"Белое солнце пустыни": актеры. "Белое солнце пустыни": занимательные факты
В феврале 1970 года, в пятницу вечером, Леонид Ильич Брежнев приехал отдохнуть на свою любимую дачу в Завидово. После дискуссии на Политбюро нервы политика были предельно напряжены. Начиная с этого года он ездил сюда отдыхать чаще, чем на охоту.
Фильм, порадовавший генсека
Леонид Ильич после долгого размышления встал с кресла и подошел к окну. Он невольно поежился: в прилегающем парке было сумрачно, ветрено и неуютно. Затем он оторвался от пейзажа за окном и не спеша, слегка прихрамывая, последовал в кинотеатр, на ходу дав указание одной из горничных: «Включите этот… Фильм, который не пропущен».
Женщина взяла с полки киноленту в металлическом футляре с аккуратной надписью «"Белое солнце пустыни". Актеры: Анатолий Кузнецов, Павел Луспекаев…»
Режиссер Мотыль
53-летний режиссер Владимир Яковлевич Мотыль за 5 минут до этого телефонного звонка сидел подавленный в своем крохотном мосфильмовском кабинете, вперив невидящий взгляд в стену напротив.
Сын репрессированного польского эмигранта думал, что невольно взял на себя судьбу отца, начинал понимать, что слова, сказанные после просмотра его дебютной ленты «Дети Памира» режиссером Роммом о присущей ему внутренней свободе, были не комплиментом, а предупреждением.
И если предыдущей его работе («Женя, Женечка и Катюша») руководство концерна «со скрипом» дало добро на лимитированный показ, то эта последняя, снятая под рабочим названием «Спасите гарем!», очевидно, станет последней в его карьере. Окончательное название картине позже придумали коллективно сами актеры: «Белое солнце пустыни».
Звонок телефона
Владимир Яковлевич прекрасно понимал, что дело даже не в том, что первоначального бюджета нового фильма (300 000 советских рублей) хватило лишь на 2/3 проекта. Картина была трудной, требовала огромной самоотдачи, не зря от работы над ней накануне отказались три режиссера: Юрий Чулюкин, Андрей Тарковский, Андрей Кончаловский.
Мотыль был уверен: его киноработу заранее решили положить на полку. Режиссеру было стыдно перед теми, кто ему поверил и кого он подвел: перед глазами создателя киноновеллы все еще стояли актеры фильма «Белое солнце пустыни»...
И вот наконец случилось то, что позже он назовет чудом: телефон зазвонил. В трубке раздался бесстрастный голос:
- Здравствуйте, Владимир Яковлевич. Завтра – повторный закрытый просмотр руководством «Мосфильма» вашей ленты.
Актер Павел Борисович Луспекаев
На ведущие роли в фильме «Белое солнце пустыни» актеры подобрались замечательные. Однако среди них был один, изначально поставивший высочайшую планку игры, сумевший отдать фильму всю свою энергетику. Честолюбивым партнерам Луспекаева, глядя на него, просто ничего не оставалось, как играть в полную силу.
Павел Борисович, исполнивший роль отставного таможенника Павла Артемьевича Верещагина, был смертельно болен и догадывался о своей скорой кончине. Мужественный актер решился играть свою прощальную роль, свою лебединую песню. Персонаж в фильме «Белое солнце пустыни» для этого подходил идеально.
У бывшего фронтового разведчика неотвратимо отмирали сосуды ног. Ему ампутировали стопы, однако опасный процесс не был остановлен. Для того чтобы ходить без костылей, ему по его собственным чертежам сделали вставки в сапоги.
При съемках фильма в луспекаевской игре один лишь взгляд заменял реплики и монологи, он не играл - жил в кадре, поэтому, отказавшись от предлагаемых Мотылем дублеров, сам упрямо отыгрывал трюковые сцены. Режиссеру он сказал: «Это я потом буду инвалидом, после съемок…». Владимир Яковлевич, впечатлившись от такой самоотдачи, даже поменял в сценарии имя киногероя (первоначально Александром был Павел Верещагин).
«Белое солнце пустыни» актер воспринимал как свой нерукотворный памятник. Так все и получилось.
Игра мастера
Павлу Борисовичу удалось создать образ невероятной душевной силы. Он в эпоху застоя, когда, казалось, партийное ханжество вытеснило романтику служения Отечеству, вдруг воплотил редкий по возвышенности образ беспартийного человека – гражданина, стоящего выше любой власти: красной ли, белой ли - это ему все равно.
