Фовизм в живописи: особенности нового течения
Конец XIX - XX вв. – время появления новых, кардинально неклассических направлений в искусстве, которые и очаровывали, и шокировали публику одновременно. Одним из таких ярких и самобытных течений был фовизм.
История возникновения направления
Считается, что именно фовизм, а не предшествующий ему импрессионизм, стал отправной точкой разрушения традиционной живописи. Надо сказать, большинство будущих фовистов обучались у образцовых мастеров: Эжена Карьера, Густава Моро, Леона Бонна, копировали образцовые классические работы в Лувре.
Фовизм в живописи начался со случайной встречи Мориса Вламинка и Андре Дерена. Разговорившись, художники узнали, что они оба в восторге от творчества Ван Гога и оба весьма недовольны положением дел в искусстве. Такую точку зрения Вламинка можно было объяснить тем, что он не получал, в отличие от Андре, классического художественного образования и даже никогда не был в Лувре. Дерен же, хоть и был противоположностью собеседника, также считал, что реалистическая живопись уже в упадке, а будущее – за новым искусством.
Тогда, в 1901 году, ими была высказана мысль, что живопись не должна слепо копировать объект изображения, хоть она и пока сдавлена классической парадигмой. Мнение друзей было подхвачено и другими художниками, в голове которых витали подобные мысли.
Характеристика течения
Так чем же так самобытно направление живописи фовизм? Многие искусствоведы находят в нем отголоски влияния Поля Гогена, Жоржа Сера, Пола Синьяка, Делакруа, импрессионистов (в частности Моне) и, конечно же, Ван Гога, что естественно, так как фовисты не могли творить и развиваться в вакууме. Но фовизм в живописи имеет и свои оригинальные, новаторские черты:
- Самое важное: картина не должна быть "рабом" реальности – она независима от предмета-натуры. Ее суть - сочетание цветов, линий, пятен, а не похожесть на изображаемый объект.
- Главный герой творения – цвет, чистый и яркий. Отсюда и тяготение к "кипящим" краскам и контрастным цветам: зеленый и красный, желтый и фиолетовый, синий и оранжевый. Представители фовизма в живописи называли их "первичными элементами", способными взбудоражить человеческие чувства до самых глубин души.
- Накладывание краски мазками разной ширины (иногда даже большими пятнами), использование линий, что кардинально отличало их от импрессионистов, любивших небольшие мазочки и не приемлющих ничего остро геометрического.
- Так как решительно отрицалось четкое соответствие изображаемого действительности, предметы вырисовывались деформированными, а силуэты – предельно обобщенными. Линейная и воздушная перспектива также были не в почете у фовистов.
- Как итог, фовистическая картина – в какой-то мере подобие арабески, яркой, жизнерадостной и далекой от привычной реальности.
Фовизм в живописи: художники
Идеи Вламинка и Дерена были поддержаны большой группой молодых художников. Перечислим их наиболее ярких представителей:
- Анри Матисс;
- Анри Манген;
- Жан Пюи;
- Отон Фриез;
- Жорж Руо;
- Луи Вальта;
- Шарль Комуэн;
- Жорж Брак;
- Альбер Маке;
- Рауль Дюфи;
- Кес ван Донген и др.
Вдохновителем и призванным лидером течения стал Анри Матисс. Остановимся подробнее на этой неординарной личности.
Фовизм в живописи: Матисс
Анри Матисс был не только новатором – он постоянно переосмысливал прошлое искусства. Он считал, что цвет уже сам по себе полон и самодостаточен, поэтому напрямую связывать его с объектом – лишнее: "Когда я пишу зеленым, я не пишу траву, а когда пишу синим, я не пишу небо". Он и его последователи отрицали смешение цветов, даже малейшие намеки на контур предметов – только чистые и яркие фабричные краски.
Матисс учил своих учеников писать картины "невинно" – так, как это делают маленькие дети. А именно – переносить на холст свое первое впечатление об изображаемом. Только такой подход, по его мнению, открывал дорогу в "чистое искусство".
При этом он глубоко уважал старых мастеров и часто использовал их приемы в своих работах. Только в живописи Матисса они становились фовистскими, переделанными по законам его мира.
Многие искусствоведы, а также последователи Анри Матисса выделяют его мазок кисти: мастер скрупулезно варьировал густоту нанесения краски, отчего то тут, то там в просветах виднелся холст, что создавало чудесное сочетание – казалось, что цвет на картине "дышит". Ему принадлежит и изобретение новой техники живописи – декупажа, "рисования ножницами". Это вывело работу по упрощению объекта и его геометрических форм на новый уровень.
Матисс никогда не выплескивал в свою работу собственные эмоции. Когда он творил, он отрешался от мира, от общества – от всего окружающего. Для художника существовал только один холст во всей Вселенной.
Фовизм и общество
Первая выставка фовистов случилась в 1905 году на парижском Осеннем сезоне. Новые художники тогда просто ошеломили искушенную публику. Так как в зале, где выставлялись новаторы, также была выставлена "приличная" неоклассическая скульптура, то влиятельный в то время французский критик и искусствовед Луи Воксель одарил ее фразой: "Донателло среди диких зверей".
Язвительная реплика была подхвачена художниками – Матисс предложил своим последователям так и назвать себя: фовисты – дикие (франц. "les fauves").
Но многие ценители искусства, наоборот, высоко оценили новые творения, в частности русские коллекционеры Сергей Щукин и Иван Морозов. Поэтому, кстати, в Эрмитаже можно увидеть обширную экспозицию стиля фовизм.
Закат фовизма и его новые последователи
Жизнь направления была стремительно короткой – последняя выставка фовистов состоялась в 1908 году. Матисс, Марке и Дюфи после этого стали развивать каждый свое индивидуальное видение фовизма, другие художники поменяли взгляды на кубизм, экспрессионизм, иные направления.
Фовизм в живописи на этом не угас: его отголоски можно заметить в творчестве абстракционистов, "новых диких" (1950-1960 гг.), в российских "голубой розе" и "бубновом валете".
Фовизм проповедовал самостоятельность картины и всего искусства от действительности. Новаторство его также состояло и в том, что это было абсолютно политически нейтральное искусство, отрицавшее различную документацию и иные художественные проявления, кроме чистой живописи.
Похожие статьи
- Художники-модернисты и их картины
- Картины Матисса, их названия и описание
- Поль Гоген: картины с названиями и описанием
- Пуантилизм в живописи: история стиля и фото
- Живопись в импрессионизме: особенности, история. Знаменитые художники-импрессионисты
- Что сближает разные течения модернизма? Модернизм в литературе 20 века
- Что такое футуризм в литературе Серебряного века? Представители футуризма