Андреа Палладио: биография, творчество и место в истории архитектуры
Творчество Андреа Палладио восхищает и захватывает своей красотой, своеобразностью и монументальностью. Он – известный архитектор из солнечной Италии, озаривший позднюю эпоху Возрождения своим необычайным самобытным талантом. Андреа Палладио, архитектура которого до сих пор интересна и внушительна, прожил яркую, незабываемую жизнь. Давайте же узнаем о ней подробнее.
Детство
Родился будущий архитектор Андреа Палладио в 1508 году, поздней осенью, в одном из городов Светлейшей Республики Венеция. Падуя издревле считалась важным политическим местом, а во времена Палладио превратилась в главный образовательный центр республики.
В городе находились красивейшие архитектурные достопримечательности того времени: крупнейший для тех лет университет, а также множество католических капелл, украшенных всевозможными фресками и барельефами. Скорее всего, находясь так близко к великолепной красоте старинных сооружений, каждый день разбирая мельчайшие подробности благолепия и изящества всевозможных конструкций, Андреа Палладио проникнулся любовью к зодческому искусству и захотел творить в этом направлении.
Родился Палладио Андреа в небогатой семье мельника, настоящее имя мальчика, данное при рождении, было – Андреа ди Пьетро делла Гондола.
В младенческом возрасте будущий архитектор пережил военные действия – на его родной город было произведено нападение имперских римских войск. Осада была продолжительной и тяжелой, но победа осталась за горожанами. После битвы стены вокруг Падуи были значительно укреплены из-за вероятности последующих набегов.
Юность
В возрасте тринадцати лет бедный мальчик был отправлен на свои хлеба в мастерскую скульптора Кавацца, где работал учеником у резчика по камню. Условия труда были невыносимыми. Постоянно голодный и утомленный напряженной работой, терпящий издевательства и насмешки, Палладио Андреа чувствовал себя одиноко и сиротливо. Несколько раз он пытался бежать от бездушного хозяина, и однажды его попытка удалась – шестнадцатилетний юноша покинул страшный округ и перебрался в другое место, которое стало ему настоящей родиной, - город Виченца. Андреа Палладио влюбился в этот прекрасный городок, окруженный рельефными чередами холмов и живописными реками и каналами.
Здесь юный Андреа продолжил заниматься камнерезной деятельностью. Он поступает на работу в известную мастерскую Сан-Бьяджо, владельцы которой являлись знаменитыми скульпторами города.
Молодому человеку очень нравилась архитектурная деятельность. Он упражнялся в отделочных работах: украшал капители, рельефы и фризы. Со временем Андреа Палладио приняли в гильдию каменщиков, где он приобрел полезные навыки, умения и знакомства.
Отношения с Триссино
Вскоре начинающий скульптор знакомится со знатным и влиятельным человеком, который пользовался расположением Римского Папы - Джан Джорджо Триссино. Тот являлся знаменитым итальянским поэтом и драматургом, любившим покровительствовать талантливым и одаренным людям.
Благодаря сближению с богатым гуманистом, Андреа Палладио начал серьезно изучать архитектурное искусство и получать гуманитарное образование. Он познакомился с древней мифологией и преданиями, азами географии и истории, увлекся современными литературными творениями.
По совету Триссино, будущий знаменитый архитектор совершает творческие поездки по городам Италии: в Рим, Верону, Венецию. Во время путешествий Палладио серьезно занимался самообразованием. Он изучил достаточное количество специальной литературы и провел измерения множества архитектурных построек (античных и современных), детально разбирая их проектирование, воздвижение и декорирование.
Среди трудов, тщательно исследованных Палладио, были трактаты по архитектуре таких выдающихся мастеров, как Фальконетто, Альберти, Романо, Санмикели.
Также, благодаря подсказке своего покровителя, Андреа берет себе псевдоним, увековечивший его имя, – меняет фамилию Пьетро на Палладио, в честь древнегреческой богини Афины Паллады.
Как видно, гуманист Джан Джорджо Триссино оказывал огромное влияние на становление творчества Палладио. Более того, он был его первым заказчиком и панегиристом.
Начало творчества
Первыми творениями Андреа Палладио, работы которого до сих пор считаются эталоном классического мастерства и художественного оформления, являются вилла Криколи (возведенная в соавторстве с другими проектировщиками) и вилла Годи в Лонедо. Интересно, что непосредственно архитектурной деятельностью Палладио стал заниматься довольно поздно, в возрасте тридцати лет.
Его начинания были изумительны и блистательны. Архитектор смог создать прекрасные сооружения, гармонично вписывающиеся в природный ландшафт и живописные венецианские пейзажи.
Первые самостоятельные работы Андреа Палладио, как талантливого проектировщика и одаренного зодчего, - это Базилика в Виченце, в которой проявился его самобытный неподражаемый талант.
Он украсил внешний вид старой ратуши галереями из двухъярусной аркады, что придало зданию необходимую величавость и серьезность.
