"Собор Парижской Богоматери" - Клод Фролло: характеристика образа, цитаты
Клод Фролло - один из главных персонажей романа Виктор Гюго "Собор Парижской Богоматери". Впоследствии его образ регулярно использовался в многочисленных театральных постановках и экранизациях этого произведения. Это очень противоречивый герой. С одной стороны - священник и архидьякон, с другой - чернокнижник и алхимик. Пожалуй, самый загадочный и привлекательный в плане написания психологической характеристики личности, во всем творчестве французского писателя.
Роман "Собор Парижской Богоматери"
Клод Фролло появляется в романе "Собор Парижской Богоматери", когда критикует Эсмеральду, только что исполнившую танец и демонстрирующую умения своей ручной козочки Джали.
Сам роман - одно из самых главных произведений в творчестве французского автора. Оно до сих пор остается актуальным, по сюжету "Собора Парижской Богоматери" снимаются фильмы, ставятся спектакли и мюзиклы.
Действия романа происходят во Франции в 1482 году. Париж гуляет. Только что принято решение объединить христианское Крещение с древними языческими праздниками. Это значит, что церковь идет на определенные уступки старым порядкам. 6 января отмечают своеобразное Рождество, запуская фейерверки и украшая деревья (языческий аналог Нового года).
В это время во дворце, по приказу кардинала, ставится пьеса с библейским сюжетом. Она посвящена планирующейся в ближайшее время свадьбе наследника французского престола с Маргаритой Австрийской. Все это реальные персонажи. Гюго крайне скрупулезно подходил к описываемым им историческим событиям. Сразу после представления запланировано выступление главного придворного комедианта, которым является шут Папы.
Провал постановки
Шутом на специальном собрании выбирают горбатого звонаря по имени Квазимодо, работающего на Соборе Парижской Богоматери. В это время пьеса во дворце проваливается, ее автор в ужасе бежит, куда глаза глядят. А все из-за невнимательности публики, которая постоянно отвлекалась. То на позднее прибытие кардинала, то на выборы Квазимодо шутом, то на появление очаровательной Эсмеральды.
Гренгуару, который написал пьесу, теперь негде ночевать. У него совершенно нет денег, снять комнату он рассчитывал на гонорар, полученный после спектакля. Поэтому ему ничего не остается, как отправиться на площадь, где идут народные гуляния. Там он снова встречает Эсмеральду. Она танцует, за что ее осуждает священник Клод Фролло. Это его первое появление в романе. По совместительству он еще является наставником горбуна Квазимодо, выбранного шутом.
Под впечатлением от этого толпа начинает чествовать горбатого короля. Заметив это, Фролло уводит Квазимодо с площади.
Эсмеральда
Эсмеральда - главный женский персонаж романа, который напрямую связан с священником. После выступления за ней следует Гренгуар, надеясь на ее доброе сердце. Ведь за танец она получила деньги. Однако на глазах у поэта ее похищает Квазимодо с напарником, который прячет свое лицо. От нападавших Эсмеральду спасает капитан королевских стрелков по имени Фебде Шатопер. Девушка мгновенно влюбляется в своего спасителя.
Продолжая следовать за ней, Гренугар оказывается во Дворе чудес. Месте, где обитают самые бедные французы. Здесь его едва не казнят за незаконное проникновение на территорию нищих, но в итоге его спасает Эсмеральда, которая соглашается стать его женой. Это последний шанс на спасения для осужденного преступника, стоящего на эшафоте.
Их венчают, но Эсмеральда не позволяет к себе притронуться. На ней амулет, который должен помочь ей отыскать своих родителей, пропавших много лет назад. Но сработает он только в том случае, если она будет девственницей.
Во время одного из очередных уличных выступлений Эсмеральды ее снова замечает Клод Фролло, который тайно в нее влюблен. От Гренгуара он узнает, что девушка не позволяет к себе прикасаться, да к тому же без ума от капитана Феба. У священника это вызывает приступ ревности.
Фролло в жизни Эсмеральды
Обуреваемый ревностью, Клод Фролло, фото которого можно найти в иллюстрациях к роману, не только находит Феба, но и серьезно ранит его, когда тот встречается с цыганкой.
Фролло все организует так, что в попытке убийства Феба обвиняют Эсмеральду. Под пытками девушка признает свою вину. Ее приговаривают к казни.
В последнюю ночь в ее жизни в камере ее навещает священник, главный герой нашей статьи. Он предлагает ей побег, но та отвергает это предложение, будучи не в состоянии видеть человека, убившего ее возлюбленного и упрятавшего ее в тюрьму.
От эшафота ее спасает Квазимодо. В последний момент она успевает заметить Феба, который, забыв про нее, стоит неподалеку на балконе своей невесты. Его рана в результате оказалась не такой серьезной.
Спасители из Двора чудес
Спасать Эсмеральду от несправедливого наказания приходят практически все жители Двора чудес. Она же никак не может поверить в то, что Феб ее так быстро забыл.
Нищие штурмуют Собор Парижской Богоматери. Оборону стойко держит Квазимодо, который ошибочно считает, что они пришли за тем, чтобы казнить цыганку. В схватке гибнут несколько человек.
Во время осады собора ее тайно выводит на волю Гренгуар и некий человек в черной одежде. Им оказывается Клод Фролло. И Эсмеральда осознает, что поняла это слишком поздно. Священник ставит ее перед непростым выбором. Быть с ним или стать повешенной. Девушка вновь отказывает Клоду, он помещает ее под охрану.
