Десталинизация - это что такое? Период десталинизации

0
0

Десталинизация - это что? Слово действительно странное. Есть еще похожее – «дератизация». Оно означает «избавление от грызунов, мышей и крыс». Вот только от них избавляются, когда они живые. От Сталина решили избавиться после его смерти.

Немного о термине

Десталинизация - это что? Термин историки зарубежья начали применять официально с начала 60-х. Советские – со времен перестройки. Политика десталинизации предусматривала изгнание из советской (и постсоветской тоже) действительности свойственных государственному управлению времен Сталина негативных черт (как то широкое применение репрессий, запрет на инакомыслие, пренебрежение многими правами человека) и все мероприятия, связанные с этим.

Также слово употребляют для обозначения периода, когда борьба со Сталиным шла особенно активно. Десталинизация - это промежуток с 1953 по 1963 годы, включающий период противостояния за власть после смерти Сталина (по 1955-й) и правление Никиты Хрущева.

десталинизация это

Два с половиной круга

Но в этих толкованиях имеются неточности. Для начала, Россия пережила, если можно так выразиться, две с половиной десталинизации. Первая состоялась именно в указанные сроки, вторая – во времена перестройки и в первые годы после развала Союза, а еще одну намеревались начать 6 лет назад.

Также саму политику десталинизации сейчас положено оценивать исключительно положительно, но это не так. Десталинизаторы сами не гнушались такими методами, что и уничтожаемый ими «тиран» мог бы позавидовать. Поэтому результаты этих кампаний оказались более чем неоднозначными.

Три вместо одного

Толчком к началу десталинизации стал простой факт: на момент смерти в 1953 году Сталина явного преемника у него не было. Это факт: Иосиф Виссарионович старался не допускать появления возле себя личности, сравнимой с ним. Вероятно, он очень хорошо помнил, какими проблемами обернулась «сравнимость» масштабов Ленина и Троцкого. У государственного руля оказались сразу три руководителя: Берия, Хрущев и Маленков. Культ сразу трех личностей осуществить трудно.

Партийное руководство всегда знало о целенаправленном возвеличивании персоны вождя. Было там известно и о том, что многие репрессивные меры сталинского периода слишком радикальны. После смерти вождя было решено понемногу устранять эти недостатки. Но кричать о них громко не стали – имя Сталина увековечивалось в названиях улиц и населенных пунктов, ему ставились памятники, его портреты оставались непременным атрибутом государственных мероприятий. Тело его положили в мавзолей рядом с Лениным.

Но одновременно было дано «добро» на пересмотр приговоров «врагам народа» (в 1954 году), амнистировали многих заключенных (в 1953 году, в основном проходивших по уголовным статьям, но среди них было немало таких, что получили незаслуженное или слишком суровое наказание), прекратили «Дело врачей», реабилитировали осужденных по некоторым другим громким делам (в частности, "Ленинградскому"). В 1955 году были официально реабилитированы некоторые подвергшиеся репрессиям видные советские деятели (военный Я. Гамарник, ученый Н. Вавилов, участник гражданской войны, венгерский коммунист и интернационалист Б. Кун и некоторые другие). Большого шума из-за этого не поднимали, компенсаций пострадавшим не платили. Но все же люди получили возможность восстановить свою репутацию и вернуться к нормальной жизни.

политика десталинизации

Обратная сторона

Но при этом действовали реформаторы вполне сталинскими способами. Законность расстрела Лаврентия Берии ничуть не лучше приговоров, выносимых «тройками» и «двойками». На него и на министра МГБ Абакумова «повесили всех собак», обвиняя во всех приоткрывшихся преступлениях их, но не Сталина и уж точно не тех его бывших соратников, что теперь выигрывали в борьбе за власть (Хрущев-то тоже немало поработал под руководством «отца народов»!).

Появились и свои репрессированные. В основном волна преследований накрыла сотрудников министерств внутренних дел и госбезопасности, приведенных на работу одним из указанных министров. А надо сказать, что только слепой поклонник десталинизации может считать, что Берия занимался исключительно пытками невиновных врачей и ученых. Это был достаточно толковый министр внутренних дел, немало сделавший для безопасности страны. То же можно сказать об Абакумове.

Да, грехов на них и их подчиненных было немало. Но «под раздачу» чаще попадали люди, вся вина которых состояла в том, что они были в хороших служебных отношениях с Абакумовым или Берией, и эти наркомы продвигали их. В частности, был репрессирован легендарный разведчик и контрразведчик Павел Судоплатов (сейчас хорошо известен благодаря своему участию в ликвидации таких «столпов» украинского радикального национализма, как Евгений Коновалец и Роман Шухевич), вся вина которого состояла в «связях с Берией».

начало десталинизации

ХХ съезд. Десталинизация Хрущева

Переломным стал февраль 1956 года, когда Хрущев во время ХХ съезда КПСС прочитал свой знаменитый доклад о культе личности и его преодолении. Там первый раз четко указывалось на просчеты и даже преступления именно Сталина, а не кого-то из его окружения.

Доклад не печатали в прессе, он предназначался исключительно для членов партии. Участники съездов должны были обеспечить ознакомление коммунистов на местах с его текстом на закрытых собраниях. В 1962 году распространение текста было вовсе запрещено – Хрущев оставался при власти, но теперь он успешно организовывал собственный культ!

Впрочем, такой подход к распространению не самой приятной информации о собственной стране можно только приветствовать. Изначально предполагалось, что основная масса не будет разочарована в советских идеалах, поскольку не узнает о многих преступлениях прошлого режима. А просвещенные коммунисты, пользуясь положениями доклада, не допустят повторения страшных эпизодов из прошлого.

