Артист балета Фокин Михаил Михайлович — биография, деятельность и интересные факты

0
0

Невероятно страстная любовь к танцу и скептическое отношение к профессии танцовщика. Первое Михаил Фокин унаследовал от своей матери, бывшей большой поклонницей театра, второе же – от отца, настроенного против балетной карьеры сына. Вряд ли Фокин-старший мог предположить, что его любимый мальчик станет не просто танцовщиком, а значимой фигурой в мировом искусстве, балетным революционером. Обо всем по порядку.

Михаил Фокин

Биография Михаила Фокина

Михаил родился в Санкт-Петербурге в апреле 1880 года. Отец его был купцом, а мать в свое время мечтала о сцене, однако ее карьера в театре не сложилась, всю свою страсть к этому искусству Екатерина Андреевна передала своим детям. Помимо младшего Михаила в семье было еще четверо детей, но мальчик заметно выделялся среди них. Он был весьма миловиден и грациозен, а потому друзья семьи советовали родителям отдать маленького Мишу в Императорскую балетную школу. Разумеется, мать Михаила Фокина – частая гостья храма Мельпомены – восприняла эту идею с воодушевлением. Она представляла, что все время учебы ее сын находился бы на полном пансионе, а затем его ждала головокружительная карьера и пенсия. Однако супруг ее был категорически против, он даже представить не мог, что его «Мимочка» станет попрыгунчиком.

Позднее в своей книге «Против течения» Михаил Фокин вспоминал, что его отца раздражала мысль о том, что его любимый сын будет прыгать, вертеться на одной ноге, да еще и брать за талии танцовщиц, подбрасывать их в воздух.

Михаил Фокин в балете «Голубая птица»

Балет и тайна

Здоровье стало подводить Фокина старшего. Он быстро стал терять зрение. Прежде веселый, активный и весьма деятельный мужчина был вынужден переложить все дела и заботы на плечи своей семьи. Однако о карьере младшего сына в балете он по-прежнему не мог даже слышать. Танцы отец Михаила Фокина считал «глупым делом», говорил, что его сыну следует выбрать для себя более достойное занятие.

Екатерине Андреевне пришло в голову отвести Мишу на экзамены в балетную школу тайком. Стоит сказать, что экзамены эти грациозный мальчик выдержал просто блестяще! После этого был долгий разговор с отцом, который в итоге сдался и позволил сыну танцевать.

Годы учебы

Здание балетной школы, где обучался Фокин, тянулось по всей длине Театральной улицы. Время, проведенное здесь, Михаил Михайлович всегда вспоминал с особым теплом. Хотя перед поступлением он слышал немало жутких историй о том, что старшие ученики издевались над маленькими воспитанниками, а вновь принятых и вовсе – вывешивали на полотенцах в окна! Ходили слухи о том, что новые ученики были в подчинении у тех, кто учился не первый год. Страхи оказались напрасными – ничего подобного в стенах балетной школы не происходило. Кстати, сам Михаил оказался мастером на разные затеи и проказы, но учителя отзывались о нем самым лучшим образом.

Фокин попал в класс представителя весьма известной балетной династии – Николая Легата. А его учителями были выдающиеся танцовщики того времени – Платон Карсавин и Павел Гердт.

Стоит отметить, что это балетное училище культурной столицы особое внимание уделяло технике исполнения. Поэтому ученики часами скрупулезно отрабатывали каждое движение. В этой среде и прошло становление артиста балета Михаила Фокина. Он сумел проникнуться духом классической балетной школы, видел изнутри все ее недостатки и достоинства.

Михаил Фокин в балете «Камарго»

Работа в труппе

Стоит сказать, что на большую сцену танцовщик вышел еще в школьные годы. Сразу после окончания школы Михаил вступил в труппу. Здесь его мечты и надежды столкнулись с суровой действительностью. Несмотря на безупречно отработанную технику, время, уделяемое работе, артисту не удалось перенести свои танцы из классов на сцену. Дело в том, что Михаил Михайлович нуждался в связях и покровительстве. Позднее он напишет:

Тогда я считал это не только несправедливостью, но и большим несчастьем, и очень огорчался. Впоследствии я понял, что ошибался, что отсутствие каких-либо покровителей в течение всей моей деятельности оказало мне самую большую услугу. Зная, что ни на кого, кроме как на самого себя, я не могу рассчитывать, я напрягал все свои силы и способности. Я пришел к убеждению, что фаворитизм приносит самый большой вред в искусстве именно фаворитам. Все от них принимается с восторгом и заранее превозносится. Поэтому они часто не дают того, что могли бы дать при нормальных условиях.

Артист балета был задействован в самых разных постановках: он был солистом в «Спящей красавице», «Корсаре», «Пробуждении Флоры». Но танец не давал Михаилу ощущения полноты жизни. Фокин мечтал быть постановщиком. Он наблюдал за работой Иванова и Петипа, при этом у него появился свой взгляд на классический балет – Михаил размышлял над тем, как танец можно модернизировать.