Ее охраняет Гудула, которая сначала жестоко обращается с цыганкой, но потом выясняет, что она и есть ее дочь Агнесса, которую в младенчестве похитили цыгане. Она решает ее спасти. В это время за ней приходят стражники, среди которых Феб. Эсмеральда забывает об осторожности, зовет своего возлюбленного и раскрывает себя. Гудула пытается из последних сил ее спасти, но погибает сама.
Эсмеральду приводят для казни на площадь. С колокольни Собора Парижской Богоматери на нее смотрят Квазимодо и Фролло. Осознавая, что именно священник виновен в смерти Эсмеральды, обезумевший от гнева Квазимодо сбрасывает его на землю с самой вершины собора.
Финал романа описывает то, как много лет спустя обнаружили два скелета, обнимавших друг друга. Когда их попытались разъединить, один из них рассыпался в прах. Это были Квазимодо и Эсмеральда.
Внешность Фролло
Подробно описана внешность героя в романе "Собор Парижской Богоматери". Клод Фролло статный широкоплечий мужчина. При этом немного смуглый. Обладает физической силой, чистым, светлым и сильным голосом.
При этом описание Клода у Гюго дается неоднозначно. Если в начале романа перед нами предстает лысый и почти седой старик, то в главе "Бред" он вырывает волосы у себя клочьями, чтобы лично убедиться, не стали ли они седыми. В конце произведения Фролло предстает уже седеющим и лысеющим мужчиной.
Биография героя
Судья Клод Фролло родился в 1446 или 1447 году. Он из семьи мелких дворян. Его родовое имя де Тиршап.
В детстве был послушным и тихим ребенком. С первых лет жизни его начали готовить к карьере священника. Он усердно учился, штудируя учебники. Образование получил в колледже Торши, где также считался чрезвычайно прилежным учеником. При этом активно интересовался науками, несмотря на серьезные занятия богословием.
В отличие от других школяров, не участвовал в гулянках, мимо него прошел и знаменитый мятеж 1463 года, который был внесен в средневековые хроники как шестая университетская смута. В 20 лет он уже был доктором всех четырех факультетов, которые были в колледже. Права, свободных искусств, медицины и теологии.
Через три года остался без родителей, которые умерли от чумы. На его попечении остался младший брат, в младенческом возрасте. Его выкормила жена мельника.
Тогда же подался в священнослужители, о чем так мечтали его родители. В первый год службы в соборе Парижской Богоматери приютил уродливого младенца, которого подбросили в соборные ясли. Важное событие в его жизни произошло в 1481 году, когда из окна кельи он увидел танцующую на площади Эсмеральду. Он влюбился, страсть затмила все в его жизни.
Особенности характера
Образ Клода Фролло можно охарактеризовать как флегматичный. При этом ему присущи внезапные холерические вспышки, которые могут быть вызваны страстью, влюбленностью или экзальтацией.
Он человек, который стремится к совершенству в познании. При этом архидьякон имеет одну сильную страсть. Он увлечен алхимией. Исчерпав себя в церкви, он охладевает к богу, и теперь стремится овладеть тайным знанием Клод Фролло. Высказывания и цитаты, подтверждающие это, постоянно появляются на страницах романа. Например, он заявляет, что "ваша наука о человеке - ничто".
Яркий пример религиозного фанатика Клод Фролло. Характеристика, которую герою дает автор, неприглядна. Он священник, стремится следовать лишь внешним правилам, не обращая внимания на внутренние.
Погоня за мечтой
Помимо страсти к Эсмеральде, им владеет еще одна. Страсть к власти, погоня за мечтой иметь все золото мира. Именно с этой целью он изучает алхимию. Не раз об этом на страницах романа заявляет Клод Фролло. Цитаты об этом есть на страницах романа. Для него иметь золото, значит "быть равным богу и иметь власть".
Главная сила в этом мире для него материальная. Стоит признать, что его интересует не золото само по себе. А то, чего с его помощью можно добиться. А также мечта совершить то, что не удавалось ни одному человеку на Земле.
Соперничество с Фебом
Главным антагонистом Клода оказывается капитан Феб. Эти персонажи диаметрально противоположны. При этом они воплощают правящие классы, существовавшие в то время во Франции. А также эгоизм и жестокие средневековые традиции.
В то время, как Феб красив, другой стареет и хиреет, натура Феба бездонна, Фролло пуст по своей сути. Схожи они только в одном - им не знакомо понятие нравственности.
Феб красив только внешне, способен покорять сердца девушек воинским мундиром. Фролло утрачивает чувство анализа, вступив на путь онтологического нигилизма. Несмотря на их духовную ущербность, Эсмеральда все-таки останавливает свой выбор на одном из них, Фебе.
Этот поступок цыганки губит Клода. Он готов положить весь мир к ногам Эсмеральды, но ей это не нужно.
Высшая справедливость
Эсмеральда в итоге выбирает Феба, у которого нет гроша за душой. В этой абсурдности заключена высшая нравственная справедливость романа.
Ведь все просто только для Эсмеральды, для которой Феб - спаситель, а Фролло - убийца и злодей. Священник нападает на соперника со спины, так как не знает другого способа победить в поединке.
В глобальном смысле не он убивает капитана. И Феба, и Фролло губит цыганка. Именно Эсмеральда является причиной этой распри. К такому выводу приходят большинство литературоведов.
Похожие статьи
- Виктор Гюго, "Собор Парижской Богоматери". Краткое содержание, главные герои
- В. Гюго, "Собор Парижской Богоматери": краткое содержание
- Что такое религия: современная модель мировоззрения
- Роман "Отверженные", Виктор Гюго: краткое содержание и герои
- Собор Парижской Богоматери во Франции: история, легенды
- Музей Орсе в Париже (Musée d'Orsay): история, экспонаты, время работы
- Филипп Нуаре: биография, фото и интересные факты