Дворец Дюльбер в Ялте: история, фото, экскурии, отзывы, как добраться
Одной из главных достопримечательностей Южного берега Крыма является дворец Дюльбер. За более чем столетнюю историю он успел побывать личным поместьем Петра Романова, прибежищем для членов царской семьи и советской здравницей для политических деятелей. Сегодня здесь расположен один из лучших санаторных комплексов на полуострове.
Дворец Дюльбер — место, где любили подолгу бывать Великий князь Пётр Николаевич, его жена Милица, а также их дети — Роман, Надежда и Марина. Здесь, в 1918 году, они будут мужественно охраняться представителями Севастопольского совета под руководством комиссара Задорожного. Однако история дворца Дюльбер начинается задолго до революционных событий.
Создатель дворца
Дюльбер — дворцово-парковый ансамбль, созданный в средневековом стиле, который удивительно гармонично вписался в крымский пейзаж. В его облике отражена мавританская культура, а название его переводится как "великолепный".
Пётр Романов не любил шум и суету. Холодной столице он предпочитал южные края. К тому же много лет страдал туберкулезом, и в силу этого недуга не мог долго находиться в городе. К власти Пётр никогда не стремился, спокойно нес военную службу, которую, впрочем, пришлось оставить из-за болезни. Однажды великий князь решил выкупить в Крыму участок. Пётр Николаевич планировал когда-нибудь построить здесь дворец. Когда приобретал землю, он еще не знал о том, каким будет его поместье. Со строительством великий князь не спешил и отправился в Египет.
Путешествие по Каиру
Русского князя очаровали старинные египетские постройки. Он подолгу бродил по каирским улицам, в какой-то момент начал делать небольшие зарисовки памятников зодчества. После двух лет пребывания в Египте он, наконец, вернулся в Крым. Когда же прибыл в Кореиз, уже точно знал, каким хочет видеть свое поместье. Дворец Дюльбер, построенный в 1895 году, он представлял себе многократно во время путешествия по Египту. Романов сделал несколько эскизов, а затем обратился Николаю Краснову — архитектору, автору нескольких проектов зданий, ставших впоследствии знаменитыми достопримечательностями Крыма.
Замок в мавританском стиле
Совместными усилиями Пётр Романов и Николай Краснов создали проект будущего дворца. Дюльбер стал постройкой, подобных которой в Крыму не было и нет. Один из членов семейства Романовых однажды назвал этот чудесный дворец замком Синей Бороды. Едва ли можно назвать это сравнение справедливым. До 1917 года здесь нередко гостили дети Петра Николаевича. После революции он несколько месяцев служил прибежищем и для них, и для их родственников. В облике дворца Дюльбер нет ничего таинственного, мрачного. Ничего общего с замком коварного мужа из французской сказки. Скорее, напротив, он символизирует жизнь, радость, здоровье, эффектно выделяясь на фоне горно-морского пейзажа.
Строительство продолжалось всего два года. Стоит сказать, что родственники Петра Николаевича осуждали его за стремление к уединению, тишине. Они полагали, что не пристало члену царской семьи отдаляться от света в курортной провинции. В конце XIX века никто из них и не подозревал о том, что произойдет спустя двадцать лет.
Революция
А произошло следующее. Семья Николая II была отправлена в Тобольск, родственники его изгнаны из столицы. Более года они пребывали в Крыму, но и здесь было неспокойно.
Решительные революционеры Ялтинского совета требовали немедленного расстрела Романовых. Ситуация стала настолько опасной, что комиссар Задорожный был вынужден раздать оружие великим князьям и их старшим сыновьям. Но, к счастью, всё обошлось без кровопролития. В апреле 1918 года Романовы были освобождены немецкими войсками.
Узники замка Дюльбер
В течение нескольких месяцев обитатели дворца не выходили за его пределы, не имели возможности нормально питаться. Но угнетало их, конечно, не отсутствие деликатесов. Им невыносимо было находиться в обстановке неизвестности и полной изоляции от окружающего мира. Решающую роль в спасении Романовых сыграл Задорожный. В отечественную историю матрос Черноморского флота вошел именно в этом контексте.
Спаситель Романовых
В начале декабря 1917 года Филипп Задорожный явился в поместье "Ай-Тодор", расположенное в восьми километрах от Ялты, где проживала в то время дочь императора Александра III с мужем, матерью и прочими родственниками. Он объявил о том, что является представителем власти, а Романовым следует срочно перебраться во дворец Дюльбер. В Ялте бесчинствовали анархисты и примкнувшие к ним представители рабочего класса. И те и другие мечтали расквитаться с родственниками царя, к тому времени отрекшегося от престола. Сооружение, некогда возведенное по идее Петра Николаевича, в некотором роде напоминало крепость. Это было единственное место, где Романовым можно было укрыться.
Неудивительно, что поместье Петра Николаевича так напоминало крепость. Ведь построено оно было по подобию мавританского средневекового замка. Создатели этого архитектурного направления - представители народа воинственного, имеющего немалый опыт в отражении атаки.
