Что такое авторитет: определение, значение
Данная статья затронет такую «трепетную» сегодня тему, как авторитет. Что такое этот самый статус в обществе? Какое значение он имеет в нашей жизни? Для начала дадим ему определение. Авторитет является особой социальной значимостью, которую получают индивиды, общественные институты, социальные группы, организации в силу имеющихся у них определенных качеств или функций. Все это происходит опционально.
Вступление
Понятие авторитета может рассматриваться еще в контексте значимых предметов и абстрактных сущностей (например, тексты, учения, идеи, системы взглядов и прочее).
Независимо от своей природы, тот, кто обладает авторитетом, владеет присущим ему набором свойств, функций и качеств, получивших широкое общественное признание и не нуждающихся в постоянном подтверждении и доказательстве.
Что такое авторитет? Виды авторитета
Традиционно выделяют две формы авторитета:
- формальный (обуславливается административным положением субъекта или институциональным статусом);
- неформальный (обуславливается личными качествами субъекта).
Также различают авторитеты в различных сферах, отсюда появляются такие понятия, как духовный, нравственный, политический, религиозный, научный и т. д. авторитет.
Все эти разновидности могут обладать как рациональной, так и иррациональной природой и воплощаться в особых социальных феноменах (общественное лидерство, духовное лидерство, государственное управление, капитал, предпринимательство и прочие).
Значение слова авторитет
Есть несколько вариаций относительно появления этого слова. Впервые, если верить истории, еще в Древнем Риме значение авторитета выражалось во власти Сената, что выделяло его среди прочих органов государственного управления.
Феномен авторитета и выражается в том, что обладающий им способен воздействовать на мышление или поступки других людей без какого-либо непосредственного принуждения к таким изменениям. Таким образом, это значит, что авторитет превращает своего носителя в объект, который может влиять на общество или осуществлять в своем лице власть.
Так сложилось исторически: человек, ограниченный в силу обстоятельств способностью самостоятельно решать проблемы крупного масштаба, привыкает полагаться на мнение вышестоящего человека, которому доверяет или симпатизирует. Порой сложность действительности толкает людей принимать все на веру, потому что самим разбираться в причинно-следственных связях может не хватать времени или сил. Однако на веру принимаются лишь те требования и притязания носителя авторитета, которые могут быть им четко и структурированно обоснованы.
Они могут не иметь под собой хорошей базы, но, к примеру, хорошая подготовка оратора к своему выступлению – уже залог победы, ведь порой важен не сам факт, а умение «вкусно» его преподнести общественности.
Этика и философия
Что такое авторитет с этико-философской точки зрения?
Это, в первую очередь, категория, которая фиксирует социальную связь и взаимодействие определенного типа – видоизменяющуюся форму общественного влияния и проявления власти через подчинение и принуждение индивидов во всех сферах их деятельности: чувствах, мыслях, поступках в согласии с установленными установками и нормами.
Исторически сложившиеся формы
По историческому признаку выделяют три основные формы данного понятия:
- авторитет силы, власти (архаическое общество);
- авторитет веры и религии (традиционное общество);
- авторитет рациональности и здравого смысла (индустриальное общество).
Развитие форм и установок авторитета в общем и целом тесно связаны с исторически обусловленными установками общественного сознания. В древние времена доминирующую позицию занимал моральный авторитет. В Средневековье эту доминанту сменили установки верующего разума, наивысшая задача которого выражалась в причащении к Божественной истине.
В религии
Лежащий в основе христианского мировоззрения принцип креационизма предполагал автора всего Бытия, так называемого Всемогущего Бога, который возвестил миру о созданном им мире через Священное писание, или Библию, служившую тем самым письменным авторитетом тех времен. Догмы и библейские тексты не подвергались сомнению и считались истиной в последней инстанции, поэтому, сославшись на Библию, человек мог буквально заверить свои действия. Также авторитетами считались святые и наделенные самим Богом органы власти. Именно их высказывания, нравоучения и пример вменялись обществу для подражания и восхищения.
Этот авторитет, что в Средние века, что в наше время имеет место, поэтому можно сказать, что он изначально направлен создание определенного строя мыслей, который ориентирован на поиск истины, правильность, святость и, следственно, авторитетность.
Помимо этого, опора на авторитет все же не была следствием слепой веры в церковные предписания или иные догматы. Наоборот, этот авторитет, как считалось, должен был привести искания людей к разумному ответу. Истина-то была дана и возвещена, значит, христианский ум, по словам святого Августина, просто «льнул» к ней через таинство причащения.
Вера отнюдь не была глупа, она считалась само собой разумеющейся, разумной и авторитетной. Средневековые интеллектуалы использовали авторитеты в качестве проверки собственного разума на правильность и целесообразность собственных суждений, построений и умозаключений, которые могли, кроме того, критиковать и оспаривать сами авторитеты, что ни в коей мере не умаляло значимости идеи авторитета, произрастающей в традиционном мировоззрении.
Эволюция значения
Начиная с 13-го века истина была разделена на истину веры и истину разума. Этот момент становится переломным в истории религии: вера больше не может претендовать на звание разумной, а сам разум уклоняется от общепринятых догм.
С наступлением Нового времени, философия, начиная с Гоббса, отрицает духовно-религиозный авторитет и подчеркивает значимость нравственного авторитета, который основывается на рациональном знании. Английское и французское Просвещение вполне убедительно обосновывает авторитет разумного права. Такой авторитет, что базируется на идее свободы индивидуальности, попрал впоследствии нравственные авторитет в угоду автономии воли.
Философские "дебаты"
Иммануил Кант сделал существенный вклад в переоценку мышления, благодаря ему был осуществлен переход от мышления в категории блага к мышлению в категории ценностей, являющихся результатом человеческой деятельности — волеизъявления и целеполагания.
И. Г. Фихте полагал, что подчинение авторитету есть дело неблагодарное и «бессовестное», как он сам выразился. Фридрих Ницше относил это явление к рабскому мировоззрению. В русской историософии была выделена роль личного момента в создании духовного авторитета. По мнению В. С. Соловьева, внешний авторитет является необходимым как преходящий момент, однако его нельзя увековечивать, то есть признавать его окончательную и конечную форму. Н. А. Бердяев вообще сделал четкое разграничение, указав на противоположность значений социального авторитета и авторитета совести. И. А. Ильин в рассуждении о духовном авторитете, ассоциировал его с авторитетом власти, который предполагает религиозное доверие народа, независимость от зарубежных веяний, волевой характер. Постклассическая философия 20-го века включает в себя автономистскую (любой авторитет отрицается, утверждается принцип абсолютной свободы индивида) и авторитаристскую (выделяются приоритеты носителей авторитета) тенденции.
Авторитет сегодня
Современная политическая философия рассматривает это понятие как необходимое условие всякой власти и ее могущества.
Формальная типология власти М. Вебера отражает возможность появления авторитета:
- на рациональных установках — системы правил, которые касаются способов приобретения власти и границ ее применения;
- на харизме — личные качества лидера, вождя, правителя, (убежденности, мудрости, отваге и так далее);
- на традициях, то есть установленный порядок считается сакральным и не подлежащим оспариванию и изменениям.
Похожие статьи
- Престиж - это опасное заблуждение или жизненная необходимость?
- Что такое воровской закон? Законы преступного мира
- Что такое ОПГ и ОПС. Преступные группировки в России
- Самый первый автомобиль в мире
- Восстание Степана Разина. Причины начала и поражения
- Сазан – рыба-деликатес
- Всегда современная стрижка бокс