Януш Корчак: биография, педагогические идеи, литературное творчество
Если об одном человеке можно прочитать, что он был врачом-педиатром, писателем, публицистом, общественным деятелем, ученым, дидактиком, воспитателем, борцом за права детей, и каждое из этих званий сопровождается положительными определениями, такими как пылкий, смелый, выдающийся или неутомимый, то становится понятно, что это была феноменально всесторонняя личность.
Речь идет о Хенрике Гольдшмите, который в 20 лет придумал себе псевдоним Януш Корчак. «Как любить ребенка» и «Правила жизни» являются наиболее известными из более чем 20 произведений теоретика и практика педагогики. Он увлеченно следил за миром детей и стал пионером в области защиты их прав и воспитательной диагностики. Наиболее известные книги для юных читателей, которые написал Януш Корчак, – «Король Матиуш Первый», «Правила жизни», «Кайтусь-чародей» и др.
После многолетней работы директором приюта в Варшаве он неоднократно отказывался от убежища и остался со своими воспитанниками, когда все они были отправлены в газовые камеры концлагеря в Треблинке.
Януш Корчак: биография раннего периода
Хенрик Гольдшмит родился 22.07.1878 или 1879 г. в Варшаве. Точная дата неизвестна. Отец Корчака Иосиф Гольдшмит, известный варшавский адвокат, не позаботился о быстром оформлении метрики сына и большого участия в семейной жизни тоже не принимал. Его брак с Цецилей Гембицкой не был удачным. Высокие доходы и родственные связи позволяли родителям Корчака входить в число богатых и уважаемых еврейских семей Варшавы. Гольдшмиты могли себе позволить нанять кухарку и няню, которая и занималась детьми. Сын рос в достатке.
Семилетний Хенрик не начинал с домашнего обучения, как это было принято в те времена. Он попал в частное подготовительное заведение, в котором царили железная дисциплина и розги. Это была школа Августина Шмурлы. В памяти Корчака она осталась символом страха и насилия, одиночества и беспомощности ученика перед господством учителя. Позже он поступил в 8-летнюю Пражскую гимназию на улице Бруковой, в которой обучение происходило на русском языке. Хенрик не очень любил школу и учился посредственно. Но ему очень нравилась литература. Януш Корчак книги читал все свое свободное время. Об этом периоде своей жизни он позже писал в своем дневнике: «В 15 лет я начал безумно, бешено читать. Мир исчез, существовала только книга...».
Взрослая жизнь
Из-за многолетней душевной болезни отца и его смерти в 1896 году семья Гольдшмитов столкнулась с финансовыми трудностями. Молодой Корчак взял на себя труд содержания матери и сестры. Еще учась в мужской гимназии он подрабатывал репетиторством и написанием статей для газет. В 1896 году он дебютировал на страницах сатирического еженедельника. Юмореску о воспитании детей под названием «Гордиев узел» автор подписал псевдонимом Хен. Произведение заинтересовало редакцию и читателей.
В 1898 году он сдал выпускные экзамены и начал учебу на медицинском факультете Императорского варшавского университета, преодолел ограничения, связанные с его еврейским и польским происхождением. Спустя годы Корчак объединил все эти национальные темы, сказав о себе, что он является «польским евреем, родившимся при российском разделе».
История псевдонима
В дальнейшем он совершенствовал свое литературное мастерство. В 1898 г. Хенрик принял участие в театральном конкурсе, объявленном Игнацием Падеревским на страницах журнала «Музыкальное, театральное и художественное эхо». Он послал два произведения, в том числе пьесу в 4 актах «Куда?». В соответствии с правилами конкурса автор подписался как Янаш Корчак. Это литературное имя он позаимствовал из «Истории о Янаше Корчаке и прекрасной дочери меченосца» Крашевского. C 1900 г. публиковал в Wędrowiec цикл фельетонов под названием «Дети и воспитание», где начал использовать широко известный псевдоним «Януш Корчак». Произведения свои в дальнейшем он подписывал только этим именем, и под ним вошел в историю.
Литературное творчество
В период обучения была написана книга «Дети улицы», первый роман Корчака, опубликованный в 1901 г. Тогда он работал в бесплатной библиотеке для детей. В 1900–1915 гг. он был активным членом Общества летних лагерей (позже участвовал в Обществе польской культуры, Варшавском гигиеническом обществе и др.). На заключительном этапе получения медицинского образования в 1904 и 1907 гг. был воспитателем еврейских детей на базе отдыха «Михаловка». Это помогло в педагогической работе, которую в дальнейшем проводил Януш Корчак. Книги Mośki, Joski, Srule (1910) и Józki, Jaśki i Franki (1911) написаны на основе полученного в летнем лагере опыта.
