Юрий Мамин – режиссер и борец за социальную справедливость
Единственный в РФ обладатель Золотой Трости Чарльза Чаплина, врученной самой вдовой Уной Чаплин, прошел тернистый, непростой творческий путь. Юрий Мамин особенностью своей творческой деятельности считает воплощение в своих работах яркой позиции гражданина-борца за социальную справедливость.
Детство и юность
Юрий Мамин появился на свет в 1946 году. Его мать – Галина Дмитриевна - была значимым театральным деятелем и искусствоведом. Мальчик унаследовал семейную фамилию по материнской линии, о его биологическом отце мало что известно, в отличие от Н. Н. Чижова - отчима-футболиста, игравшего в «Зените». В благодарность за заботу через очень много лет в одной из самых выдающихся своих киноработ «Окно в Париж» режиссер назовет его именем главного героя своего фильма. С ранних лет ребенок проявлял незаурядные музыкальные способности и лидерские качества. Он даже готовился к поступлению в Консерваторию, однако из-за травмы, полученной во время уличной потасовки, Юрию пришлось распрощаться с мечтой о карьере великого музыканта.
Становление мастера
Возможно, из-за этой трагической случайности после успешного окончания школы юноша в неполные 18 лет отправился сдавать экзамен на курс театральной режиссуры в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. И был зачислен на экспериментальный актёрско-режиссёрский курс.
Именно из-за того, что в курсе были соединены две специальности, постоянная актёрско-режиссёрская практика предоставили шанс будущему постановщику изнутри изучить все тонкости актерского мастерства и после чувствовать себя уверенно, работая с кинозвездами любого ранга. В студенческие годы Юрий Мамин обрел свою единственную любовь - актрису Людмилу Самохвалову, с которой и поныне состоит в счастливом браке. Жена ждала его из армии, будущий визионер проходил службу в военном оркестре ракетной части. После демобилизации Юрий устроился на должность режиссера в Ленконцерт.
Приход в киноиндустрию
В 1976 году Юрий Мамин, фильмография которого начала пополняться лишь с 1980 года, по настоятельному убеждению своей супруги решает в корне изменить свою профессиональную деятельность и уйти в кино. Вначале он поступает на «Ленфильм» ассистентом режиссера, уже во время работы он встречает своего старого знакомого Виктора Аристова, который становится для него проводником в мире киноиндустрии. Именно Виктор помог освоить Мамину язык кино, понять разницу режиссуры театра и кинематографа. Закрепить полученные навыки постановщик решает на московских Высших двухгодичных курсах режиссёров и сценаристов. Дипломной работой Мамина стала лента по сценарию В. Лейкина «Желаю Вам!», которая получила высший балл.
Самостоятельный кинодебют
Юрий Мамин – режиссер, способный удачно взаимодействовать с другими кинематографистами. Ярким примером этому может послужить совместный проект Мамина и В. Вардунаса «Праздник Нептуна» (1986 г.). Работа творческого дуэта была настолько успешной, что была высоко оценена отечественными критиками, а СМИ окрестили картину - «первым фильмом перестройки». Следующей значимой работой режиссера считается фильм по сценарию В. Вардунаса 1988 года выпуска «Фонтан». Картина, в которой тесно переплелись комедия, драма и фарс, получила множество призов отечественных и международных кинофестивалей. А спустя год постановщик был удостоен Золотой Трости Чарли Чаплина на кинофестивале в г. Вевей (Швейцария).
После мирового признания Юрий Мамин фильмы снимает регулярно. В 1990 году он заканчивает работу над фильмом «Бакенбарды», который не сразу вышел в национальный прокат из-за того, что являлся жестким, брехтовским по стилю фарсом.
В 1993 году режиссеру предлагают работу над производством российско-французской ленты «Окно в Париж». По версии ведущих журналов фильм занял восьмую позицию в ранге 100 главных русских фильмов. Многие зарубежные кинематографисты, придя в восторг от просмотра ленты, рекомендовали выдвинуть фильм на вручение премии "Оскар" в 1994 году. Комедия «Окно в Париж» осталась без награды, но стала народным хитом, диалоги которого буквально разошлись на цитаты.
В память о скоропостижно скончавшемся друге и соратнике Викторе Аристове в 1994 году Юрий Мамин заканчивает его авторский проект «Дожди в океане».
Работа на телевидении
Из-за того, что государство практически полностью прекратило финансирование производства фильмов, режиссер в 1994 году уходит работать на канал "РТР", где занимается созданием разножанровых и разнотематических программ, получивших высокую оценку среди специалистов и популярность в народных массах.
В 1997 году благодаря щедрости частных инвесторов Мамин снимает не сатирическую, но уморительно смешную комедию «Горько!», структурно которая состоит из новелл.
В период с 2000 по 2003 год постановщик занимается созданием авторского сатирического телесериала «Русские страшилки», который из-за своей «неформативности» транслировался каналом "СТС" поздней ночью.
В 2008 году режиссер возвращается в большое кино, его проект «Не думай про белых обезьян» становится первым фильмом после почти 10-летнего перерыва. Картина была удостоена ряда международных наград и призов кинофестивалей.
В настоящее время Юрий Мамин регулярно проводит мастер-классы, ведет мастерскую режиссуры экранных зрелищ и просветительскую программу «Дом Культуры» на канале "ТВ-100".
Похожие статьи
- Юрий Каморный, актер: биография, личная жизнь, фильмография
- Тамара Семина: фильмография и биография актрисы
- Вячеслав Добрынин: биография, личная жизнь, творчество
- Сергей Есенин: день рождения, биография и творчество поэта
- Актриса Светлана Аманова: биография, личная жизнь и интересные факты
- Марлен Хуциев: биография. Фильмы Марлена Хуциева
- Маршалы СССР: реальные личности и герои кинолент. Градов Никита Борисович, маршал СССР («Московская сага»)