Но проблема состояла в том, что бороться начали не с культом личности как таковым и не с пренебрежением законностью и правами человека, а со Сталиным лично!

десталинизация хрущева

Оттепель

Да, в период с 1956 по 1964 годы были устранены из советской жизни многие уродливые проявления сталинизма. Из законов исчезло понятие «враг народа». Крестьянам выдали паспорта, другим работникам разрешили увольняться по собственному желанию и выбирать место работы по своему усмотрению. Восстановили некоторые национальные автономии, прошла реабилитация некоторых репрессированных народов (в частности, немцев Поволжья). Была смягчена цензура.

Но одновременно с государственных должностей и из рядов партии буквально выкидывали многих вполне адекватных людей только за то, что они начинали карьеру в сталинский период. По всей стране прошла дикая «война с памятниками» – уничтожались монументы, мемориальные доски, переименовывались города и улицы (ничего не напоминает?). Героям Сталинградской битвы было не так просто понять, ради чего город их славы приказано именовать Волгоградом, а Донецку название Сталино даже шло (по причине явной и несомненной связи значительной части жителей со сталью). Из старых кинокартин вырезались эпизоды со Сталиным, его книги изымались из общего доступа, тело было вынесено из мавзолея.

десталинизация в ссср

Тайм-аут

Такая особенность периода десталинизации «аукнулась» главному десталинизатору – одним из главных аргументов сторонников устранения Хрущева от власти был… культ его личности! Существовали и международные проблемы – ссора с Китаем и многочисленные антикоммунистические выступления в странах советского блока (и не надо плакаться по «борцам за демократию» – в 1956-м венгерские «поборники прав и свобод» резали людей на куски и сжигали на медленном огне!).

А во времена Брежнева кампанию свернули по-тихому, не осуждая громко ни ее противников, ни сторонников. Имя Сталина больше не упоминалось наравне с именем Маркса и Ленина. Его вновь показывали в фильмах и упоминали в учебниках (доброжелательно, но без ажиотажа). Одновременно в городах появлялись улицы Якира, Косиора, Антонова-Овсеенко (репрессированных и затем реабилитированных в 1956 году). В одном из первых романов «про Штирлица» Ю. Семенов с огромной симпатией описал В. Блюхера (с ним случилось то же).

процесс десталинизации

Перестройка, пересадка…

Новая волна десталинизации в СССР - это приход к власти М. Горбачева. В этом случае сразу же и очень шумно критиковать начали именно Сталина. Газеты и журналы заполонили жуткие истории «за голодомор», «про сталинские концлагеря» и тому подобное. При этом никто не заботился особо о достоверности приводимых сведений и точности формулировок. Но непосвященные читатели не всегда обращали внимание, скажем, на то, что в сталинских лагерях все же сидели по приговорам судов (пусть и «троек»), дававших определенные сроки (пусть и несправедливо большие), а в концлагерях – без суда и срока, просто потому, что «не пришелся».

Отвод глаз

Но даже такие непосвященные читатели вскоре поняли, что столкнулись с очередным «переводом стрелок» - десталинизация общества была не средством разоблачить преступления прошлого режима и помочь его жертвам, а способом отвлечь народ от преступлений режима нынешнего. В обиход вошел анекдот о дяденьке, что возмущался Сталиным, читая газету, а потом очень удивился, что рассказ о преступлениях давно умершего человека ему продали за свежую прессу. На фоне голодомора карточки на мыло и сахар, постоянное повышение цен действительно смотрелись не так страшно, но многие люди все-таки понимали, что к чему. Поэтому и появился черный юмор по поводу лозунга перестройки, причем в совершенно сталинском духе: «перестройка – гласность – ускорение = перестройка – пересадка – перестрелка».

десталинизация общества

Дележ наследства

В том же духе использовалась идея десталинизации советского общества в первые годы после развала СССР. «Кровавые преступления коммунизма» давали возможность беспрепятственно расшатывать и грабить страну, предъявляя взаимные претензии. На Сталина с его проклятым наследством теперь можно было списывать развал страны, национальные конфликты, катастрофическое падение экономики…

И новые демократы в постсоветских государствах в упор не видели, что ведут они себя совершенно по-сталински – запрещают и уничтожают, не интересуясь ничьим мнением, кроме собственного…

Последний круг

Но вот последний этап - это десталинизация подлинная – нежелание народа делать что-то только потому, что кому-то одному это пришло в голову. В 2011 году по инициативе правозащитников М. Федотова и С. Караганова в рамках Совета при Президенте по вопросам гражданского общества и прав человека должна была быть создана группа для проведения «окончательной десталинизации».

Вот только оказалось, что россияне не считают, что 70 лет советской власти были сплошным тоталитарным злом (как об этом толковали правозащитники). Оказалось, что более 80% населения страны не желает отказываться от советского наследия! Да, правоверных сталинистов остались единицы, но огромное большинство современных граждан России оказалось способно видеть в истории и темные, и светлые стороны. Да и в МИДе намекнули на то, что такой проект может лишь навлечь на страну иски «о возмещении причиненного тоталитаризмом ущерба» – любителей такой легкой наживы в мире немало.

В общем, проект заглох. Процесс десталинизации не отменяли официально, он просто стоит на месте. И правильно делает. Потому что историю должны изучать и доносить до общего сведения профессиональные компетентные историки, а не самозваные «защитники», у которых защиты никто вообще-то не просил.

Старинная китайская мудрость утверждает, что правителя критиковать нельзя – не будет доверия к его преемникам. В чем-то она права…