ФГОС: отчет воспитателя о проделанной работе за год
Согласно недавно принятым федеральным государственным стандартам, одним из документов, который освещает деятельность специалиста ДОУ, является отчет воспитателя о проделанной работе за год. К сожалению, некоторые считают его только лишь ненужной бумажкой. Однако этот документ обладает большой практической значимостью.
Годовой отчет воспитателя детского сада является своеобразной творческой самопрезентацией достигнутых успехов. Именно поэтому он должен быть не только читабельным, но и интересным. Кроме того, в этом документе обязательно должна присутствовать педагогическая терминология, чтобы текст был признан людьми, имеющими соответствующее образование.Как должен быть правильно составлен отчет воспитателя о проделанной работе за год? Об этом можно узнать из приведенной ниже статьи.
Структура
Из каких разделов состоит годовой отчет воспитателя по ФГОС? Начинается его оформление с титульного листа, на котором должно быть указано наименование дошкольного учреждения, название самой работы, а также фамилия и инициалы воспитателя, составившего данный документ. Титульный лист непременно содержит указание на тот период времени, в котором проводилась описываемая работа.
Как правильно составить годовой отчет воспитателя по ФГОС? Для того чтобы проще было скомпоновать данный документ, необходимо прибегнуть к помощи шаблона-подсказки. В нем перечислены основные разделы отчета, а именно:
- информационно-статистический;
- описывающий педагогическую деятельность;
- указывающий на достижения участников воспитательно-образовательной деятельности;
- разъясняющий о проделанной работе с родителями;
- описывающий планы на следующий учебный год.
Стоит иметь в виду, что годовой отчет воспитателя о проделанной работе может иметь разный объем. То или иное количество отраженной в нем информации зависит от требования руководителя детского сада.
Если брать конкретные примеры таких документов, то можно видеть среди них и подробные описания проделанной работы, и краткую информацию, не выходящую за рамки стандарта. Но стоит иметь в виду, что отчет воспитателя о проделанной работе за год может стать для него прекрасным подспорьем при проведении аттестации. Именно поэтому чем большее количество бумаг будет представлено комиссии, тем лучше для аттестуемого.
Информационно-статистический раздел
Годовой отчет работы воспитателя начинается с предоставления сведений о количестве детей, которые в течение года посещали данную группу. В этом разделе должно быть указано число мальчиков и девочек, а также средний возраст дошкольников.
Годовой отчет воспитателя младшей группы по ФГОС должен также содержать указание на степень адаптации детей в условиях ДОУ. Для этого существует специальный тест, по которому можно определить коэффициент данного показателя. Кроме того, потребуется расписать, к какому количеству деток применим низкий показатель адаптации, а к какому - средний и высокий.
Годовой отчет за год воспитателя в своем первом разделе может отразить характеристику всего коллектива в целом. Например, группу посещают доброжелательные дети, которые хорошо общаются не только друг с другом, но и с воспитателями. В тех случаях, когда в коллективе есть проблемные малыши, следует описать возможную причину их плохой адаптации к условиям ДОУ. Также может быть дано пояснение о том, что данная проблема к концу года успешно решена в результате проделанной воспитателем работы.
В первом разделе непременно следует включить фразу о том, что все малыши, посещавшие группу, развивались соответственно их возрасту. Кроме того, педагогом была отмечена положительная динамика их дальнейших успехов.
Годовой отчет воспитателя старшей группы, а также подготовительной, должен отражать момент посещения детьми дополнительных секций и кружков. Данный факт станет свидетельством процесса всестороннего развития детей, который происходит не без участия педагога.
Этими данными характеристику группы можно и ограничить. Порой в первом разделе отчета некоторые воспитатели начинают описывать личность каждого из детей. Это вовсе не обязательно и зависит от требований, предъявляемых руководителем конкретного детского садика. Одни из них предпочитают сухую статистику, а другим нравится больше текста.
