Класс бонус-малус: что это такое и как его рассчитать?
Как узнать класс бонус-малус, узнаем из данной статьи. В среде обязательного страхования автогражданской ответственности собственника транспортного средства (ОСАГО) в настоящее время - кризис. Если еще в середине 2000-х можно было легко застраховаться у любого агента, который даже мог приехать по звонку, то сейчас сам водитель или собственник должен найти страхового агента, у которого будут полисы. К тому же многие компании не берут на страхование отечественные автомобили.
Как решаются проблемы?
Эти проблемы Правительство РФ старается решить путем покупки введения электронного полиса. Процедура оформления этого полиса в настоящее время затруднительна. И для того, чтобы застраховаться физическому лицу по электронному полису, нужно знать или уметь определять свой класс бонус-малус. Что это такое? И здесь начинаются проблемы.
Многие имеют длительный безаварийный стаж езды, но при пролонгации полисов, как в своих компаниях, так и в компаниях-конкурентах, у большинства страхователей безаварийный стаж не засчитывается, также приходится заниматься очередь до зари, чтобы успеть оформить полис к концу рабочего дня.
Электронный полис ОСАГО
Все страховые компании только пролонгируют ОСАГО электронно. Пункт оформления нового полиса в системе не существует. Выход только один – это онлайн-полис. Здесь тоже существуют подводные камни. Для каждого физического лица открывается отдельный личный кабинет, для этого необходимо указать номер мобильного телефона и адрес электронной почты. Часто пароль не приходит на телефон или невозможно войти в систему. После нескольких попыток вход блокируется, нужно заводить в базу новый номер телефона и новый адрес электронной почты.
Что такое класс бонус-малус в ОСАГО, интересно многим.
Как проходит оплата?
Конечно, в большинстве случаев удается оформить полис. Нужно иметь только принтер под рукой, распечатывается полис на обычном белом листе А4. Но в базу данных РСА он будет внесен только в случае оплаты. Здесь также возможны проблемы, т. к. не всегда система может списать ваши деньги с карты. Полис действителен до конца дня в открытом состоянии. Если вы не успеваете его оплатить, надо повторять процедуру с начала.
Как планировали в Правительстве РФ, введение электронных полисов только облегчит жизнь страхователей, но на деле вышло совсем наоборот.
К концу 2017 года обращения за онлайн-полисами ОСАГО свелось к 5-10 % от общей массы выдаваемых полисов.
В любом случае еще до прихода в офис страховой компании вы можете самостоятельно рассчитать приблизительную стоимость своего полиса с КБМ=1.
Что это такое - класс бонус-малус?
Как рассчитать страховую премию по полису ОСАГО?
Зайдя на сайт в Интернете Российского союза автостраховщиков, выбираем надпись «Калькулятор ОСАГО», в нем должны быть следующие пункты:
- Регион собственника.
- Собственник ТС.
- Место проживания собственника по месту постоянной регистрации.
- Тип ТС.
- Мощность двигателя.
- Возраст и стаж вождения допущенных к управлению водителей.
- Время действия договора.
- Временной промежуток использования или эксплуатации ТС.
После правильного заполнения всех полей внизу строки появляется сумма к оплате. Она неточная, т. к. класс бонус-малус (что это такое, выясним ниже) на сайте РСА всегда применяется равным единице.
Класс и КБМ водителя на сайте РСА
«Бонус-малус» зависит от вашей аварийности. Почему именно такое название? Все просто. «Бонус» — 5 % дисконта на следующий год, если вы проездили год без дорожно-транспортных происшествий, в которых вы были виновником. Если же стали причиной аварии (двух, трех) - коэффициент увеличивается («малус»).
В таблице по КБМ всего 15 значений, начиная с M, далее от 0 до 13 включительно.
Если вы начинающий водитель и ваш возраст менее 23 лет, то при таких условиях действует максимальное значение КБМ - ноль, коэффициент при этом 2,3! Рекомендуют в таких случаях делать полис без ограничения круга лиц, допущенных к управлению ТС, т. к. цена получается или одинаковой, или незначительной в разнице.
