Галина Уланова: страницы жизни всемирно известной балерины
Галина Уланова – балерина, которая за несколько лет превратилась в легенду советской сцены. От «Умирающего лебедя», «Ромео и Джульетты», «Бахчисарайского фонтана», «Лебединого озера», «Жизели» в её исполнении сходили с ума как простые люди, так и выдающиеся личности. Она же всегда держалась отстранённо и холодно. За эту черту артистка получила прозвище Великая Нема. В данной статье будет представлена биография Галины Улановой – балерины, чьё имя стало синонимом советской и российской сцены. Итак, приступим.
Детство
Галина Уланова (фото см. ниже) появилась на свет в Петербурге в 1910 году. Семья девочки была творческой. Мать – Мария Фёдоровна – работала солисткой балета в Мариинском театре. Позже она стала преподавателем классических танцев. А отец – Сергей Николаевич – был режиссёром и актёром балетной труппы того же театра, что и его супруга.
Родители часто брали Галину на работу. Поэтому девочка с детских лет росла в театральной атмосфере. Но помимо красоты балета, маленькая Уланова видела и трудную жизнь артистов. У неё сложилось впечатление, что мама никогда не спит и не отдыхает. В принципе, это было очень близко к истине. Родители периодически говорили о том, чтобы отдать Галину в балетную школу. Когда Уланова об этом узнала, то содрогнулась от ужаса. Она вовсе не желала мало спать и так же много работать, как её мама.
Начало обучения
Тем не менее родители всё-таки отдали Галину в балетную школу. И дело было не в желании продолжить семейные традиции. Просто у девочки имелась врождённая музыкальность, грациозность и мягкость движений.
В 1919 году Галина Уланова поступила в хореографическую школу. Первым преподавателем будущей артистки стала её мама. Гале едва исполнилось девять, и она была застенчивой и робкой девочкой, сильно скучающей по родному дому. Когда в класс входила Мария Фёдоровна, Галина бросалась к ней на шею и плакала. Юная Уланова ненавидела занятия и не хотела становиться балериной. Танцы не приносили ей никакой радости. А по балетной пантомиме девочка почти всегда получала единицу.
В первое время Галина Уланова занималась балетом только из чувства долга, привитого ей родителями с раннего детства. На самом деле девочка мечтала о другом. Когда её спрашивали, кем она хочет стать в будущем, маленькая Уланова отвечала: мальчиком-моряком. Отец часто брал её с собой погулять вокруг озера или в лес. Поэтому любовь к природе она унаследовала от Сергея Николаевича.
Первые успехи
Галина Уланова продолжила заниматься балетом, поражая окружающих собственным упорством в достижении целей. После окончания первого года обучения воспитанницы имели право выступать на сценах некоторых академических театров. К тому времени Галина ещё не полюбила балет, но уже понимала, что такое успех. В классе девочка была второй по результатам. Мария Фёдоровна занималась с дочерью на протяжении четырёх лет, и всё это время сомневалась в правильности совместного с мужем решения сделать Галю балериной. Но вскоре был поставлен выпускной спектакль училища – «Шопениана». В нём задействовали всех старшеклассниц. Среди танцующих Уланова-старшая выделила одну балерину, которая была особенно одухотворённой, выразительной и пластичной. Присмотревшись, она узнала в ней Галину. С этого момента Мария Фёдоровна больше не сомневалась в правильности жизненного пути своей дочери.
Переход в профессионалы
21 октября 1928 года – вот дата, когда дебютировала в качестве профессиональной артистки Галина Уланова. Фото девушки было на всех афишах балета «Спящая красавица». Ей досталась партия Флорины. Танцовщица сильно переживала перед выходом на сцену, ведь теперь огромная аудитория будет смотреть на неё не как на ученицу, а как на профессионала. Тем не менее всё прошло замечательно. Первые выступления принесли Улановой большой успех. Но это не вскружило голову девушке. Напротив, она с удвоенным усилием продолжила совершенствовать актёрское мастерство и технику. К концу тренировки полотенце балерины превращалось в мокрую тряпку. Галина отличалась повышенной самокритичностью. Она всегда была педантична и пунктуальна, ни разу не нарушила тренировочный режим.
«Лебединое озеро»
В 1929 году выступление танцовщицы в этом балете прошло с большим успехом. Но сама девушка вновь не получила чувства удовлетворённости от проделанной работы. Образ Одетты-Одиллии улучшался от спектакля к спектаклю благодаря неустанному и кропотливому труду самой Улановой. В этом танцовщице помогали не только регулярные упражнения. Галина много размышляла над образами, импровизировала и читала. Это уже были зачатки собственной системы Улановой, в основе которой лежало данное себе обещание сделать то-то и то-то. Сама балерина считает, что именно благодаря такому подходу ей удалось достичь успеха.