Раздел педагогической деятельности
Что по данной тематике должен содержать годовой отчет воспитателя о проделанной работе? В первых строках этого раздела указывается, что вся деятельность группы была осуществлена в полном соответствии с планами ДОУ, которые имелись на отчетный период. Целью рабочей программы воспитателя группы являлось непрерывное и всестороннее возрастное развитие каждого из детей, посещавших группу, что соответствует требованиям ФГОС «От рождения до школы».
- создание необходимых условий, способствующих развитию каждого ребенка;
- применение современных методов обучения и сохранения здоровья;
- создание благополучной эмоциональной сферы для воспитанников;
- применение разнообразных методик, чтобы повысить результативность воспитательного и образовательного процессов;
- использование в работе опыта авторитетных методистов и педагогов современности, способствующих развитию креативного мышления малышей;
- проведение работы по укреплению прочных положительных связей между детьми, а также детьми и воспитателями;
- организация педагогической и развивающей деятельности согласно принципам, которые утверждают уважение личности ребенка, а также исключение всякого давления на него.
Отчет воспитателя о проделанной работе за год должен включать в себя и описание основных направлений, согласно которым был осуществлен образовательный процесс.
Физическое развитие
Это одно из направлений воспитательного процесса, для которого должны быть созданы все необходимые условия. Они позволяют формировать потребности и поддерживать мотивацию к укреплению и сохранению здоровья, а также к созданию основ безопасности жизнедеятельности.
В годовом отчете старшего воспитателя может быть дано пояснение, что для осуществления деятельности в данном направлении в детском саду была создана творческая группа педагогических работников.Также в этом разделе необходимо пояснить, что физическое развитие малышей стало возможным благодаря использованию различных методик. К ним можно отнести:
- утреннюю гимнастику;
- физкультурные занятия;
- выполнение дыхательных и корригирующих упражнений;
- релаксационную и кинезиологическую гимнастику и т. д.
Упражнения с малышами
Годовой отчет воспитателя младшей группы должен отражать основные задачи, которые стояли перед детьми при проведении физкультурных занятий. Это обучение ориентированию в пространстве, а также совместным действиям. Кроме того, малыши должны были постепенно овладевать такими жизненно необходимыми видами движений, как ходьба, бег, прыжки, лазание, удержание равновесия и т.д.
Годовой отчет воспитателя младшей группы должен давать пояснения того, что обучение физическим упражнениям воспитанники начинали с самых простых движений, переходя постепенно к более сложным. Например, в этом возрасте еще вызывают затруднения упражнения с мячом. Однако стоит указать на то, что в течение года, благодаря освоению поначалу несложных заданий, например, по прокатыванию мяча друг к другу, дети постепенно научились бросать его в цель и стали выполнять упражнения на дальность броска.
В связи с этим должно быть дано указание на то, что для воспитателя было важно подобрать основные упражнения, при выполнении которых малыши постепенно овладевали двигательными навыками и улучшали свои физические качества. Самым главным в работе с детками было не упустить то время, когда пластичность их организма способствовала созданию условий по благоприятному развитию двигательной функции.Также в этом разделе должно быть дано описание подвижных игр, которые не только организуются воспитателем, но и проводятся при его непосредственном участии. При этом педагогом принималось во внимание, что в младшем дошкольном возрасте дети выполняют все действия неосознанно. Именно поэтому все указания воспитателя для них имеют ведущее значение. Например, игра «Наседка и цыплята». Детки, которые играют роль цыплят, теснятся друг к дружке. Воспитатель же предлагает им поискать в разных местах зернышки. Это приводит к тому, что малыши меняют направление своего движения. Постепенно, по мере ее усвоения, игра, как правило, усложняется. К ней добавляются различные элементы, способствующие еще большему физическому развитию малышей.
Упражнения с детьми 4-5 лет
Что должен содержать в себе годовой отчет воспитателя средней возрастной группы дошкольников? В нем должно быть дано разъяснение о проделанной работе по совершенствованию осязательного, слухового и зрительного восприятия ребенка, которое позволило ему не только овладеть основными двигательными функциями, но и сформировать умение выделить такие элементы, как амплитуда, скорость и направление. При этом важно указать на то, что дети постепенно научились анализировать последовательность выполняемых ими действий.
