Что такое физиологический очерк в литературе? Определение, примеры
В первой половине XIX века в литературе России и Европы происходили кардинальные изменения. Дух романтизма навсегда покидал умы и фантазии известных авторов, действительность оказалась сильнее желания оставаться в мире утопии и сказки. Писатели ставили перед собой новые задачи – не только развлечь читателя, но и показать ему проблемы общества и человеческих отношений. Физиологический очерк явился переходным явлением, здесь реализм проявился в слишком крайней степени, иногда даже пугающей, и в более поздних произведениях остался лишь в частичных проявлениях.
Определение физиологического очерка
Пик романтизма пришелся на конец XVIII – начало XIX века, когда в литературе преобладали такие течения, как романтизм, сентиментализм, идеи искусства ради искусства и возвеличивание романтического героя. Писатели эпохи романтизма старались противопоставить себя ужасающей действительность, пропагандировали победу добра над злом, возвращение человека к своим историческим истокам. Классическим примером романтического произведения в России можно назвать «Евгения Онегина» А. С. Пушкина и «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова.
Физиологический очерк – это в литературе своего рода революция, первые примеры подобных произведений вызвали негодование у критиков старой школы. В отличие от романтизма, где весь художественный мир был полностью придуман автором, реализм требовал от писателя передачи всех реалий мира без прикрас. Это касалось и повседневной жизни людей, и их настоящих чувств и мыслей. Здесь уже нет ищущего себя слабого героя, люди представлены такими, какие они есть - жестокие, злые и страдающие.
Предпосылки для появления
Реализм проявился не только в литературе, но и в изобразительном искусстве, музыке, театре, философии и политике. После беспощадной и жестокой Французской революции люди стали по-иному относиться к своим правам и желаниям. На первый план во всех сферах жизни выходит герой и низшей среды. Впервые физиологические очерки писали отнюдь не дворяне, люди из народа старались достучаться до мира и правительства с помощью слова. Они рисовали страшные картины реального мира, где насилуют и убивают детей и женщин, где царит равнодушие, нищета и разврат. Такой выражено натуралистический стиль не получил сильного распространения, но принципы изображения действительности такой, какой она есть, навсегда остался в литературе.
Определение, что такое физиологический очерк в литературе, невозможно дать без изучения предпосылок к появлению. В первых десятилетиях XIX века во французской прессе стали появляться небольшие заметки под выразительными названиями «Физиология Парижа», «Физиология буржуа» и т. д. Очерки содержали типичные представления о людях, проблемах классовых отношений и других социальных проблемах. Статьи содержали также картинки, зарисовки картин из жизни города или деревни.
Направление в Европе
Физиологический очерк – это кратко описанные бытовые явления, имеющее цель воспитать в народе нравственность и гуманизм. Во Франции это течение связывают с именем писателя и юриста Б. Саварена, который в первой половине XVIII века издал книги «Физиология вкуса», «Физиология женской красоты». Они были необыкновенно популярны в Европе и оказали большое влияние на русских авторов художественного слова. Вскоре физиологический очерк вышел за пределы литературных журналов и газет, и писатели стали выпускать отдельные издания.
Франция
Новое направление поддержали авторы мирового масштаба. В 1940-1942 годах вышло девятитомное издание «Французы в их собственном изображении». В состав сборника были включены произведения таких авторов, как О. Бальзак, Жорж Санд, Поль де Кок и А. Дюма-младший. Эти писатели старались передать бытовые признаки какого-либо класса, описать привычки и традиции простого народа. Причем за основу описания брались как широкие картины общественной жизни, так и конкретный уклад отдельной ячейки: привычки женщин полусвета, описание города, деревни и т. д.
Россия
Русские писатели многое взяли из традиций французской школы, примеры физиологического очерка стали необычайно популярными в стране и почти полностью импонировали представлениям о литературе представителей «натуральной школы».
В России реализм зарождался в начале XIX века в творчестве Пушкина, Гоголя, Тургенева, позже Достоевского, Герцена, Чернышевского. На примере «Евгения Онегина», «Героя нашего времени», «Рудина» видны переходные моменты литературной мысли, когда старый романтический герой с трудом и надрывом «взрослеет», становится объективно мыслящим.
Физиологический очерк стал сильным оружием в руках талантливых авторов. Детальная прорисовка человека, его быта позволяла глубже понять его психологию, характер, объяснить поступки и желания. Нельзя сказать, что произведения реалистического характера были абсолютной новинкой, прорисовкой деталей занимались еще К. Н. Батюшков и В. Ф. Одоевский в их рассказах. Но тогда еще не были сформулированы принципы и правила реализма Белинским и его сподвижниками, к тому же такие примеры были единичны.
Особенности стиля
Главное отличие от других жанров – наличие не выдуманной истории, а реально произошедшего случая или вообще отсутствие четкой фабулы. Сюжет физиологического очерка строится, как описание типологических характеристик социального объекта. Происходило описание жизни как бы в «разрезе», без прикрас и выдумок. Для России были популярны следующие темы:
- описание людей низших профессий: дворники, фабричные рабочие, крестьяне;
- характеристика социально-типологических групп людей: старики, модники, мошенники, проститутки, бывшие военные, нищие, дети и т. д.;
- описание отличительных черт определенной социальной среды: Петербург, дома для бездомных, места работы чиновников и т. д.
Подобные очерки оказались совершенно новым словом в литературе, некоторые писатели даже увлекались и переходили от физиологического описания к натуралистическим, с показыванием отталкивающих картин жестокости и насилия. Повествование почти всегда локализовано, происходит в одном доме, комнате, практически не наблюдается динамики.