Поддержка наставника
Большую роль в становлении танцовщицы сыграл Фёдор Васильевич Лопухов, занимавший должность руководителя балетной труппы в Кировском театре. Первые несколько лет карьеры Уланова считала свои выступления неудачными – разочарования, досада, усталость и беспомощность были её постоянными спутниками. Действительно, плохих партий хватало, но Фёдор Васильевич продолжал верить в свою молодую ученицу. Он поручал Улановой наиболее сложные и разнообразные в техническом плане танцы.
Когда Лопухов встретился с Галей впервые, он увидел «бледненькую девочку с бесцветным лицом, которая не отличалась внешней красотой и темпераментом». Но потом наставник сумел почувствовать исходившую от балерины притягательную силу. Прелесть Галины как раз и заключалась в её замкнутости и стеснительности. Со временем девушка поняла, что для удачного воплощения на сцене того или иного образа нужно искренне в него вжиться. Причём не только внешне, но и внутренне. Уланова осознала это после очередной репетиции «Жизели». Переодевшись, она отправилась на автобусную остановку, чтобы уехать в Царское Село. Галина испытывала растерянность и отчаяние оттого, что никак не может понять репетируемую роль. Потом она села в подошедший транспорт и продолжила свои размышления в полном одиночестве. Внезапно на Уланову снизошло озарение. С этого момента череда её неудач закончилась.
«Жизель»
В творчестве балерины данный спектакль является совершенно особенным. В 1932 году Уланова впервые станцевала в нём главную партию, хотя изначально роль предназначалась не ей, а Елене Люком, которая не смогла выступить по причине болезни. Галина Уланова (рост балерины равен 165 сантиметрам) никогда не видела «Жизель» в исполнении таких легендарных танцовщиц, как Тамара Карсавина или Анна Павлова. Поэтому девушка создавала образ самостоятельно, опираясь на собственную интуицию. В Жизели Галины появились новые черты – необъятная духовная сила образа, его величие и удивительная целостность. Такого раньше не наблюдалось ни у одной солистки, исполнявшей данную партию. Уланова искренне полюбила спектакль «Жизель». С небольшими перерывами балерина танцевала его на протяжении всей карьеры.
«Ромео и Джульетта»
Вскоре постоянным партнёром девушки в Кировском театре стал Константин Сергеев. Он слышал много хорошего про Галину Уланову и был рад начать с ней работу. Коллеги по сцене и поклонники балета постоянно хвалили этот дуэт. Апогеем их совместного творчества стал спектакль «Ромео и Джульетта». Потом началась Великая Отечественная война, и пути Сергеева и Улановой разошлись. Но каждый из них оставил приятные воспоминания о партнёре. Потом напарниками Галины на сцене Большого театра были Юрий Жданов и Михаил Габович.
Образ Джульетты, как и многие типажи в творчестве балерины, рождался постепенно. Жизнь героини трагедии пересекалась с действительностью самой танцовщицы. В спектакле есть сцена, когда стоящая перед зеркалом Джульетта испытывает момент душевного сдвига и озарения. То же самое было и в жизни Улановой. В будущем она часто вспоминала этот эпизод, который произошёл с ней ещё во время школьной учёбы. Вместе с друзьями Галина поехала отдохнуть на дачу одной из сокурсниц. На следующее утро она отправилась на прогулку по тенистой аллее. Неожиданно девочка оказалась на открытом пространстве, залитом солнечным светом. Ошарашенная внезапной переменой Уланова закричала и побежала куда глаза глядят. Галя не отдавала себе отчёта в том, что происходит. Это удивительное и странное ощущение рождалось у неё снова и снова, уже во время самого спектакля. Как раз в той сцене, где Джульетта стояла перед зеркалом, с тревогой всматриваясь в своё неясное будущее.
С образом героини шекспировской трагедии у Галины связано много личного, пережитого в реальности. Перед началом работы над типажом Джульетты, Уланова перенесла довольно тяжёлую болезнь. На доктора, который спас её от смерти, девушка смотрела, словно на Господа, испытывая чувство беззаветной преданности и безграничного обожания. В спектакле те же эмоции появятся у Джульетты к Ромео.
