Невская губа, Санкт-Петербург: описание

0
0

История формирования рельефа поверхности земной коры, в результате которой и сформировались современные географические объекты Ленинградской области, уходит далеко в прошлое. Учеными исследованы и выявлены основные процессы, приведшие к формированию именно такого ландшафта, какой мы сейчас видим, и тех природных памятников, который остались с давних времен как напоминание о далеком прошлом края.

глубина невской губы

Давным-давно...

Согласно данным, представленным в книгах А. В. Даринского, миллиарды лет назад на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области было много вулканов. Извергающаяся из них магма, стекая, наслаиваясь и застывая, постепенно образовала складчатую платформу. Усугубляли неровность разломы в поверхности земной коры и наползания ее фрагментов друг на друга при достаточно частых землетрясениях. Позже на нее воздействовали разнообразные микроорганизмы. Поверхность подвергалась воздействию атмосферных явлений.

В результате складки сглаживались, и появилась поверхность, которую ученые назвали холмистой равниной. Впадины между холмами заполняла вода, образуя древнее море. Оно двигалось, намывая осадочные чехлы. Затем началась эпоха Великого оледенения. На территории современной Ленинградской области также был ледник. Он двигался и, то наступая, то отступая, корректировал рельеф поверхности земной коры.

После таяния ледника на территории северо-запада России сформировалось древнее море, которое называют Литариновым (далекий предок Балтийского). Со временем формировалась береговая линия моря, оно меняло форму и размеры. Появлялись заливы. Процессы были связаны с испарением воды на наиболее мелких участках. Таким образом и отделился один из заливов в отдельное озеро, которому историки дали имя Нево (новая вода). А древнее море называют Древнебалтийским.

В результате тех же процессов сформировались и речные русла, например Мги, Тосны и Ижоры. Только устьями их тогда были: Мги - озеро Нево, Тосны и Ижоры - Древнебалтийское море. Лишь после того, как в результате наводнения в озере произошло формирование на Карельском перешейке между этими двумя водоемами русла Невы, Мга, Тосна и Ижора стали впадать в нее.

Варяжское море

Именно так называли Древнебалтийское море во времена, когда по древнейшему пути "из варяг в греки" шли в сторону Черного моря торговые корабли, среди которых было много варяжских. Позже его будут называть привычно - Балтийским.

берег невской губы

Балтийское море - внутренний водоем на Северо-Западе России. Системой проливов оно связано с Северным морем, через которое открывается выход в Атлантический океан. Самые известные из них - Скагеррак и Каттегат. Балтийское море имеет вытянутую форму. Самая широкая его часть расположена между Санкт-Петербургом и Стокгольмом. На весьма длинной по протяженности береговой линии существует много бухт, заливов, фьордов, шхер. В районе Ленинградской области и примыкающих к ней земель насчитывается три крупных залива: Ботнический, Рижский и Финский. Самое мелкое место Финского залива - Невская губа. Она имела и имеет важное значение в развитии и истории Санкт-Петербурга.

Невская губа: понятие

Береговая линия Финского залива тянется вдоль Финляндии и частично российских территорий. На северо-востоке залива находится достаточно мелкая его часть, которая имеет и другое название - Маркизова лужа. Происхождение этого названия связывают с титулом французского аристократа маркиза де Траверсе, министра и командующего русским флотом во времена правления Екатерины II, Павла I и Александра I. При Траверсе здесь проводились учения. А мореплавание осуществлялось не далее Кронштадта. Так что этот эпитет имеет ироничное значение.

невская губа

Строение и особенности Невской губы

Нева впадает в Невскую губу. Глубина ее - всего 3-4 метра. Глубина же моря в среднем составляет 51 м, а Финского залива - 38 м. Длина губы достигает 21 м. Берег Невской губы сильно изрезан. У самого невского устья находится самая ее мелкая часть - песчаная отмель Невский бар. Именно эта особенность Невской губы дала возможность начать строительство Кронштадтской крепости, первым строением которой был форт Кроншлот, сооруженный как раз на отмели Невской губы. А от острова Кроншлот были прорыты при Петре I четыре фарватера (два судоходных), а позже построен Морской судоходный канал.

залив невская губа

Невские фарватеры

К устью Невы по мелководью от Кронштадта в Петербург и обратно крупные суда ходить не могли. Для того чтобы перевозить товары по Невской губе (СПб), использовались плоскодонные лихтерные суда, а на невских островах строились специальные амбары. Такие острова со складскими помещениями для перегрузки и хранения товаров назывались буянами.

Кроме буянов для роста грузооборота и проходимости более крупных судов еще при Петре I были по дну Невской губы от Котлина до Невы проложены четыре фарватера-канала, которые тянулись каждый к своему рукаву: Елагинский - к Большой Невке, Петровский - к Средней Невке, Галерный - к Малой Невке, Гребной - к Малой Неве, Корабельный (главный судоходный фарватер) - к Большой Неве. Большинство фарватеров к судовождению оказались плохо приспособленными, и даже самый удачный Корабельный был сильно извилист, совсем неглубок и на своем протяжении имел места больших сужений.

Морской канал

Вопрос об удобном вхождении судов в глубокую и судоходную Неву по мелководью был решен строительством Морского канала, который был прямым и вел к Гутуеву острову. Изначальная идея его строительства принадлежала Петру I. К мысли о необходимости создания вернулись в дальнейшем только при правлении Александра II. Проект был разработан знаменитым инженером и заводчиком Николаем Ивановичем Путиловым, доработан инженером И. А. Заржецким.

Время, затраченное на строительство канала, было достаточно небольшим - 8 лет. Первая часть канала проходила от устья Невы у Гутуева острова до Малого Кронштадтского рейда, вторая часть, ответвляясь от основного канала, тянулась к реке Екатерингофке. Благодаря открытию Морского канала с конца XIX века все торговые суда смогли входить в порт Гутуева острова, не заходя в Кронштадскую Купеческую гавань.

санкт петербург невская губа

Купеческая гавань Кронштадта

Самое мелкое место Невской губы, вместе с Невским баром, тянется от устья Невы до острова Котлин, где в XVIII веке была заложена и начала активно развиваться Кронштадтская верфь и был основан Кронштадтский порт.

Через него проходил весь грузооборот России по северо-восточному направлению, а также пролегали судоходные пути, по которым ходили гражданские и военные суда. Самой известной гаванью порта была Купеческая. Она была основана и оборудована в самом начале истории Санкт-Петербурга - в 1709 году. Основателем гавани является известный адмирал петровских времен Корнелиус Крюйс. При Крюйсе были сооружены дополнительные объекты, способствовавшие активному ее функционированию - мол, Морской канал, причалы и доки, а также деревянные Рыбные ряды.

Гавань служила приютом для глубокоосадочных (более 2 м) судов, которые не только разгружались и загружались в порту, но и стояли здесь в доках всю зиму с демонтированными парусами. Для снятия парусов также было изготовлено специальное приспособление - подъемный кран.

невская губа

Кроме гавани на территории Невской губы на острове Котлин была построена в петровские времена и Кронштадтская верфь.