уже к 1834 году строительство было закончено, и встал вопрос об установке скульптур. После некоторых колебаний между итальянскими зодчими и русскими было принято решение в пользу отечественных скульпторов.
Скульптурные композиции ворот
Архитектура Нарвских ворот практически неотделима от их скульптурной части, исполнение которой началось еще в 1830 г. Над скульптурными композициями начали работу сразу несколько знаменитых русских скульпторов.
Вершина арки украшена скульптурной группой, состоящей из шести коней (архитектор П. Клодт), запряженных в колесницу. На ней в полный рост изображена крылатая богиня Победы — Ника (арх. С. Пименов), которая в руках держит лавровый венок и пальмовую ветвь (символы мира и славы).
Аттик ворот украшен 8 крылатыми фигурами гениев Славы и Мира (скульптор Нарвских триумфальных ворот И. Леппе), которые парят над колоннами, охраняя золоченые надписи, посвященные «победоносной Российской императорской гвардии».
Почти все скульптуры были сделаны по рисункам Кваренги, но с небольшими поправками. Например, воины вместо античных одеяний были «переодеты» в древнерусские, скопированные по рисункам древних одеяний из Оружейной палаты Московского Кремля: четыре фигуры русских витязей стоят между колоннами. Так были украшены Нарвские триумфальные ворота. Фото скульптур можно увидеть ниже.
Все проекты и сами работы скульпторов император Николай I лично утверждал и одобрял. Однажды он даже забраковал созданные модели статуй, пригласив других скульпторов, но те отказались, поддержав тем самым своих коллег. Общая стоимость строительных работ составила более 1 млн рублей.
Уже спустя несколько лет из-за большой влажности петербургского климата фигуры из меди стали быстро корродировать, и их пришлось заменить на железные. Но и эта замена не помогла, железо также подверглось коррозии. И в последнем варианте скульптуры сделали кованые.
Внешний вид ворот
Нарвские триумфальные ворота представляют собой монументальное сооружение в стиле ампир, вознесшееся на высоту более 30 м, шириной 28 м с размерами внутренней арки 8х15 м. Композиционно ворота сделаны по образцу триумфальных арок Древнего Рима, в строгом и простом стиле.
Со всех сторон арка обведена колоннадой, состоящей из 12 колонн диаметром 1 м, увенчанных ажурными коринфскими капителями. Украшения в виде канелюр сделаны по античным образцам.
Нарвские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге — это образец гармоничного единения пластики скульптурной композиции с архитектурой грандиозного монументального строения.
Открытие каменных Нарвских ворот
Торжественные мероприятия, посвященные открытию Нарвских ворот, прошли 17 августа 1834 г. и были приурочены к годовщине Кульмской битвы (одного из знаменитых сражений, состоявшегося в 1813 г. в Богемии). Все полки, названия которых были выгравированы на воротах, почетным и торжественным маршем в присутствии императора России прошли под аркой.
Такое красивое шествие вызвало бурю восторга среди нескольких тысяч зрителей, собравшихся на площади. Все они приветствовали героев Бородинского и многих других сражений Отечественной войны 1812 г.
Была выпущена памятная медаль из бронзы, посвященная открытию Нарвских ворот в Петербурге. На ее лицевой стороне расположены цифры с датами русско-французской войны, на оборотной — вырезаны изображение ворот и памятная надпись. Такие медали были вручены 55 генералам-гвардейцам (служившим в 1812-1815 гг.), 10 членам Комитета по сооружению ворот (в т. ч. Стасову) и 5 наследникам генерала Уварова. Одна медаль была передана на хранение в Эрмитаж, где и находится сейчас.
Площадь вокруг Нарвских ворот
Площадь, расположенная вокруг Нарвских ворот, была также спроектирована Стасовым, который настоял на доминировании памятника с помощью его расположения на возвышенности по отношению к самой площади. Расчеты были проведены по высоте, до которой поднималась вода при наводнении 1824 г.
