Советский легкий Т-26 (танк): боевое применение, история создания, конструкция

0
0

С началом производства танка Т-26 советские танковые войска вышли на новый уровень эффективности. На технику данной модели возлагалась поддержка пехоты при наступлении в рамках концепции глубокого боя. При проведении наступательных операций эти танки стали основной силой. Сегодня мы узнаем, как создавался и модернизировался танк Т-26. Фото моделей разных лет помогут проанализировать, как он развивался.

Предпосылки для создания

В мае 1930 года закупочная комиссия Советского Союза во главе с И.В. Халепским подписала контракт с английской компанией Vickers на покупку 15 танков. В конце октября этого же года в СССР прибыл первый танк, а к середине следующего года – последний. В сборке купленной техники участвовали как английские, так и советские специалисты. Каждый танк обошелся СССР в 42 тысячи рублей. Советский танк Т-19, к примеру, стоил более 96 тысяч рублей. При этом английская машина, которую уже тогда назвали Т-26, была гораздо проще в сборке и эксплуатации, а также обладала большей маневренностью. В силу этих обстоятельств было принято решение отказаться от выпуска танка Т-19 и бросить все силы на организацию серийного производства модели Т-26 на просторах СССР.

Т-26. Танк

Выбор производителя

В феврале 1931 года Реввоенсовет СССР принял танк Т-26 на вооружение. Производство машины предполагалось развернуть на Челябинском ТЗ. Затем предпочтение получил Сталинградский завод, который еще строился. При этом на последнем предприятии планировалось выделить отдельный цех для выпуска 10 тысяч танков в год в военное время. Но в итоге производство решили развернуть на заводе «Большевик» в Ленинграде, так как это предприятие уже имело опыт в танкостроении. Руководство проектными работами и дальнейшей модернизацией техники поручили С.А. Гинзбургу.

В конце лета 1931 года Комитет обороны СССР принял постановление, касатеющиеся программы создания танков в условиях военного времени. Согласно этому документу, в первый год военных действий заводы должны будут выпустить практически 14 тысяч боевых машин. Как выяснилось позже, данная цифра оказалась более чем завышенной, как и план производства на год. Первоначально планировалось, что за 1931 год предприятие выпустит 500 единиц техники. Уже в феврале план сократился до трехсот танков с условием, что первая машина будет готова к маю. Но и эти задачи оказались невыполнимыми.

Производство

Весной 1931 года полным ходом шла подготовка к серийному выпуску танка Т-26 по временной (обходной) технологии. Предприятие собирало параллельно две эталонные машины. К 1 мая были закончены рабочие чертежи, а 16 июня был утвержден технический процесс. Лишь после этого завод начал изготавливать инструмент и оснастку для дальнейшего производства. В результате летом 1931 года была создана установочная партия танков, состоящая из десяти машин. Осенью серийное производство начало набирать нормальные обороты.

Танк Т-26: фото

В феврале следующего года на базе завода «Большевик» открыли новое предприятие – завод №174. Его главным конструктором стал С.А. Гинзбург. Несмотря на расширение мощностей, план 1932 года также не удалось выполнить. В апреле К.К. Сиркен (директор завода №174) в своем докладе заявил, что предприятие отстает от графика из-за смежников, которые не только задерживают поставку узлов и агрегатов, но и выпускают некачественную продукцию. Доля брака по силовым установкам доходила до 88%, а по корпусам – до 41%.

Тем не менее в 1932 году завод выпустил 1410 экземпляров техники, 960 из которых попали в войска. Подобную картину можно было наблюдать и в дальнейшем. К середине 1941 года с конвейера завода №174 сошло 11218 танков Т-26. Танк данной модели стал наиболее массовой боевой машиной армии в предвоенный период.

Отличия от прообраза

Выпускающаяся с 1931 года двухбашенная модель незначительно отличалась от британского прототипа. Корпус танка был клепанным с коробчатым сечением. На подбашенной коробке располагались две цилиндрические башни. В каждой из них отводилось место для одного солдата. В передней части корпуса с правой стороны располагался механик-водитель. Самым весомым отличием первых серий танка Т-26 от английского аналога был тот факт, что башни были приспособлены под установку пулемета ДТ, а на машинах Vickers вместо прямоугольных амбразур были круглые.

С осени 1931 года так называемая вторая серия машин стала оборудоваться башнями большей высоты, оснащенными смотровым окном. Крышка люка механика-водителя получила смотровую щель, но пока что без стеклоблока. В марте 1931 года над коробом воздуховывода появился кожух для защиты от осадков. Немного позже кожух начали делать единым целым с коробом воздуховывода.