Луспекаев удивляет на съемках даже режиссера, произнеся измененную по своему усмотрению фразу: «Я мзду не беру. Мне за державу обидно!» - ставшую знаменитой. Внимательные зрители могут сами проследить, как, не ожидая такого толкования реплики, на миг замерли в кадре актеры.
«Белое солнце пустыни» благодаря энергетике Павла Борисовича стало чем-то большим, чем просто развлекательным фильмом. В год выхода киноленты в прокат актера не стало. Но в созданном образе Павла Артемьевича Верещагина заслуженный артист РФ увековечил память о себе.
Таможенники Петербурга, поставив памятник на его могиле, ежегодно приходят туда в свой профессиональный праздник. Памятники Верещагину-Луспекаеву установлены также в Москве, на границе Ростовской и Донецкой областей и на Челябинской таможне.
Урокам его гениальной игры долго еще будут следовать молодые актеры. «Белое солнце пустыни» можно воспринимать и как нерукотворный памятник этому достойному человеку.
Кузнецов Анатолий Борисович
Анатолий Кузнецов, актер тонкий и думающий, как никто другой ощутил на себе влияние игры Луспекаева. Позже он, опустив комментарии, скажет, что коллега по цеху помог ему переосмыслить себя профессионально. Попробуем пояснить, что недосказал артист.
Кузнецову от природы была дана внешность типичного позитивного героя. Он давно попал «в обойму» рейтинговых актеров и роли получал, не напрягаясь. Так же не спеша и размеренно он начал сниматься и в этом фильме. Однако здесь, у Владимира Мотыля, Анатолий Борисович сам себя поймал на любовании харизмой Луспекаева.
К чести Кузнецова (это заметно по его игре), он-таки сумел составить Павлу Борисовичу достойный дуэт, сыграть своего Сухова всеми фибрами души, задействовав свою полную творческую палитру. Актеры фильма «Белое солнце пустыни» отмечали воцарившуюся на съемочной площадке волею ведущих артистов атмосферу высокого творчества.
Замечательный актер, народный артист РФ, он сыграл за время своей карьеры более 100 ролей. Родина оценила вклад Анатолия Кузнецова в искусство орденами Дружбы, Почета, «За заслуги», Государственной премией.
У него был долгий и прочный брак, с женой Александрой Ляпидевской они родили и воспитали дочь Ирину.
Мишулин Спартак Васильевич
В фильме актер Театра сатиры Спартак Мишулин сыграл жителя Средней Азии Саида, кровно обиженного басмачами и мстящего им. На экране неожиданно для многих Спартак Васильевич вдруг превратился из москвича в доброго призрака пустыни.
Впоследствии многие кинокритики сходились во мнении, что перевоплощение артиста было редким по своей глубине. Его в этой роли не узнавали даже коллеги по театру! Актеры фильма «Белое солнце пустыни» - Спартак Мишулин, Павел Луспекаев, Анатолий Кузнецов - стали подлинной находкой для режиссера, идеально перевоплотившись в своих героев.
Отменная гимнастическая подготовка сделала Спартака Васильевича незаменимым в трюках: в кадре он делал то, чего не мог никто из съемочной группы. В ходе работы над «Белым солнцем» случилась трагедия: погиб прикомандированный к фильму профессиональный конный каскадер.
Мишулин гораздо позже открыл «секрет» своего превращения в Саида. Накануне проб на роль он, напряженно всматриваясь в сценарий, долго и безрезультатно пытался вжиться в образ восточного человека, потерявшего все. Однако когда голову артиста обрили, это пробудило в актере воспоминание о годах, проведенных на зоне, о несправедливом обвинении, о лелеемой мечте – стать артистом. Он вспомнил то время, когда был таким же обездоленным, как и Саид, и пережитое состояние помогло артисту войти в роль.
Спартак стал артистом Московского театра, сначала окончив театральную студию г. Калинина и сыграв в этом городе за 5 лет сорок ролей. Последующие 45 лет жизни Мишулин отдал Театру сатиры.
За работу в фильме он был отмечен, как и многие снимавшиеся в нем актеры. «Белое солнце пустыни» принесло Спартаку Васильевичу звание народного артиста РФ. Он также являлся заслуженным деятелем культуры Польши, был награжден орденами Дружбы и Почета, Государственной премией РФ.