Идеология
Физиологический очерк – в литературе это только одна из форм реализма. Первые примеры отличались чересчур доскональным изображением только действительности без углубленного понимания сути вещей. Получалось своего рода описание ради описания, без смысла и нравоучительности. Но эти первые художественные попытки, в большинстве случаев, принадлежат журналистам или писателям средней руки. Вскоре этот стиль взяли на вооружение знаменитые авторы и внесли в направление мысль и цель.
Реализм и физиологический очерк стали предпосылкой развития революционной мысли, затрагивали проблемы современности и поднимали серьезные социальные и политические вопросы. Литература стала своеобразным оружием интеллигенции для борьбы с тоталитарными режимами.
Примеры физиологического очерка
Развитию нового направления способствовал самый значимый критик XIX века В. Белинский. Именно он описал и объяснил, какой должен быть физиологический очерк и для чего служить. Основную цель жанра Белинский видел в исследовании определенного социального слоя населения. Критик понимал такой текст, как что-то среднее между романом и повестью, где изображаемые картины не должны быть связаны внешне, но иметь одну линию и внутреннюю связь.
Первым бытописателем Белинский называл Н. В. Гоголя, приемником великого автора в плане изображения реалий стал В. Сологуб. Его повести «Два студента», «Медведь», «Аптекарша» получили высокую оценку у критиков. Произведения строились на противоречии пустоты светской жизни знати и живой, наполненной чувствами и эмоциями жизни людей низшего слоя. Правда, излишняя сухость повествования отдает равнодушием и отрешенностью от всех этих проблем.
Большие надежды Белинский связывал с И. И. Панаевым. В молодом авторе критик видел большие задатки, его повести «Барыня» и «Онагр» действительно были примером точного, цепкого описания русского быта. Но Панаев так и не смог выйти за пределы писателей второго эшелона. В. Даль также известен далеко не всем, но его повесть «Денщик» вошла в сокровищницу русской литературы. Но писатель нашел свое призвание совершенно в другой среде, как известно, Даль стал основателем знаменитого словаря.
Описание Петербурга
Тема Северной столицы стала особенно популярной при написании физиологических очерков в русской литературе. Этот город стал олицетворением истории страны, ее устремлений и будущего. С одной стороны Петербург воспринимался как город, соединяющий Россию и Европу, с другой — стал образом противоречий в отечественном характере и культуре. Если у романтика Пушкина Петербург был настоящим величественным городом, примером достижений Петровской эпохи, то спустя 20-30 лет – это сосредоточение чиновничьей России, где царствовали единицы и прозябали от бесцельной жизни большинство людей.
Другой Петербург престал в повести Гоголя «Шинель». Здесь город - огромное чудище, проглотившее всех этих ничтожных людишек и мелко их переваривающих. Эту тенденцию подхватили другие авторы и вскоре свет увидели множество физиологических очерков на эту тему. Особенной популярностью пользовался сборник «Физиология Петербурга», в состав которого включили произведения Белинского, Некрасова, Григоровича и Даля. Эта книга стала своеобразным манифестом представителей «натуральной школы», здесь были воплощены все художественные приемы физиологического описания.
Описание крестьян и рабочих
Интерес к людям низших классов стал проявляться в литературе в первой половине XIX века. Если в предыдущие столетия главными героями произведений становились представители дворян, бояр или людей среднего класса, то крестьяне, крепостные, слуги играли второстепенную роль, и зачастую их жизнь не показывалась или показывалась лишь вскользь. Критический взгляд на людей, лишенных прав и влачащих нищую жизнь, возник лишь с приходом реализма и физиологического очерка. Что это стало понятно после выхода в свет таких произведений, как «Записки охотника» Тургенева, Даля «Русский мужик» и «Петербургский дворик», труды Григоровича, Панаева, Гребенки.
Рассказы из серии «Записки охотника» сегодня уже не считаются просто физиологическим очерком, в произведениях много других мотивов. Но в то время все были шокированы смелостью молодого Тургенева, который описал скрытые ужасы жизни крепостных.
Представители физиологического очерка
Достижения реализма и физиологического очерка в дальнейшем использовали все русские писатели, которые творили в рамках «натуральной школы». В знаменитых романах Достоевского, Гончарова и особенно Салтыкова-Щедрина можно встретить приемы реалистического изображения людей, природы или событий.
Достоевский, как и все молодые писатели, начинал с романтических произведений, но постепенно реализм и правда жизни победили. Одно из первых его реалистических произведений «Бедные люди» полно боли и безысходности «маленьких» людей, которые вынуждены жить не по своим желаниям, а по приказу сильных мира сего.
Полем боя представителей реалистического течения стал журнал «Современник». Здесь печатались Некрасов, Достоевский, Гончаров, Чернышевский, Герцен и другие авторы.
Физиологический очерк сегодня
Физиологический очерк в традиционном определении, как бытовое описание разных сторон общества, уже не существует. Сегодня стили в чистом виде практически не встречаются, в одном тексте могут быть сразу несколько направлений, рождая оригинальные произведения.
Как и раньше, жизнь нуждается в особом описании, интерес к деталям позволяет лучше понять происходящее, проникнуть в суть вещей и понять то, что не видно за ежедневной рутиной.
Похожие статьи
- Как написать очерк: пример
- Что такое критический реализм? Черты реализма. Критический реализм 19 века
- Что такое рассказ? Жанровое своеобразие рассказа
- Реализм в литературе. Характерные черты и представители направления
- Владимир Одоевский: произведения, особенности и отзывы
- Общая характеристика русской литературы 19 века: описание, особенности и интересные факты
- Что такое романтизм? Эпоха романтизма. Представители романтизма