Раиса Стручкова: биография, личная жизнь, фото

0
0

Мир балета для обывателей всегда был манящим и загадочным. Изящная красота невесомых балерин поражает своей утонченностью и легкими полетами. А мужественные артисты балета, выполняя головокружительные пируэты, с легкостью подхватывают на руки своих партнерш и кружат их. Наблюдать великолепные постановки русского балета — одно удовольствие. Но за этой легкостью и воздушностью кроется огромный, титанический, многолетний труд.

раиса стручкова

Именно такой, прекрасной и талантливой на сцене, упорной и трудолюбивой в будничных репетициях, была балерина Раиса Стручкова, биография которой заслуживает внимания и изучения.

Выбор стези

Дата рождения Стручковой Раисы – 05.10.1925 года, место – город Москва. Родители Раисы не связаны с миром искусства, они были обычными рабочими. Однако имея творческие наклонности, любили петь и танцевать.

Первое выступление Раисы Стручковой состоялось в восьмилетнем возрасте в хоре профсоюзного клуба, в котором девочка пела ведущую партию. В это время с целью поиска талантливых детей клуб посетили педагоги Большого театра. Но не пение их поразило, а то, как девочка грациозно двигалась. После выступления они порекомендовали Рае пройти экзамены в Московском хореографическом училище.

балерина стручкова раиса

Возвращаясь с этого выступления домой, Раиса все же думала, что ее призвание в пении. Но, хорошо поразмыслив, она вспомнила, что даже когда гремит похоронная музыка возле их дома (дом ее родителей находился рядом с кладбищем) ей хочется танцевать и передавать всю печаль в своих движениях. Это и определило ее выбор.

Педагоги, определившие судьбу

Так девочка в десятилетнем возрасте (вместо положенных 5-6 лет) становится ученицей школы балета. Раиса Стручкова попадает к великому педагогу того времени – Елизавете Павловне Гердт, бывшей приме Императорского Мариинского театра, дочери Павла Гердта – любимейшего артиста Мариуса Петипа.

Впоследствии их свяжет крепкая дружба, Раиса Степановна назовет Е. П. Гердт главным учителем своей жизни. И каждую свою роль Раиса Стручкова готовила вместе с Елизаветой Павловной, прислушиваясь только к ее мнению. А мнение, основанное на старой классической платформе русского балета, часто бывало очень строгим. Это не помешало женщинам быть неразлучными в течение долгих сорока лет – до самой смерти Елизаветы Павловны.

балерина стручкова раиса биография

Также будущую звезду советского балета обучали такие замечательные педагоги, как Н. И. Тарасов, М. А. Кожухова, П. А. Гусев, Ю. А. Бахрушин, Т. П. Никитина. Стручкова Раиса Степановна впоследствии вспоминала о них с теплотой и благодарностью.

В военные годы училище было эвакуировано в городок Васильсурск Нижегородской области, где и продолжалось обучение, несмотря на трудности и лишения.

Любовь

В 1944 году, при выпуске из училища, будущая балерина Стручкова Раиса великолепно станцевала два образа из «Лебединого озера» — Одетты и Одиллии. Роль принца танцевал также молодой выпускник - Александр Александрович Лапаури – будущий муж Раисы Степановны, с которым она была знакома еще с детства.

Александр Александрович был необыкновенно талантливым артистом балета, хореографом, балетмейстером и педагогом. Больше двадцати лет он солировал в Большом театре, был великолепным партнером не только своей жены, но и многих известных балерин того времени, имел в своем амплуа около двух десятков партий. Но в шестидесятых годах настоящую славу А. А. Лапаури принесли его знаменитые балетные постановки, некоторые из которых он специально поставил для любимой жены.

Александр Лапаури и Раиса Стручкова в личной жизни были счастливы друг с другом, в актерской среде многие завидовали красивой паре, называя их отношения «романом века». Но, к сожалению, смерть разлучила их. На 59-м году жизни Лапаури трагически погибает в автокатастрофе. Раиса Степановна всю оставшуюся жизнь пронесет в сердце светлый образ мужа и посвятит себя без остатка любимому балету.

балерина стручкова раиса фото

Дебют в «Большом»

После окончания училища Раиса Стручкова была принята в труппу Большого театра. Первой серьезной ролью, доставшейся после множества эпизодических партий, была роль Лизы в балетной постановке «Тщетная предосторожность». Благодаря тому что эта партия во многом импонировала юной Раисе (молодостью, озорством, искренним обаянием), дебют молодой балерины имел огромный успех и в сердцах зрителей, и в рецензиях критиков. Достаточно известный критик того времени писал, что сила и обаяние молодого таланта обновляет эту балетную постановку. Это была победа - изображение балерины Стручковой Раисы на фото и афишах Большого театра было повсюду.

Победная Золушка

После удачного дебюта, в 1947 году Стручковой дают роль Золушки в одноименном спектакле. Молодой актрисе очень важно станцевать эту партию по-своему, потому что до нее Золушку танцевали такие знаменитости, как Уланова, Лепешинская, Семенова.