Далее, проездив год без аварий, водителю присваивается 2 класс, КБМ=1,4. Третий год без аварий позволит получить 3 класс водителя, при нем КБМ=1.
Если соблюдать правила дорожного движения и ездить 15 лет без аварий, вам присваивается 13 класс водителя. Бонус при этом составляет 50 %. КБМ будет равен 0,5. Как определить класс бонус-малус, люди часто не понимают.
ДТП по вине страхователя
Допустим, вы являетесь дисциплинированным водителем, стаж составляет 8 лет, класс - 7. Значит, ваш личный КБМ=0,8.
Но случилось одно ДТП по вашей вине, страховщик в этом случае выплатил деньги за поврежденный автомобиль потерпевшему лицу. На следующий год для вас уже будет повышающий КБМ, вам присудят 4 класс водителя. При совершении 2 ДТП за год при тех же условиях у вас будет 2 класс. За три страховых случая и более по вине страхователя, автоматически человек переходит в класс М со штрафным КБМ.
Класс бонус-малус по базе РСА самый высокий – 2,45 у категории M. Проблемные водители именно так обозначаются страховщиками, за которых приходится производить страховые выплаты. Класс М — это штрафной индикатор.
Как выбраться из данного уровня?
Начинающим водителям сложно выбираться из штрафного уровня. Пока человек не умеет водить, он будет постоянной причиной различных дорожно-транспортных происшествий. Новичкам ездить стоит с очень большой осторожностью с маленькой скоростью, повесив на стекле заднего вида знак У.
КМБ при смене страховой компании
Многие переживают за свой класс и соответствующий показатель КМБ при переходе от одного страховщика к другому. В этом случае не стоит беспокоиться. При переходе в другую компанию ваша бывшая теперь компания должна по требованию предоставить вам в письменном виде показатель КМБ. Представители страховой компании могут вам и не предоставить эти сведения, сославшись на закрытость данной информации для того, чтобы вы не уходили из компании по причине низкой цены и задержек в выплатах. Не стоит отчаиваться, информацию можно получить у представителей РСА.
Страхование автогражданской ответственности при переходе в другую страховую компанию должно начинаться с показателя на конец периода страхования предыдущего года. Если ушли с 5 классом водителя, значит, полис вам выпишут именно с 5 классом.
Очень многие страховщики в своих страховых полисах в строке "дополнительные условия" или внизу в области страховой премии указывают ваш личный КБМ на конец страхового периода. Эта информация всем важна – как новому страховщику для расчета страховой премии без занесения полиса в базу, так и страхователю для самостоятельного расчета суммы.
Надо вспомнить все аварийные ситуации. Возможно, кто-то из пострадавших обратился позже, заметив при разборе автомобиля скрытые дефекты.
Как рассчитать класс бонус-малус правильно?
КБМ можно самостоятельно вычислить, учитывая стаж вождения и аварийную и безаварийную езду.
Закон об ОСАГО вступил в силу 1 июля 2003 года. Страхователи этого года, имея постоянную безаварийную езду, уже накопили на 50 % скидки, т.е. КБМ=0,5.
Нужно ли бумажное подтверждение КБМ?
В настоящее время совсем не нужно бумажное подтверждение КБМ, это уже на усмотрение страхователя. Достаточно будет и старого полиса для предварительного расчета страховой премии.
Не всегда, конечно, коэффициент бонус-малус имеет наши предполагаемые значения, очень часто в страховых компаниях не проверяют на убыточность в базе РСА, автоматически ставят 3 класс и КБМ, равный 1.
Таким образом, читатели получили ответ на вопрос "Что это такое - класс бонус-малус?".
Похожие статьи
- Водительские классы по ОСАГО: как получить и восстановить?
- "Армата" - танк нового поколения. Новый российский танк "Армата": технические характеристики
- Как проверить полис ОСАГО на подлинность по номеру автомобиля и фамилии владельца? Проверка полиса ОСАГО по базе РСА
- Как стать страховым агентом ОСАГО: требования к претенденту
- Классы автомобилей. Характеристики и особенности
- Оценка ущерба автомобиля после ДТП: сроки, правила и процедура
- Как узнать код бюджетной классификации? Что такое КБК?