Годовой отчет воспитателя средней группы должен давать описание и того, как проводилось обучение детей основным движениям при помощи подвижных игр, которые имели повторение на 2-3 проводимых подряд занятиях несколько раз в течение года. Из текста документа должно стать понятным, что на физкультурных занятиях имелось чередование основных движений. Например, когда педагог обучал детей равновесию, им была предложена игра, в которой были задействованы мячи. А если детки прыгали и упражнялись в метании, то были использованы элементы лазания и т. п. Все это позволило закрепить и усовершенствовать двигательные навыки, которые ребята усвоили еще в младшей группе.
Также воспитатели должны указать, что при проведении подвижных игр ими был задействован необходимый инвентарь в виде обручей и шнуров, стоек и дуг, а также некоторые атрибуты (ленточки, шапочки мышек, котят и т. д.).
Упражнения с детьми 5-7 лет
Годовой отчет воспитателя старшей группы по ФГОС, а также тех, кто обучает детей, собирающихся пойти в школу, должен иметь описание мероприятий, которые проводились с ребятами по созданию условий для повышения их осознанного отношения к занятиям физкультуры. Все это позволило сформировать у воспитанников потребность творческой двигательной активности. При этом следует указать, что воспитателем была организована спортивная комната со стандартным и нестандартным оборудованием. Это разнообразило все виды выполняемых движений, а также качество их выполнения.
Также в годовом отчете должно быть дано разъяснение, какие мероприятия по физкультурному направлению были проведены в группе. Это может быть спортивная олимпиада, беседы с родителями о физическом совершенствовании малышей, организация кружков, таких как «Школа мяча», проведение праздников оздоровительной тематики и т. д.
Художественно-эстетическое развитие
Это еще одно направление, которое должно найти отражение в годовом отчете воспитателя ДОУ. В тексте документа необходимо указать на то, что в своей работе педагогом применялись самые разнообразные технологии, способствующие развитию творческого интереса и восприятия детей. При этом, возможно, имели место и новые изобразительные техники нетрадиционного характера. Это рисование мятым листом, губкой, свечой или пальчиком, а также нанесение изображений природными материалами (крупой, листочками, веточками).
При этом важно разъяснить, что воспитатель осуществлял интеграцию художественно-эстетического направления с иными образовательными областями, а именно с познавательным, речевым и физическим, а также с социально-коммуникативным развитием малышей. Здесь также должно быть пояснено, что проведение занятий сопровождалось созданием доброжелательной обстановки. Для того чтобы активизировать детей, воспитатель применял игровые приемы и всячески поощрял творческих и инициативных ребят.
Кроме того, отчет должен содержать сведения об организации выставок детских работ, приобщении малышей к культуре родного края, организации игр, знакомящих дошкольников с цветом и его оттенками, и т. д.
Познавательное развитие
Это направление также важно для детей. И особое место оно занимает, когда составляется годовой отчет воспитателя подготовительной группы. Ведь в этом возрасте, когда ребенок готовится к поступлению в школу, очень важным является его сенсорное развитие, формирование элементарных математических представлений, а также познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность.
Например, здесь можно указать на то, что детки проявляли интерес к своей родной стране и даже выучили символы государства. Кроме того, дошкольники получили представление о приспособлении животных и растений в природе, о различных экосистемах, а также обладают элементарными естественнонаучными представлениями.
Речевое развитие
В данном разделе годового отчета воспитателя ДОУ должна быть описана его работа по получению положительных результатов по повышению уровня сформированности и развития речи у детей, посещающих ДОУ, которое должно идти параллельно с развитием коммуникативных навыков.
Что же могло проводиться для реализации данной задачи? Это, например, оформление красочных иллюстраций по различным темам. Среди них «Птицы», «Рыбы», «Времена года» и т.д., которые были размещены в учебной зоне группы. Важными элементами такого уголка выступают сборники стихов и рассказов, сюжетные картинки, дидактические игры, способствующие развитию речи и т. д.