Советский легкий танк Т-26

Оснащение

Теперь узнаем, каким оборудованием отличался от своего английского аналога танк Т-26. Двигатель был копией английского мотора Armstrong Siddeley и развивал мощность 90 лошадиных сил. Он включал в себя 4 цилиндра и имел воздушную систему охлаждения. Механическая трансмиссия, которой оснащался танк, имела в своем составе однодисковый фрикцион сухого трения, карданный вал, 5-ступенчатую КПП, бортовые фрикционы, бортовые передачи и ленточные тормоза. В составе ходовой части одного борта были 8 опорных 300-миллиметровых прорезиненных катков, 4 поддерживающих 254-миллиметровых обрезиненных катка, направляющих колесо с натяжным механизмом кривошипного типа и ведущих переднее колесо, оснащенное съемными зубчатыми венцами. Гусеницы имели ширину 250 мм и выполнялись из марганцовой или хромоникелевой стали.

Средства внешней связи отсутствовали на линейных машинах Т-26. Танк оборудовался «звуковой трубой» для контакта механика-водителя с командиром. Позже ее заменили на светосигнальное устройство.

Вооружение

В начале 1932 года началась проработка вопроса об усилении вооружения модели Т-26. Танк, оснащенный пулеметом, не мог работать по огневым точкам неприятеля с больших расстояний и с должной эффективностью обороняться от противника. В марте 1932-го прошли испытания танка Т-26, правую башню которого заменили аналогичным элементом танка Т-35-1, вооруженным пушкой ПС-2 калибром 37 мм. Вскоре подобная доработка коснулась еще двух опытных образцов Т-26.

Орудие ПС-2 для своего времени имело весьма внушительные характеристики, однако оно так и не было принято на вооружение. ГАУ отдало свое предпочтение немецкой пушке Rheinmetall с таким же калибром. По образу последней была создана и принята на вооружение пушка Б-3 (5К). В сравнении с ПС-2, Б-3 имела не такой большой откат и размер казенника. Это открывало перспективу ее монтажа в штатную башню Т-26 с минимальными доработками.

Танк Т-26. 5-ступенчатая коробка передач

Заводу имени Калинина так и не удалось наладить производство пушек Б-3 в достаточных объемах. А с лета 1932 года все орудия Б-3 стали передаваться на вооружение танков модели БТ-2. В этой связи в правой башне Т-26 начали устанавливать 37-миллиметровую пушку ПС-1, которая на тот момент была уже хорошо освоена промышленностью. Тем не менее выпуск таких орудий затухал, а складские запасы оказались весьма скудными. Поэтому пришлось использовать демонтированные пушки с устаревших танков «Рено», или Т-18.

По плану перевооружения, орудиями должно было оснащаться 20% танков, но в действительности пушки установили на несколько большее количество боевых машин. Из 1627 экземпляров, выпущенных за 1931-1932 годы, пушками ПС-1 вооружили 450 танков Т-26. В марте 1932 года Красная Армия приняла на вооружение противотанковую пушку 19К калибром 45 мм. Вслед за ней была создана соответствующая установка с заводским индексом 20-К. По сравнению со старой противотанковой пушкой ГТС-2, 19К имела ряд улучшенных показателей: бронепробиваемость, массу осколочного снаряда и массу взрывчатого вещества. Кроме того, благодаря введению вертикального клинового затвора, конструкторам удалось увеличить скорострельность пушки. Проблема в том, что на отладку 19К ушло порядка четырех лет. Лишь в 1935 году начались поставки пушек с отлаженной полуавтоматикой.

В конце 1932 года было принято решение о выпуске танков Т-26, оснащенных 45-миллиметровой пушкой, спаренной с пулеметом ДТ. Под этот тандем спроектировали новую башню, которая уже на первых испытаниях отлично себя показала. С 1935 года советский танк Т-26 стал оборудоваться противотанковой пушкой образца 1934 года. К этому времени на ней заменили полуавтоматику механического типа на полуавтоматику инерционного типа. Последняя могла работать полностью лишь при ведении огня бронебойными снарядами.

"Т-26: тяжелая судьба легкого танка"

При стрельбе осколочными снарядами автоматика работала только на четверть. Это значит, что стрелок должен был вручную открывать затвор и извлекать гильзу, а при вкладывании нового патрона в камеру закрывание затвора происходило автоматически. Причиной тому стало различие в начальной скорости полета бронебойного и осколочного снарядов.

Нововведения последующих лет

В 1935 году при изготовлении корпуса и башни стали применять электрическую сварку. Боекомплект пушки составил 122 выстрела, а у моделей с радиостанцией – и вовсе 82. Емкость топливного бака возросла. Легкий танк Т-26 образца 1935 года весил 9,6 тонн.

