Беломорские петроглифы Карелии
В мире существует множество мест, попадая в которые, словно переносишься на много веков назад, когда люди еще обитали в пещерах. В таких местах пропадает ощущение реальности, ведь можно прикоснуться к предметам или рисункам, выполненным много столетий назад. В нашей статье мы хотим рассказать о беломорских петроглифах, дошедших до наших времен как свидетельство существования древних людей. Когда они были созданы и кем? Об этом пойдет речь.
Что такое беломорские петроглифы?
В переводе с древнегреческого петроглифы означают не что иное, как «вырезанный на камне». По сути, это высеченные на камнях рисунки. Такие изображения считаются культурным достоянием Карелии. Свое название беломорские петроглифы получили из-за того, что были найдены в Беломорском районе, в северном регионе республики. Впоследствии такие же изображения были обнаружены и у берегов Онежского озера в Пудожском районе, что на востоке Карелии.
Для посещения туристам наиболее доступны именно беломорские петроглифы. Именно рядом с ними была еще найдена стоянка древнего человека. Стоит отметить, что петроглифы – это загадочная часть истории края, поскольку мало что известно о тех людях, которые населяли земли Карелии шесть-семь тысяч лет назад.
Считается, что возраст найденной стоянки, а значит и рисунков, датируется четвертым-третьим тысячелетием до н. э.
Какие сюжеты запечатлены петроглифами?
Только в одном Беломорском районе найдено более 2 тысяч изображений. Беломорские петроглифы (фото приведены в статье) повествуют о быте и жизни древних людей, об их ритуалах и сражениях. Именно благодаря таким первым рисункам люди научились передавать свои знания последующим поколениям. Но стоит отметить, что далеко не все сюжеты разгаданы учеными, а в отношении некоторых не утихают споры десятилетиями.
Считается, что петроглифами изображали самые важные сцены из жизни. Шло время, на смену более ранним изображениям приходили более новые. Порой старые петроглифы частично или даже полностью уничтожались. В настоящее время очень многие фигуры настолько размыты, что их можно едва различить. А без опытного проводника догадаться о смысле рисунка вообще сложно.
Где и кем были найдены петроглифы?
Беломорские петроглифы в республике Карелии были найдены не так давно. Долгое время о них вообще было ничего не известно. Они включают в себя три больших комплекса наскальных рисунков, найденных в разное время. Первые петроглифы были найдены Александром Линевским в 1926 году. Место было впоследствии названо «Бесовские следки». Оно представляет собой скалу с более чем тремя сотнями изображений, которые по праву считаются самыми древними во всей Карелии.
В 1936 году, через десять лет, экспедиция под руководством Равдоникаса В. И. обнаружила еще одну группу рисунков, которые были названы Залавругой. Беломорские петроглифы в Карелии были найдены и в 1963 году группой археологов под руководством Савватеева Ю. А. Под слоем земли был обнаружен целый комплекс рисунков, который получил название «Новая Залавруга». И по сей день продолжаются поиски все новых мест с изображениями. В них принимают участие международные и российские археологические группы.
Возраст петроглифов
Интересен тот факт, что старейшие беломорские изображения, по мнению археологов, имею возраст 6-7 тысяч лет. Получается, что такие наскальные рисунки можно отнести к самым ранним произведениям искусства. Если задуматься, то рисунки на камнях были сделаны намного раньше, чем многие признанные исторические памятники. Так, например, только через две тысячи лет после создания беломорских петроглифов появятся первые пирамиды, через 4 тысячи лет будет построен Колизей в Риме, а через пять тысячелетий будет воздвигнута Великая Китайская стена.
Почтенный возраст наскальных рисунков дает основанием называть их энциклопедией каменного века. Ведь именно петроглифы правдиво передают информацию о том, как жили люди в ту эпоху, какие ценности были в жизни и каковы были их представления об окружающем мире.