Многочисленные арки, колонны, орнаментация — всё это составляющие внешнего облика мавританского дворца. Кроме того, такая постройка отличалась прочностью, долговечностью. Стены замков, которые когда-то так восхитили Петра Николаевича Романова, были массивными, словно созданными для обороны от неприятеля. Сделав зарисовки замка, великий князь всего лишь пытался воссоздать архитектурный облик увиденного в Египте сооружения, и уж никак не подозревал, что его поместье на некоторое время превратится в оборонительную крепость.
Архитектурные особенности
Творение Николая Краснова — это величественное здание, выполненное в белом и синем цвете. В замке более ста помещений. Краснов создал проект, полностью отвечающий запросам мечтательного князя. На самой вершине постройки серебряные купола. Стены дворца Дюльбер украшены восточными мозаичными композициями, резьбой по камню.
Окружают дворец экзотические растения. Если взглянуть на постройку со стороны, несложно заметить, что она гармонично вписана в маломерное пространство лощины, которая ведёт к бухте. Парковая зелень словно ограждает здание от привычного окружающего мира. Парк, как и дворец, имеет неординарное оформление. В нём множество беседок, скульптур, фонтанов и искусственно созданных водоёмов. Кроме того, парк изобилует арками, увитыми плющом и розами. Акцентом садово-парковой зоны является пальмовая аллея, которая расположена вблизи главного входа.
Дворец в советскую эпоху
В двадцатые годы здание национализировали и превратили в санаторий для сознательных граждан нового государства. Здравница получила название, полностью соответствующее духу времени — "Красное знамя". Посещали отныне эти места либо политические деятели, либо бывшие каторжники, пострадавшие от царского режима. Для простых граждан, не внесших вклад в благородное дело революции, вход сюда был закрыт. Кое-где на стенах появились новые надписи. Одна из них отражала цитату Сталина.
С 1941 по 1944 года эти живописные места были оккупированы. В течение трех лет периодически подвергались бомбардировки. Пострадали многие постройки, в том числе и дворец Дюльбер. В 1946 году начались восстановительные работы. Те, кто разрушал исторические памятники на территории Советского Союза в течение четырех лет, затем восстанавливала их. В строительстве были задействованы немецкие и румынские военнопленные. После войны "Красное Знамя" снова стало принимать отдыхающих, как и прежде непростых, но находящихся поближе к власти.
С начала восьмидесятых годов здравницу начали достраивать. Появились новые корпуса. Под парк тоже отвели дополнительную территорию. Сегодня рядом с дворцом возвышается десятиэтажное здание. Это второй корпус. Если взглянуть на комплекс со стороны моря, можно увидеть довольно необычное сочетание постройки в средневековом восточном стиле и относительно современного сооружения. Был построен и третий корпус, в котором находятся сегодня бильярдная, столовая, парикмахерская, спортивный зал, бассейн, сауна.
Для отдыхающих оздоровительного комплекса проводятся экскурсии по дворцу Дюльбер и его окрестностям. В зимнее время здесь прекрасные условия для поклонников горнолыжного спорта. Летом туристы занимаются виндсерфингом, летают на парапланах, катаются на водных лыжах и совершают морские путешествия на яхте.
Дворец Дюльбер: как попасть
В оздоровительном комплексе три корпуса. Первый назван в честь замка — санаторий "Дюльбер". Здесь цены варьируются в пределах 2500-4700 рублей за сутки. Два других корпуса — санатории "Морской прибой" и "Мисхор". Здесь цены выше — до 6800 рублей. Адрес дворца Дюльбер: Ялта, пгт. Кореиз, Алупкинское шоссе, д. 19. Забронировать номер можно по телефону, указанному на официальном сайте.
Отзывы
Отдыхающие, побывавшие здесь, о персонале вспоминают с благодарностью. Согласно отзывам, дворец Дюльбер посетить стоит хотя бы для того, чтобы осмотреть местные достопримечательности. Некоторые туристы останавливаются в других санаториях, но за отдельную плату посещают и территорию этого замка. В третьем корпусе находится несколько массажных кабинетов, который отдыхающие с удовольствием посещают. О качестве блюд в столовой, состоянии парковой зоны отрицательных отзывов нет. Кроме того, Дюльбер находится в весьма удобном месте. Приблизительно за 40 минут можно доехать до Ялты. За 15 минут — до Ласточкиного гнезда.
Большая часть туристов, посещавших дворец последние годы, рекомендуют забронировать один из номеров в третьем корпусе, где есть и массажный кабинет, и сауна, бассейн. Хотя некоторые из них утверждают, что времени на оздоровительные процедуры тратить не стоит. Здесь есть большой выбор экскурсий, а помимо них, можно посетить и другие достопримечательности, названные выше. Дворец Дюльбер, фото которого представлены в этой статье, одно из немногих, действительно впечатляющих.
Похожие статьи
- Замок Буда (Будайская крепость) в Будапеште: история и описание
- Массандровский парк: описание, история, фото и отзывы туристов
- Крым, санаторий "Мисхор". Отзывы туристов
- Крым, Алупка: достопримечательности и их фото
- Дворец Пена (Португалия, Синтра): описание, история, экскурсии, отзывы
- Кенсингтонский дворец в Лондоне: история, описание и интересные факты
- Испанский архитектор Гауди Антонио: биография, творчество