Социально-коммуникативное развитие
Работы, проводимые по данному направлению, также должны найти отражение в годовом отчете воспитателя ДОУ. Ведь в каждой группе есть такие дети, которые радуют воспитателя своей дисциплинированностью, коллективизмом и доброжелательностью. Для них характерна устойчивость в чувствах и представлениях. Они стремятся все делать хорошо. Но в то же время в каждой возрастной группе можно встретить детей, имеющих бедное нравственное представление и отличающихся неустойчивым поведением. В связи с этим и возникает необходимость в социально-коммуникативном воспитании дошкольников. Для осуществления работы в данном направлении воспитатели, как правило, используют трудовую деятельность. Она позволяет социализировать личность ребенка.
Для социально-коммуникативного развития детей педагогом используются игры. Их тематика у воспитанников младших групп, как правило, бытовая. Старшие же дети предпочитают строительно-конструктивные игры. Хороший уровень полученных во время таких занятий умений приучает ребенка к самостоятельной организации своих действий и их согласованности с действиями других детей.
Развитию социально-коммуникативных навыков способствуют и разнообразные кружки, учитывающие склонности и интересы дошкольников. Это, например, «Юные волшебники» и «Художники-умельцы», «Волшебная сказка» и «Затейники».
Достижения
В данном разделе непременно должно быть указано на то, что в течение всего учебного года детки строго выполняли и соблюдали требования, предъявляемые санитарно-гигиеническими нормами, придерживались правил внутреннего распорядка, а также то, что согласно ранее составленным планам в детском саду проводились психологические и медицинские обследования дошкольников.
Обязательные фразы данного раздела должны касаться положительной динамики, которая наблюдается по всем показателям. Главной при составлении отчета является презентация имеющихся достижений. А это могут быть:1. Физические достижения. При этом воспитатель должен описать те умения и навыки, которые освоены детьми данной возрастной категории. Это умение бегать и прыгать, преодолевать препятствия не только на ходу, но и на бегу и т. п. Здесь можно указать все то, что педагог делал с детьми на занятиях физкультурой.
2. Познавательно-речевые достижения. Они также должны быть описаны в соответствии с возрастом дошкольников. Например, дети младшей группы научились называть цвета, а более старшие – делиться своими впечатлениями со взрослыми и друзьями. Здесь важно ориентироваться на те занятия, которые проводились по развитию речи. Хорошо еще приложить в данном разделе фото и видео подобных мероприятий.
3. Социально-личностные успехи. Например, у всех детей стало получаться находить общий язык со сверстниками и со взрослыми людьми. Они способны идти на компромисс и решать конфликты самостоятельно или с помощью педагога или родителей.
4. Художественно-эстетические достижения. В этом параграфе может быть отражено умение детей в применении различных материалов, построение фигур из компьютера и т. п. Данный перечень может быть весьма обширным и будет зависеть от возрастной группы дошкольников.
Работа с родителями
В данном разделе должна быть приведена характеристика родительского состава группы. В ней указывается на то, как папы и мамы принимали участие в жизни ДОУ, какую оказывали помощь воспитателям и их активность при посещении мероприятий.
Кроме того, воспитателем могла быть осуществлена следующая работа:- индивидуальные консультации, беседы и собрания;
- создание стендов-памяток для родителей;
- организация совместной деятельности по привлечению пап и мам к подготовке различных мероприятий.
Планы на следующий учебный год
В данном разделе должны быть описаны направления работы воспитателя, во время которых будут выполняться основные задачи его педагогической деятельности, то есть совершенствование диалога с родителями, поиск новых методик и т.д.
Похожие статьи
- Аналитическая записка - правила составления и пример
- Отчет воспитателя по самообразованию: требования, особенности и рекомендации
- Как правильно составить аналитический отчет: пошаговая инструкция
- Портфолио воспитателя для аттестации. Готовое портфолио воспитателя детского сада
- Аналитическая справка по ФГОС: структура и особенности
- Проекты в детском саду: что это такое?
- Анализ воспитательной работы за 1 полугодие в школе