Итогом стали мысли о смене сферы деятельности. Фокин думал, что уйдет из балета и займется живописью. К счастью для всех поклонников балета, этого не случилось – в 1902 году Михаилу предложили поработать учителем в женском балетном классе. Разумеется, это предложение помогло молодому человеку оставить мечты о новом занятии.

Артист балета Михаил Фокин

Энтузиазм и эксперименты

Первое время дирекция театров не позволяла Фокину раскрыть свой потенциал. Дебютом балетмейстера Михаила Фокина можно назвать постановку 1905 года «Ацис и Галатея». За ней последовал школьный спектакль «Сон в летнюю ночь». Этот спектакль, кстати, критики «Мира искусства» встретили с одобрением. Однако первые заметные работы появились в 1907-1908 годах. Михаил Михайлович поставил «Шопениану», «Египетские ночи», «Умирающего лебедя».

Современники Фокина вспоминали – этот хореограф весьма враждебно относился к балетным традициям и канонам, а потому он не находил поддержки у большей части труппы. Вокруг Михаила объединилась лишь незначительная часть, состоящая в основном из молодежи. Правда и молодых танцовщиков шокировала нетерпимость балетмейстера, но нельзя было не плениться его энтузиазмом и пылкостью. Хореографы современные утверждают, что именно Михаил Фокин дал большую свободу мужскому танцу, значительно раскрепостил его.

Кроме того, Фокин ушел от рутинного построения номеров в балетных постановках, от привычного костюма. Отказался он и от стереотипной жестикуляции. Первым Михаил Михайлович попробовал создавать постановки на небалетную музыку. К тому же техника для этого выдающегося хореографа была не целью, а только средством выражения творческой идеи.

Михаил Фокин в балете

Балерина Тамара Карсавина в своих мемуарах писала о невероятной эмоциональности балетмейстера:

Мы, его последователи, были преданы ему из-за его искренней увлеченности своим делом и требовательности к окружающим, хотя он был чрезмерно раздражительным и порой терял над собой контроль. Сначала это нас выводило из равновесия, но со временем мы привыкли к тому, как он швырял стулья, уходил посредине репетиции или вдруг разражался страстными речами. Во время сценических репетиций он усаживался в партере, чтобы оценить эффект своей постановки. Его голос, охрипший от крика, обрушивался на нас словно пулеметная очередь через головы оркестрантов: "Отвратительное исполнение. Небрежно, неряшливо. Я не допущу такого наплевательского отношения!"

«Русские сезоны» Фокина

Крутым поворотом в жизни хореографа стало знакомство с Сергеем Дягилевым. Этот антрепренер в 1909 году предложил Михаилу Михайловичу создавать постановки для гастролей в столице Франции. На протяжении целых трех лет Фокин был единственным хореографом «Русских сезонов».

Балетмейстерская деятельность Михаила Фокина в Париже оказалась крайне успешной. Зрители рукоплескали спектаклям «Карнавал», «Жизель», «Жар-птица», «Синий бог», «Шахерезада», «Призрак розы». Вершиной творчества того периода стала постановка «Петрушка» на музыку русского композитора Игоря Стравинского. Это был настоящий триумф! Спектакли, ранее поставленные Фокиным на сцене Мариинского театра, принесли популярность не только ему, но и Вацлаву Нижинскому, Тамаре Карсавиной, Анне Павловой.

Портрет Михаила Фокина

Разрыв

Отношения между Дягилевым и Фокиным со временем становились все более напряженными. Для Михаила Михайловича стало настоящим ударом известие о том, что Вацлаву Нижинскому втайне была доверена постановка балета «Послеполуденный отдых фавна». Еще одной причиной стала чрезмерная импульсивность балетмейстера. Именно из-за нее Дягилев отомстил Фокину: во время спектакля «Дафнис и Хлоя» Сергей Павлович велел поднять занавес на полчаса раньше. То есть, зрители заняли свои места только к середине спектакля.

Разрыв был неизбежен. Конечно, спустя два года Михаил вернулся в «Русские сезоны», но сезон 1914 года стал последним в его сотрудничестве с Дягилевым.

Жизнь и творчество после революции

После Октябрьской революции Фокин понял, что он больше не может работать в Мариинском театре. А потому в 1918 году, когда хореографу было уже 38 лет, он уехал на гастроли в Стокгольм. После этого Михаил Фокин ни разу не появился в России.

Хореограф Михаил Фокин

Почти сразу балетмейстера пригласили в США. В Нью-Йорке в 1921 году Михаил открыл первую в стране балетную школу. Тогда балет здесь только зарождался, поэтому спектакли Фокин ставил для любителей. В это же время в Фокине нуждались в России: на родине балетного революционера надеялись, что он возглавит Мариинку. Впрочем, американским хореографом он так и не стал. Реформатор балета Михаил Фокин до самой смерти жил своими прежними идеями, в то время как все, происходящее вокруг, было ему чуждо. Умер балетмейстер в августе 1942 года, ему было 62 года.