Годовиков Николай Львович
Исполнитель роли Петрухи Николай Годовиков не имел актерского образования, однако у него был опыт съемок в ленте «Республика ШКИД» (выступил в роли беспризорника). В пробах на эту роль он переиграл самого Савелия Крамарова. У Николая был природный дар актера, и это ценил Владимир Мотыль.
Во время съемок «Белого солнца» с актером произошло несколько интересных эпизодов, заслуживающих внимания любителей кино. Однажды (съемки велись в Туркменистане) ему, заболевшему лихорадкой, пришлось сниматься с температурой под 40оС.
В кадрах сцены убийства Петрухи Черным Абдуллой зрители услышали от Годовикова непритворный крик боли (клинок исполнителя роли злодея скользнул по спасительной доске).
Роль в фильме Владимира Мотыля принесла парню славу. Однако дальнейшая судьба самоучки сложилась непросто. Он вскоре после съемок женился и попытался устроить свою жизнь. Работал эпизодически, ожидая приглашений режиссеров. Затем «добрые люди» выхлопотали ему срок за тунеядство.
Николай Львович, находясь в уголовной среде, начал воровать, за что получил еще несколько сроков. После отбывания наказания актер еще дважды был женат. Нынче работает в «Метрострое», имеет двух детей, периодически снимается в эпизодах.
Место случаю в «Белом солнце пустыни»
Второго плана актеры фильма «Белое солнце пустыни» кропотливо отыскивались режиссером зачастую не в среде артистов. Так, на роль «незабвенной Катерины Матвеевны» попала редактор Останкино Галина Лучай. Ее типаж тяжелой русской красоты был замечен режиссером Владимиром Мотылем, приложившим немало усилий к тому, чтобы уговорить молодую даму сниматься.
Творчество Мотыля было богато экспромтами, выдумкой, фантазией, что повлияло на атмосферу создания фильма «Белое солнце пустыни». Актеры и роли в этом проекте не выглядели чем-то пафосным, застывшим - они были естественными и живыми для зрителя.
Отдельного внимания заслуживают образы женщин из гарема. Кстати, их имена увековечены названиями кратеров на планете Венера.
Только трех из них играли настоящие актрисы: Зухру – Татьяна Ткач, Джамилю – Татьяна Кричевская, Гюзель – Ставицкая. Образы остальных «сотрудниц гарема» воплотили женщины разных профессий: Зарину сыграла инженер-конструктор Алла Лименес, Гюльчатай – хореограф Татьяна Федотова, Хафизу - латвийская баскетболистка Велта Деглава, Саиду – искусствовед Светлана Сливинская, Лейлу – Рахматова Зинаида. Кандидатка на роль самой красивой из восточных красавиц гарема Зульфии (и единственная по своему происхождению восточная дама, носящая имя Зинаида) отыскалась в среде жриц любви, промышляющих близ ленинградской гостиницы «Астория».
В сцене захвата красноармейца Сухова в плен сыграл один из представителей местной «цветной масти» (воровской элиты). Случилось это в знак благодарности режиссера за возвращение им съемочного инвентаря (золотых часов и сабли), украденных местными ворами.
Заключение
Возможно, не просмотри Леонид Ильич Брежнев у себя на даче этой ленты, советский зритель был бы вообще лишен возможности увидеть сей шедевр.
Интересно, что эта замечательная кинолента стала талисманом советских и российских космонавтов. Впервые ее просмотрел перед полетом экипаж «Союза-12» - Макаров и Лазарев. Мужчинам нелегко было мобилизовать себя на полет после гибели трех своих друзей - экипажа «Союза-11». Впоследствии ее просмотр в космическом городке превратился в предполетную традицию.
Возможно, и вправду помогает людям бодрящая живая энергетика культовой картины «Белое солнце пустыни». Актеры и роли этого фильма любимы миллионами людей всех возрастов.
Похожие статьи
- Николай Годовиков: биография, фото и интересные факты
- Анатолий Кузнецов: фото, биография, личная жизнь, фильмография актера и лучшие роли
- Анатолий Кот: фото, биография, личная жизнь, фильмография и интересные факты
- Миллиардер Саркисов Николай: биография, карьера, личная жизнь
- Мукасей Анатолий Михайлович: биография, личная жизнь, интересные факты
- Саид Багов. Биография и фильмография
- Советский актер Всеволод Кузнецов: биография, карьера, интересные факты