В Виченце знаменитый архитектор воздвигнул огромное количество прославивших его имя строений. Немного позднее мастер творил в Венеции и других крупных итальянских городах.
Постройки Андреа Палладио в большинстве своем делятся за такими целевыми предназначениями:
- виллы;
- дворцы;
- культовые здания;
- общественные сооружения.
Творческий взгляд архитектора формировался под двумя различными влияниями: античного зодчества и архитектуры эпохи Возрождения. Свои проектные наития Палладио черпал, соприкасаясь с историческими памятниками искусства, а также общаясь с выдающимися мастерами Северной и Южной Италии, гармонично объединяя в своем творческом самобытном стиле эти три разных направления.
Давайте остановим свое пристальное внимание на некоторых искусных творениях величественного художника-строителя.
Виллы Андреа Палладио
Великий итальянский архитектор большую часть времени работал над многочисленными проектами вилл, которые строил в пригородах Винчецы и Венеции. Виллы в эпоху Средневековья использовались аристократией для ведения сельского хозяйства и отдыха на лоне природы. Поэтому эти загородные постройки отличаются небывалой художественной простотой и четкой симметрией, сквозившей в гармоничных согласованных соразмерностях между главным входом и подъездом, между парадным садом и садом с противоположной стороны дома, между лоджиями, портиками и аркадами. Проектировка виллы обязательно включала в себя примыкающие вплотную хозяйственные постройки, а также большие центральные комнаты, предназначенные не для официозных приемов, а для гостеприимных званых вечеров и концертов.
Среди загородных домов самое выдающееся творение мастера – вилла Ротонда. Андреа Палладио построил ее в Виченце для вышедшего в отставку ватиканского чиновника. Она примечательна тем, что является первой светско-бытовой постройкой эпохи Возрождения, возведенной в форме античного храма.
Представьте живописный холм, покрытый яркой густой зеленью, на вершине которого возвышается она – вилла Ротонда. Андреа Палладио постарался искусно вписать строение в окружающий ландшафт, чтобы дом и обступающие его пейзажи смотрелись слажено и гармонично. Это противоречило признанным в те времена канонам архитектурного строения, когда сооружения разительно выделялись на фоне обрамляющих их просторов.
Вилла имеет четыре похожих друг на друга фасада с ионическими портиками. Портик – это крытая галерея, или полуоткрытое помещение, крыша которого опирается на колонны.
Зал виллы имеет округлую форму и увенчан куполом, который предназначен для того, чтобы сквозь него распространялся свет на всю комнату. Стены гостиной покрыты искусными фресками, создающими оптическую иллюзию объемности изображения.
Еще одна хорошо сохранившаяся до наших дней работа Палладио – это роскошная вилла в Мазере, построенная для семьи Барбаро. Здание являет собой совмещение архитектуры со скульптурой (статуи, барельефы, камины) и живописью (росписи и фрески). Примечательность загородного дома в его необычном фронтальном строении – двухэтажный корпус вынесен вперед и противопоставлен боковым аркадам, отодвинутым назад. Необыкновенна проектировка и главной залы, крестообразной по форме, которая развертывает композицию от главного входа в двух ракурсах: в глубину помещения и в направлении поперечной анфилады.
В проектировании своих вилл Палладио объединял этажи построек массивными колонами разного размера, накладывал арки и портики на тождественные фасады и старался в каждом построенном доме отразить незабываемую и неповторимую личностную атмосферу обитателей.
Дворцы
Создавая для богатой аристократии дворцовые городские постройки, архитектор основал новый вид роскошного сооружения – палаццо. Стиль Палладио был необычен и восхитителен. Сложная, динамичная композиция строения развивалась не вдоль узких улочек города, а по глубинной оси, словно спирали, и включала в себя два двора – парадный и служебный. Такое архитектурное произведение словно раскрывалось во времени и пространстве. Это достигалось благодаря своевременному чередованию различных помещений: просторных и тесных, тривиальных и декорированных.
Принципы подобного проектирования ясно видны в возведенном палаццо Изеппо да Порто, который характеризуется глубоким планом с двумя дворами, выходящими на разные улицы. В композиции видны четкие разграничения между комнатами для хозяев и гостей.
Другой пример – палаццо Кьерикати, необычность которого проявляется в том, что первый этаж здания был почти весь отдан на общественное использование, что согласовалось с требованиями городских властей тех времен.
Виртуозность мастерства Палладио видна в том, как он искусно придал небольшому дворцу величественный и торжественный вид. Это происходит благодаря оригинальным сдвоенным углам, лоджиям и колоннам, а также вследствие протяжной череды скульптур вдоль широкой лестницы и карнизов. Внутренние помещения дворца в большинстве своем являются парадными комнатами, завершающимися огромной залой на втором этаже.
Почти во всех палаццо присутствует ордерный оштукатуренный фасад, проявленный в разнообразных вариациях, благодаря которому передняя стена постройки выглядит не как нагроможденная масса строительных материалов, а как целостный объект, гармонично сочетающийся с внутренним двором и городской улицей.