Стасов особенно настаивал на больших размерах площади, чтобы было «приличное расстояние», позволявшее хорошо рассмотреть такое монументальное строение.
В 1834 г. монументальное строение перешло к городскому ведомству. В здании разместилась казарма для солдат местной караульной службы, тем самым, по идее Стасова, Нарвские триумфальные ворота вошли в состав музея Отечественной войны 1812 г.
Со временем окружающие площадь дачные домики были снесены, вместо них территорию начали застраивать домами, появились дымные заводские постройки, а к концу 19 в. пригород превратился в рабочую заставу. Название «площадь Стачек» это место получило после Октябрьской революции 1917 г. в честь проходивших здесь рабочих забастовок и манифестаций.
В 1924 г. архитектором Л. Ильиным был разработан проект перепланировки. На месте заболоченной речки Таракановки и трущобных построек разбили широкую площадь, которая существует и поныне.
Реставрационные работы
Еще во второй половине 19 века (с 1877 г.) начались реставрационные работы, связанные с заменой медных листов на железные из-за сильной коррозии. Через несколько лет сюда переехала часть городского архива, содержащая документы по истории Петербурга.
Затем, в 1920 годах, был начат длительный ремонт ворот, который продолжался до начала Великой Отечественной войны.
Следующая реставрация началась в 1949 г. по проекту архитектора И. Бенуа. За 3 года были заменены кровля, чугунные лестницы, созданы по оставшимся рисунками пострадавшие во время войны декоративные фрагменты статуй: сделан ремонт колесницы, части статуи Ники, лошадей, оружия).
Очередные работы в 1978-1980 гг. были проведены, в основном, на окружающей ворота территории: проложены новые подземные коммуникации и подземный переход, выложена камнем площадь вокруг ворот, построен гранитный поребрик.
Самая последняя реставрация была посвящена 300-летию города: были почищены и обновлены медные листы, обновлены и отреставрированы капители и колонны, внутренние лестницы, заменена крыша. Воротам придали их первоначальный цвет (ярко-зеленый).
Нарвские ворота в 20-21 веке
Через Нарвские триумфальные ворота во время Великой Отечественной войны проходили солдаты Ленинградского гарнизона, идущие на фронт.
Во время периода блокады Ленинграда в 1941-1944 годах ворота находились вблизи линии обороны города, они сильно пострадали от обстрелов и бомбардировок. После окончания военных действия на памятнике насчитывалось более 2000 пробоин, были повреждены карниз и декоративные элементы.
Но, несмотря на это, в 1944-1945 гг. через них торжественно возвращались войска победителей после прорыва блокады и победы в войне.
Музей внутри Нарвских ворот
Идея музея принадлежала еще строителю ворот архитектору Стасову. И в 1987 г. в 175-летнюю годовщину войны 1812 г. власти города приняли решение создать музейную экспозицию про Нарвские триумфальные ворота. Музей городской скульптуры обосновался в верхней части здания. Один раздел экспозиции содержит материалы Отечественной войне 1812 г., воскрешая давние героические события, другой — рассказывает историю строительства различных триумфальных арок на территории России и самих Нарвских ворот.
Месторасположение ворот
Адрес сегодняшнего местоположения ворот: Площадь Стачек, 1.
Нарвские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге внесены в Единый госреестр объектов культурного наследия России. Уже почти 200 лет они являются украшением Северной столицы, заставляя любоваться и восхищаться своим величием и красотой многие поколения петербуржцев и гостей города.
Похожие статьи
- Кто такая богиня Ника в мифологии?
- Джакомо Кваренги - архитектор: биография, самые известные работы
- Самые известные триумфальные арки мира
- Бранденбургские ворота: история и фото. Где находятся Бранденбургские ворота?
- Обуховская оборона - предвестник революции
- Ideal Pearl 4* (Турция, Мармарис): описание отеля
- Франтишек Печка: он может сыграть даже Бога