Описание беломорских петроглифов
Петроглифы Карелии были нанесены на камни предками саамов. Всего насчитывается более двух тысяч изображений. Однако стоит понимать, что речь идет только о найденных рисунках. А о скольких еще не известно… Каждый год в эти края отправляются все новые экспедиции в поисках древних петроглифов. Все найденные изображения выбиты на поверхности камней точечными ударами какого-то твердого камня. Предполагают, что, скорее всего, это кварц. В среднем глубина насечек составляет два-три миллиметра. А вот четкость линий и контуров значительно отличается. Встречаются как ровные, так и рваные линии. Кроме того, отличаются и сами размеры изображений. Среди рисунков имеются настоящие гиганты, высота которых составляет 2,4-4,1 метра, а есть и настоящие малыши, размер которых не превышает десяти сантиметров. Но наиболее часто встречаются изображения размером от 15 до 60 сантиметров.
Большинство рисунков выполнено в натуралистическом стиле, а потому легко узнаваемо. На них с легкостью можно определить лесных и морских зверей, людей, водоплавающих птиц и предметы быта. Важной особенностью беломорских рисунков является присутствие человеческих образов, которые являются основными героями большинства наскальных полотен. Стоит отметить, что петроглифы отличаются реалистичностью, все их сюжеты имеют бытовую основу.
В рисунках преобладают изображения всевозможных лодок, как пустых, так и наполненных людьми. Причем пассажиры изображаются в виде столбиков – насечек. Но наибольший интерес представляют большие повествовательные картины, рассказывающие об охоте на лесных зверей, птиц и морских животных. Не менее хороши и батальные изображения.
Все картины неизменно содержат изображение человека: то ли он плывет, то ли идет пешком на лыжах или же охотится, танцует или сражается. Каким-то поразительным образом древним мастерам удавалось вложить в свои изображения столько экспрессии, что они кажутся словно живыми.
Петроглифы – это не просто картинки из реальной жизни. Это окружающий мир, показанный с точки зрения определенного человека, его мировоззрения и системы верований. Ведь художник пропускал через себя каждое изображение, высеченное на камне. По мнению ученых, наскальные рисунки занимали в жизни древнего человека очень важное место. Ими они украшали самые важные в их жизни места.
«Бесовы следки»
Как мы уже упоминали, «Бесовы следки» - это самая первая группа изображений, найденных в Карелии. Она же считается и наиболее древней. Расположена она на скале, невдалеке от порога Шойрукша. После того как данные петроглифы были найдены, место было закрыто специальным павильоном во избежание порчи рисунков.
Имеющиеся здесь рисунки связаны с охотой. На них изображены рыбы, тюлени, лоси, медведи. На фоне животных выбиты следы, ведущие к человекоподобному существу. Александр Линевский, обнаруживший эту композицию, фигуру назвал Бесом, а весь рисунок Бесовскими следками. На картине изображен человек на одной ноге, с поднятой рукой и прикрытым глазом. Такая классическая поза характерна для шаманов. Ее еще называют поза Кухулина, или поза луга. Она связана с древнейшими культами богов смерти и магии. В древности считалось, что маг в такой позе закрытым глазом видит мир духов, а открытым – окружающий мир. Не просто так изображена и цепочка следов. Она имеет большой смысл. В настоящее время павильон с петроглифами закрыт на реставрацию, поэтому невозможно его посетить и оценить древние рисунки.
Ерпин Пудас
Ерпин Пудас – это один из наиболее больших выгских островов, на котором обнаружен ряд петроглифов. Здешние рисунки имеют свою особенность. Отыскать их очень непросто. Некоторые из них прячутся у самой кромки воды, а другие очень потерты временем, поэтому их можно увидеть вечером или утром. Наиболее хорошо сохранились северные рисунки. Наиболее интересное полотно содержит изображение морского божества, которое напоминает человека-белугу на охоте. Большой интерес к рисункам проявляют не только ученые, но и простые туристы, стремящиеся посмотреть беломорские петроглифы. Экскурсии к ним весьма популярны. Однако на Ерпин Пудас не всегда можно добраться. В период сброса воды с водохранилища остров становится невероятно труднодоступным.