В 1936 году был изменен натяжной механизм, введен сменный резиновый бандаж с опорными катками. Но самое главное новшество этого года – установка второго пулемета ДТ в нише башни. Из-за этого боекомплект пушки сократили до 102 выстрелов. Масса танка слегка возросла и составила 9,65 тонн.

В 1937 году на некоторые экземпляры танка стали устанавливать зенитные пулеметы на турельных установках. Вместе с тем на пушке появилось два прожектора, выполняющих функцию так называемого боевого света. Также было введено переговорное устройство модели ТПУ-3. В этом же году силовую установку форсировали до мощности 95 лошадиных сил. Боекомплект танков без радиостанции достиг 147 снарядов и 3087 патронов. Масса машины увеличилась до 9,75 тонн.

В 1938 году цилиндрическую башню заменили на коническую с 45-миллиметровой пушкой. В пушках, произведенных в 1937 и 1938 годах, был электрический затвор, позволяющий производить выстрел как ударным способом, так и с помощью электрического тока. Пушки с электрическим затвором имели телескопический прицел ТОП-1, который с 1938 года начал назваться ТОС. В отличие от танков ранних годов выпуска с одним 182-литровым баком, машина стала оснащаться двумя баками на 110 и 180 литров. Благодаря этому значительно увеличился запас хода. Вместе с тем масса боевой машины возросла до 10,28 т.

Танк Т-26 боевое применение

Модели с конической башней и подбашенной коробкой прямой конфигурации могли отличаться друг от друга наличием радиостанции, кормового пулемета ДТ, прожекторов боевого света и зенитной установки. Кроме того, конические башни могли быть двух типов: со сварным или штампованным лобовым щитом. На части танков устанавливалась командирская панорама.

В 1939 году советский легкий танк Т-26 в очередной раз был модернизирован. Была введена подбашенная коробка с броневыми листами, установленными под наклоном. На части машин кормовой пулемет заменили на дополнительную 32-снарядную боеукладку. Как результат, боекомплект танков без радиостанций вырос до 205 снарядов и 3654 патронов. У танков с рацией было 165 снарядов и 3213 патронов. На машины 1939 года выпуска устанавливалось новое переговорное устройства. Изменения затронули также силовую установку, которой оснащался танк Т-26. 5-ступенчатая трансмиссия с доработанным 97-сильным мотором позволила танку передвигаться гораздо динамичнее. Также было произведено усиление подвески.

В 1940 году Т-26 был модернизирован в последний раз. Вместо цементированной 15-мм брони использовать гомогенную 20-мм броню. Также в этом году был введен унифицированный смотровой прибор, обновленный погон башни и бакелитированый топливный бак. Масса такого танка составила более 12 тонн.

Боевые машины специального назначения

Модель танка Т-26 стала основой для большого количества специальных боевых машин. На ее базе выпускали:

  1. Огнеметные танки ХТ 26/130/133.
  2. Телемеханические машины ТТ-26 и ТУ-26.
  3. Мостоукладчик СТ-26.
  4. Самоходные установки для артиллерии СУ-5-2.
  5. Бронетранспортеры.
  6. Артиллерийские тягачи.

Танк Т-26: боевое применение

Боевое крещение танк прошел в Испании во время гражданской войны. Первая партия, состоящая из 15 машин, прибыла в Картахену в начале осени 1936 года. В общей сложности до конца войны СССР поставил в Испанию 297 машин Т-26. Танк, поставляющийся в Испанию, был однобашенным (1933 года выпуска). Он участвовал едва ли не во всех операциях республиканцев и очень неплохо себя зарекомендовал. После испанских боев стало очевидно, что советский танк во многом превосходит немецкую и итальянскую технику, однако имеет недостаточную степень броневой защиты.

Советский танк Т-26

В операциях Красной Армии танк впервые принял участие в 1938 году во времена советско-японского конфликта. В танковую группировку тогда вошло 257 экземпляров Т-26, 107 из которых представляли собой специальную технику. Во времена Великой Отечественной войны танки Т-26 активно использовались вплоть до 1943 года.

Заключение

Сегодня мы узнали, что представлял собой танк Т-26. Фото этой мощной машины выглядит не очень внушительно, по сравнению с современными танками. Но были времена, когда Т-26 считался едва ли не вершиной военного искусства. Героя нашего рассказа не единожды можно встретить в литературе. К примеру, книга «Т-26. Тяжелая судьба легкого танка», которую написал военный эксперт Максим Коломиец, полностью посвящена боевой машине данной модели. Ее также часто вспоминают в общем контексте советского танкостроения. Книга Михаила Барятинского «Советские танки в бою. От Т-26 до ИС-2» описывает военные достижения танков разных лет, выпущенных в СССР.