Перед первым показом зрителю (по заведенной традиции) новую роль балерины пришел смотреть весь состав театра. И опять случилось точное совпадение образа актрисы с ее сущностью. Как призналась позже Раиса Стручкова, она и сама себя чувствовала Золушкой, мечтательной девочкой, попавшей в сказку. Представление завершилось бурными аплодисментами, которые засвидетельствовали признание талантливой работы коллегами.

стручкова раиса степановна

Восхищаясь актрисой, постановщик балета Р. В. Захаров сказал, что «…все было в ней органично. Исполнение танца хрустальной чистоты с малиновым перезвоном слилось с актерским дарованием». Очень полюбился образ Золушки и обычным зрителям. В 1960 году по мотивам балета сняли фильм «Хрустальный башмачок» с Р. Стручковой в главной роли. Фильм прошел по многим экранам мира и был удостоен премии в Канаде.

Репертуар по наследству

Работая в коллективе Большого театра, Стручковой, в силу особенностей ее таланта и творческого мастерства, приходилось повторять репертуар знаменитой Галины Улановой. Поклонники и коллеги так ее и называли – маленькая Уланова.

Но всё же, при всем уважении к великой балерине, Раисе Стручковой хотелось внести свою индивидуальность в исполнение. А сделать это было непросто ввиду устоявшихся незыблемых канонов, введенных Улановой в исполнение классических партий. Те новшества, которые она пыталась использовать в своем танце, в частности в исполнении партии Джульетты, встречались с настороженностью. Но Стручкова своим упорством, воспитанным в военные годы, по крупицам, незаметно, все же добивалась своего. И вот ее Джульетта становится любима не только на родной земле, но и во всем мире.

Казалось, она достигла невозможного – выступая в спектаклях, где перед ней играла выдающаяся прима Уланова, Стручкова Раиса имела огромный, заслуженный успех. И критики, и зрители приняли ее индивидуальность и признали, что она не нуждается в сравнении с кем-либо.

раиса стручкова личная жизнь

На пике славы

Репертуар балерины Стручковой Раисы отличался множеством разнообразных образов: от лиричных и комичных до глубочайших драматичных и трагичных. В каждую роль Стручкова старалась вложить свой стиль, она улавливала неповторимую манеру в пластичности характеров героинь, портреты которых создавали великие хореографы – Петипа, Захарова, Перро, Лавровского, Лапаури, Вайнонена и других. Ведь этому и учила ее великая Е. П. Гердт – искать в каждой женской роли свои неповторимые краски и интонации прочтения.

Даже в двух комедийных персонажах, сыгранных Стручковой – Китри («Дон Кихот») и Фрейлины («Подпоручик Киже») нет схожести, у каждой своя манера танца, пластики и даже походки.

Также Раиса Степановна выступала с эстрадными номерами. Но и небольшие по времени концертные номера Стручкова старалась преподнести как мини-спектакли, выразительно и пластично раскрывая в них характер своей роли.

Педагогическая деятельность, редакторство

Протанцевав в Большом театре больше тридцати лет, Стручкова на 53 году жизни заканчивает с карьерой актрисы, но не уходит из любимого театра и занимается педагогической деятельностью. Тем более, что, еще будучи артисткой театра, Стручкова преподавала сначала в Московском институте культуры, а затем и в ГИТИСе.

Работая балетмейстером-репетитором, она готовила к выступлениям ведущих балерин в театре. Многие из ее учеников сами стали впоследствии педагогами и хореографами. А самая известная ученица – Нина Ананиашвили, знаменитая прима Большого театра и покорившая весь мир балерина, стала такой же близкой преемницей и родным человеком, как когда-то сама Стручкова для Гердт.

раиса стручкова дата рождения

Но это далеко не все таланты великой балерины. На протяжении почти 15 лет (с начала 80-х и до середины 90-х) она в качестве главного редактора возглавляет журнал «Советский балет». Не имея аналогов подобных изданий в нашей стране, Стручкова создает его практически с нуля. На редакционной должности ей пришлось искать и темы для внешнего облика журнала, и информационное наполнение, и его читательскую аудиторию.

Заслуженные награды

За свою длинную, счастливую, творческую и общественную жизнь Раиса Степановна получила немало заслуженных наград. Первая получена ею в молодом, 24-летнем возрасте, на Всемирном фестивале молодежи в Будапеште, также Раиса Степановна неоднократно награждалась орденами Трудового Красного Знамени, орденом Ленина и орденом Октябрьской революции, орденом «За заслуги перед Отечеством».

Стручкова Раиса Степановна - Народная артистка РСФСР (1956), Народная артистка СССР (1959), академик педагогической академии Международного уровня.

С участием балерины снято множество фильмов-спектаклей, а также документальные проекты о ее творчестве. В память о талантливой балерине ее именем назван астероид в космическом пространстве.

Стручкова Раиса Степановна ушла из жизни в 2005 году, чуть-чуть не дожив до 80 лет.