Со временем он писал для детей все больше и больше. После небольших произведений он перешел к более объемным. Наиболее популярные детские книги, которые написал Януш Корчак: «Король Матиуш Первый» (1923), «Кайтусь-чародей» (1935) и «Банкротство маленького Джека» (1924).
Работа врачом
В марте 1905 г. Хенрик Гольдшмит получил диплом медика и устроился в Варшаве в еврейскую детскую больницу имени Берсонов и Бауманов. В качестве т. н. местного врача он обязан был круглосуточно ухаживать за больными и давать консультации в больничной амбулатории (без различия в вероисповедании), а также делал визиты к больным на дом. С бедных пациентов Корчак плату не брал, а у богатых не стеснялся требовать высоких гонораров. Слава, приобретенная им благодаря роману «Дитя гостиной» (1906), сделала его известным и востребованным педиатром.
Януш Корчак, биография которого в 1905 и 1906 годах отмечена пребыванием на фронтах русско-японской войны, приобрел там опыт военного врача.
Зарубежные поездки
Для углубления медицинских знаний он уехал на год в Берлин (1907–1908) и на полгода в Париж (1910). Там он слушал лекции по педиатрии и педагогике. При случае осматривал больницы и учреждения, занимающиеся лечением и образованием детей. В 1910–1911 гг. провел месяц в Лондоне, посещая деревенской школы и дома престарелых. Здесь он отказался от создания собственной семьи и решил бесповоротно посвятить себя исключительно работе с детьми. Вместе с тем он считал, что семья является лучшим местом для воспитания ребенка.
Януш Корчак: биография педагога
В 1912 г. он навсегда расстался с работой в больнице, поселился на улице Крахмальной, 92 и занял пост директора вновь открытого «Дома сирот», опекаемого обществом «Помощь сиротам». Там Корчак сотрудничал со Стефанией Вильчинской, помогавшей ему претворять в жизнь его педагогические концепции, и сама творчески участвовала в деятельности учреждения. «Дом сирот» стал для него местом повседневного углубленного наблюдения за психическим и физическим развитием воспитанников. Там же родились передовые идеи Януша Корчака о детском самоуправлении, товарищеском суде, школьной газете и специальных дежурствах.
В 1914 г. он был призван в армию, сначала в качестве руководителя отделения полевого дивизионного госпиталя, а затем под Киевом работал педиатром в приюте для украинских сирот. В Киеве он встретил Марию (Марину) Фальскую, с которой позже сотрудничал.
Януш Корчак «Как любить ребенка» начал писать во время войны. Первая часть тетралогии под названием «Ребенок в семье» вышла в 1919 г. (полностью – в 1920 г.). Книга официально стала педагогическим кредо, в котором Корчак провозгласил право детей на смерть, право на сегодняшний день и право быть самими собой. Борьбе за них автор посвятил свои дальнейшие жизненные и профессиональные планы. Он стал защитником, адвокатом и представителем детей. Поддерживал их на разных уровнях: как врач, педагог, писатель и публицист.
Педагогические идеи
Корчак утверждал, что наиболее подходящим местом для воспитания ребенка является семья, а в случае ее отсутствия – общество сверстников. Он стремился к тому, чтобы дети стирали свои убеждения и формирующиеся представления в процессе социализации (по взаимному согласию) и готовились к взрослой жизни в условиях ни идилличных, ни близких к «тихому семейному уголку». Корчак старался дать детям беззаботное, но не лишенное обязанностей детство. Воспринимал их всерьез и, несмотря на большую разницу в возрасте, проводил с ними открытые дискуссии. Он был убежден, что ребенок должен самостоятельно понять и эмоционально пережить ситуацию, прочувствовать ее, сделать выводы и, возможно, отвечать за последствия и не допускать их, а не просто быть сухо проинформированным воспитателем.
Межвоенный период
В 1918 году по возвращении в Варшаву он снова устроился в «Дом сирот». С осени 1919 г. Корчак был близко связан с открывшемся тогда приютом «Наш дом», возглавляемым Фальской. Гольдшмит регулярно бывал там в качестве врача и педагога, даже после переезда учреждения в Варшаву в 1928 г. В «Доме сирот», а также в «Нашем доме» были реализованы три концепции Корчака: забота о детях, воспитание самостоятельности и права ребенка.