Культовые здания
Андреа Палладио оказал небывалое влияние на религиозную архитектуру, когда изобрел новую композицию для церковного фасада. Она заключалась в образном наложении одного портика (узкого и высокого) на другой (более низкий и широкий).
Такой стиль проектирования очень хорошо заметен в архитектурном строении двух церквей – церкви Сан Джорджо Маджоре и церкви Иль Реденторе. Оба культовых сооружения построены на островах. Оба имеют четко выраженную структуру двух органично соединенных портиков (маленького и большого).
Примечательна также внутренняя архитектура богослужебных зданий. Оба храма имеют центральный неф, который продолжается после средокрестия длинным сводчатым хором и отделяется от алтарного пролета оригинальной колоннадой. Стены и своды поражают чистотой белизны и обилием солнечного света. За алтарем создается сквозная, словно театральная кулиса, преграда, что увеличивает церковное пространство в глубину и наделяет все сооружение невозмутимым покоем и уравновешенной отчетливостью. Такие культовые здания создавались не для уединения и отчуждения, а для яркого солнечного света и огромного скопления народа.
Гражданская архитектура
В Венеции общественные постройки занимали важное место в творчестве Палладио, так как градостроительство в этом городе имело первостепенное значение.
Архитектор из Виченцы начинает обустраивать тротуары улиц и переулков, занимается проектированием ратуши и аркады. Зодчество Палладио тяготеет к масштабности форм и триумфальности композиций. Его строения практичны в использовании, гармоничны с окружающей средой, величественны и торжественны.
Среди знаменитых градостроительных сооружений Палладио обязательно следует упомянуть о театре Олимпико, спроектированным в стиле амфитеатра.
Сцена Олимпико претенциозно выступает на фоне полукруглого зрительного зала, рассчитанного на тысячу присутствующих. Интересно глубинное развитие сцены и создание на ней объемных декораций. Это было новаторское изобретение самого архитектора.
Сидения в зрительном зале сделаны в виде каменных скамей-ступеней, кверху обнесены колоннадой и увенчаны скульптурными произведениями.
Зал и сценические подмостки соединены общим плоским потолком. Конструкции театра изнутри выполнены из ценной древесины, а убранство интерьера – из стукка.
Атмосфера Олимпико наполнена грациозностью, великолепием и помпезностью.
До наших дней дошло множество архитектурных построек Андреа Палладио. Достопримечательности Виченцы и Венеции в большинстве своем являются яркими представителями его стиля и мастерства.
Литературное наследие
Помимо архитектурного достояния Палладио, дошедшего до наших времен, имеется также его беллетристическое наследие. Прославленный зодчий является автором знаменитого трактата о проектировочном искусстве своего времени, который переведен на многие языки мира.
Долгое время принципы, изложенные в труде, считались практическим руководством для архитектурного строения. Так возникло палладианство, или подражание стилю и почерку великого мастера Андреа Палладио. “Четыре книги об архитектуре” – самый влиятельный труд итальянского зодчего, изданный в 1570 году. Идеи, переданные Палладио в данном сочинении, стали предвестниками барокко и классицизма, возникших через несколько столетий после смерти автора.
Однако “Четыре книги об архитектуре” – не единственные литературные творения великого мастера. Например, в возрасте сорока шести лет он издал труд “Римские древности”, который является своеобразным путеводителем по античным архитектурным постройкам.
Также Палладио издавал исследовательские трактаты по изучению исторических достопримечательностей своей эпохи, например, фасада Сан-Петронио (Болонье) и многих других.
Как видим, Андреа Палладио, книги которого до сих пор являются интересным и важным источником исследования, оказал огромное, неоценимое влияние на становление современного архитектурного градостроения.
Личная жизнь
В возрасте двадцати шести лет талантливый итальянский архитектор женился на Аллеградонне – дочери простого плотника из Виченцы. Брак был долгим и счастливым. У супругов родилось четверо сыновей и одна дочь. Примечательно, что мальчики пошли по стопам отца и помогали ему в его архитектурной деятельности. Более того, вместе с ними одаренный зодчий подготовил уникальный перевод сочинения Гая Юлия Цезаря “Записки о Галльской войне”, изданный незадолго до смерти Палладио.
Умер самый влиятельный архитектор эпохи позднего Возрождения в возрасте семидесяти двух лет в венецианском поселке Мазер (Венето).
Похожие статьи
- Ротонда — это храм, мавзолей или беседка?
- Классицизм в архитектуре России и Европы
- Италия: достопримечательности Севера и Юга. Что посмотреть в Италии?
- Италия, Верона: достопримечательности и фото
- Скульптор Донателло – биография, личная жизнь, творчество и интересные факты
- Джакомо Кваренги - архитектор: биография, самые известные работы
- Достопримечательности Пизы, Италия: фото и описание, что посмотреть обязательно, интересные факты и отзывы туристов