«Бахчисарайский фонтан»
К тому времени, когда в Кировском театре осуществили постановку этого балета, Уланова уже обладала творческой индивидуальностью. И потому образ Марии создавался с учётом особенностей исполнительницы. Галина Уланова, биография которой известна всем любителям балета, наделила свою бесконечно печальную и трогательную героиню огромной внутренней силой. По ходу развития спектакля она становится всё более отчётливой за внешней безответностью и покорностью девушки. Образ Марии находился в постоянном развитии. Балерина никогда не прекращала над ним трудиться, добавляя выразительные средства и новые движения для максимально полного раскрытия внутреннего состояния собственной героини.
Образы
Развитие творчества Улановой напоминает систематическое движение от лиризма к трагизму. Со временем её Мария становится всё более непреклонной. Даже в нежный образ Джульетты танцовщица сумела вдохнуть страсть и волю. Она стала первой исполнительницей данной роли на подмостках Кировского театра. Пожалуй, образ Джульетты стал самым ярким и запоминающимся во всём творчестве танцовщицы.
Галина Уланова, биография которой является примером подражания для начинающих балерин, имеет весьма многообразный репертуар. Впечатлительная, доверчивая, юная Золушка – живой, настоящий человеческий портрет, образец беззаветного чувства; поэтичная Тао Хоа – героиня китайского народа, партия которой насыщена подлинным драматизмом; Параша – скромная, простая русская девушка, искренняя и преданная в своём чувстве. Джульетта, Корали, Мария – сложные психологические типажи, живые и одухотворённые характеры.
В творчестве балерины прослеживается определённая закономерность. Её наиболее удачные роли приходились на неблагополучные дни, когда девушка боролась с волнением или страхом, заставляла себя забыть текущие жизненные проблемы, а иногда даже превозмогала невыносимую физическую боль.
Окончание карьеры
Выпускным спектаклем Улановой была «Шопениана», которую она танцевала в Кировском театре. Этой же постановкой она и завершила свою 40-летнюю творческую карьеру. Можно сказать, что между двумя «Шопенианами» лежит целая эпоха в истории советского балета. В 1928 г. Галина вышла на сцену неуверенной, стеснительной и робкой девочкой. А в 1960 году появилась уже прославленной на весь мир танцовщицей. И всё же гениальная, великая Уланова, которую многие считали «первой балериной эпохи», до конца жизни оставалась самокритичной и скромной. Она была абсолютно лишена жеманности и кокетства.
После балета
В 1960 году Галина Уланова стала работать педагогом-репетитором. Самыми известными ее ученицами стали Нина Семизорова, Нина Тимофеева, Людмила Семеняка и Екатерина Максимова. Галина Сергеевна не старалась сделать из них вторую себя. Она поощряла индивидуальность и помогала своим ученицам в её раскрытии.
Галина Уланова: личная жизнь
Героиня данной статьи три раза была замужем. Все её супруги – знаменитые деятели искусства. В разные годы балерину связывали отношения с режиссёром Юрием Завадским, живописцем Вадимом Рындиным, а также актёром Иваном Берсеневым.
Любовных увлечений у Галины было много, а вот детей она так и не родила. Весьма примечательно, что кроме балета у неё тоже не было никаких пристрастий. Артистка любила ухаживать за животными и гулять. До конца жизни она находилась в отличной физической форме.
Заключение
Галина Уланова (биография, личная жизнь балерины описаны выше) никогда не была вялой или раздражительной. Ни один коллега не обвинял её в безответственности или небрежности. Жизнь Улановой – это напряжённый труд, а талант был лишь подспорьем в работе. Она умела покорить людей своей сердечностью, вниманием, добротой и открытостью. Галина Уланова стала легендой советской и российской сцены. Она единственная балерина, которой ещё при жизни поставили два памятника – в Петербурге и Стокгольме. Скончалась артистка в 1998 году. Могила балерины находится на Новодевичьем кладбище.
В 2004 году в Москве открылся музей Галины Улановой. Он расположен на Котельнической набережной, в высотном здании. Не все знают, что это квартира Галины Улановой, в которую она переехала в 1986 году. В экспозиции присутствуют произведения декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Среди них работы Артура Фонвизина, Марка Шагала, Александра Бенуа и других. В библиотеке находится около 2400 книг, некоторые с дарственными пометками. Помимо этого, в экспозиции присутствуют письма, афиши и фотографии, раскрывающие разные периоды жизни и творчества балерины.
Похожие статьи
- Галина Беляева: биография, фото и интересные факты
- Популярные сорта сирени для выращивания собственными силами
- Елена Санаева: фото, биография, подробности личной жизни, фильмография и лучшие роли актрисы
- Галина Коньшина: биография и личная жизнь актрисы театра и кино
- Бахчисарайский фонтан - уникальная достопримечательность и поэма
- Марина Семенова, советская балерина: биография, личная жизнь, творчество
- Музей Вадима Сидура в Москве