В 1926 г. он инициировал выпуск экспериментального детского и молодежного еженедельника «Малый обзор», как дополнение к журналу «Наш обзор». Издание практически полностью выпускалось детьми и для детей и состояло из подлинных писем и материалов, присылаемых ими. Корчак был его редактором до 1930 г., позже он передал эту функцию Игорю Неверлему. Последний номер журнала «Малый обзор» вышел 01.09.39, в день начала Второй мировой войны.
В 1932-м Корчак из приюта переехал жить к сестре. Также он работал в окружном суде судебным экспертом по делам детей и был референтом «Кассы помощи больным».
С конца 1934-го Корчак под именем Старый Доктор сотрудничал с Польским радио, читая детям оригинальные лекции. Передачи, пользовавшиеся популярностью среди слушателей, были сняты с эфира в марте 1936 г. Он снова вернулся на Польское радио в марте 1938-го. Писатель Януш Корчак сотрудничал со многими изданиями (например, Robotnik, Opieka Społeczna, выходящими также на иврите и идише (в т. ч. Olami, Hechaluc Hacair, Olami Hakatan, Dos Kind), в которых переводились его тексты.
Он дважды посетил Палестину (1934, 1936), где много путешествовал. Но педагогика Януша Корчака интересовала больше всего – он присматривался к ней в кибуцах и исследовал возможности развития еврейской жизни.
Оккупация
Вначале Второй мировой войны сотрудники «Дома сирот» дежурили днем и ночью, а вместе сними и Януш Корчак. Биография его этого периода исполнена каждодневного героизма. В сентябре Корчак в последний раз выступил на радио, призывая к сохранению спокойствия. С начала вторжения Германии он искал средства для своей организации. Летом следующего года ему еще удалось уехать с детьми в летний лагерь Różyczki в Вавере. Осенью 1940-го приют как еврейское учреждение по приказу оккупационных властей был выселен в гетто в гимназию им. Марии и Иосифа Розлеров, а Корчак на некоторое время был арестован за отсутствие обязательной для евреев повязки со звездой Давида.
Осенью 41-го приют был переселен в здание Общества работников торговли. Януш Корчак все время боролся за финансирование содержания детей и, несмотря на безвыходное положение, старался, чтобы жизнь детей протекала в довоенном ритме. По мере возможности сохранялись прежние принципы функционирования и внутренние обычаи.
В начале 1942 г. Корчак официально принял на себя руководство находившимся в бедственном положении учреждением для детей-сирот «Главный дом прибежища», а с мая этого года начал писать «Дневник», в котором передал трагическую хронику гитлеровской оккупации.
Смерть в Треблинке
Корчак сознательно отказывался от предложения личного спасения: не принял предложения друзей покинуть гетто и спрятаться подполье, а в день депортации, утром 5 августа 1942 г., во время т. н. «великой акции» (основного этапа уничтожения населения варшавского гетто), он отказался оставить детей и сотрудников «Дома сирот».
Жизнь Януша Корчака прервалась 05-06.08.1942 в концлагере в Треблинке вместе со всеми воспитанниками, которых он сопровождал.
Наследие
После войны жизнь и труд Корчака не были забыты. Наоборот, его новаторские идеи, педагогические решения и визионерская концепция прав ребенка навсегда вошли в канон культуры Польши и всего мира. Память о нем, его наработки и методы заботы о детях сегодня живы в многочисленных центрах науки, культуры и образования, ассоциациях и комитетах. ЮНЕСКО объявила 1978-й годом Януша Корчака. Так он вошел в число высочайших авторитетов мировой культуры. Сейм Республики Польша провозгласил 2012-й годом этого выдающегося педагога и писателя.
Таким был Януш Корчак, врач, педиатр, одетый в зеленый халат, символ надежды.
Похожие статьи
- Танк Rudy: история и фото
- Альберт Лиханов: биография и творчество писателя
- Гордиев узел. Фригийская легенда
- Творчество и биография Якуба Коласа
- Самые известные детские писатели: список, биографии и интересные факты
- Эва Шикульска, актриса: биография, личная жизнь, фильмография
- Хенрик Лундквист: шведский хоккеист, вратарь клуба "Нью-Йорк Рейнджерс"