Невдалеке от туристической тропы расположена еще одна группа рисунков. Ее называют «карельской камасутрой». На рисунках изображены картины эротического содержания. Кроме того, здесь есть картины о ритуалах и морской охоте. Южные изображения расположены в достаточно глубокой ложбине, которая в далекие времена была большой полноводной бухтой. Местные петроглифы можно заметить только в лучах вечернего солнца. Композиция состоит из фигур семи людей на лыжах и оленей.
Залавруга
Наиболее крупное скопление петроглифов получило название Залавруги. Именно это место наиболее посещаемо туристами. Картины Старой Залавруги занимают более двухсот метров. На них изображены сцены охоты на оленей, причем рисунки выполнены в натуральную величину. Картины демонстрируют события, происходящие в разное время года. Так, например, одни рисунки изображают людей на лодках, а другие – охотников на лыжах.
В Новой Залавруге площадь рисунков намного больше. Здесь под грунтом найдено 26 групп рисунков. По ним отчетливо видны изменения в сознании людей того времени. На первый план выходит сам человек, а не промыслы.
Музей
Еще в 1961 году был основан Беломорский районный краеведческий музей «Беломорские петроглифы» на базе сделанных находок. В настоящее время музей включает в себя экспозицию предметов культуры и быта народов Поморья. Кроме того, здесь хранятся материалы, касающиеся истории края. В состав музея «Беломорские петроглифы» входит и Новая Залавруга. Данная часть экспозиции находится, так сказать, под открытым небом. Музей организует в данное место экскурсионные поездки. Экскурсоводы интересно рассказывают о значении рисунков, поскольку самостоятельно истолковать их не всегда можно. Кроме того, специалисты показывают те картины, которые не видны на первый взгляд.
Как добраться до музея под открытым небом?
Многочисленные туристы практикуют и самостоятельные поездки для просмотра беломорских петроглифов. Как добраться самостоятельно до Залавруги? Есть несколько вариантов.
Стоит отметить, что автобусы в данный регион не ходят. Поэтому стоит ориентироваться на собственный транспорт для просмотра беломорских петроглифов. Как добраться на машине? На автомобиле необходимо двигаться по трассе Р-21, ведущей на Мурманск, с нее нужно свернуть на Беломорск. Не доезжая до города, повернуть налево (это примерно между 33-м и 34-м километрами). Проехав еще километр, автомобиль придется оставить на разворотной площадке, а далее пешком перейти деревянный мост и еще один километр преодолеть по лесной тропинке, которая и приведет вас непосредственно к археологическому комплексу.
Если у вас нет собственного автомобиля, то можно от Беломорска добраться до разворотной площадки на такси. И таким же образом нужно будет возвращаться обратно в город.
Вместо послесловия
Непростой путь в полной мере компенсируется живописными местами, которые можно увидеть в районе музея под открытым небом. Очень впечатляет огромное каменное плато в середине леса, усеянное мелкими озерами и наскальными рисунками. Особенно красиво здесь на закате.
Похожие статьи
- Как добраться в Соловки самостоятельно из Москвы, Питера, Кеми или Архангельска?
- Геоглифы Наска в Перу: фото, описание и географические координаты загадочных линий
- Армянский гампр: фото, описание породы, характер, особенности содержания и отзывы владельцев
- Где находится Карелия? Республика Карелия: фото, расположение, описание
- Виды и особенности искусства первобытного общества. Наскальная живопись. Древние петроглифы
- Западная Сахара: города, климат, население, достопримечательности, туризм
- Тамгалы-Тас, урочище у реки Или: история, легенды. Буддийское святилище под открытым небом