Военно-спортивная игра "Зарница": правила, эмблема, сценарии
Военно-спортивная игра "Зарница" не только дает детям море эмоций, но и позволяет привить школьникам навыки гражданской обороны, быструю реакцию в нестандартных ситуациях, умение оказывать первую медицинскую помощь. Также игра призвана укрепить традицию патриотического воспитания детей. В рамках данной публикации расскажем о правилах игры "Зарница", требованиях, а также предложим интересный сценарий проведения мероприятия.
Что это такое?
"Зарница" - это спортивная игра, построенная на основе военной подготовки. Целью игры "Зарница" является патриотическое воспитание школьников.
Задачи мероприятия:
- формирование у школьников быстрой реакции при нахождении в нестандартной для них ситуации;
- умение в экстренной ситуации оказывать первую помощь пострадавшим;
- укрепление спортивной подготовки детей.
Подготовка к игре
Для проведения мероприятия необходимо подготовиться заранее. Нужно создать две команды, которые будут противниками. В каждой из команд принципом голосования необходимо выбрать командира.
Эмблема игры "Зарница" выбирается участниками, она должна быть в каждой команде. Например, на листе бумаги можно нарисовать для одной команды танк, а для другой - самолет и прикрепить такие рисунки на форму каждого игрока. Эмблема нужна для того, чтобы дети не путались и с легкостью определяли "своих" и "врагов". Желательно сделать эмблемы яркими, для каждой команды разного цвета, чтобы она видна была издалека.
Заведомо необходимо подготовить и форму. Если игра "Зарница" проводится в летнее время, то даже при жаре не допускаются тапочки и сланцы на ногах участников. Обувь должна быть закрытой и удобной - кроссовки, ботинки. Также нельзя играть в шортах, должен быть спортивный костюм. Проще всего в этом плане учащимся в кадетских классах, у них имеется форменный камуфляж, который является самой удобной и подходящей одеждой для мероприятия данного типа.
Одежда должна быть закрытой для того, чтобы уберечь кожу детей от травм, возможных при продвижении через кусты, овраги и так далее. Также одежда защищает от укусов насекомых.
Если игра проводится в зимнее время, то дети должны быть одеты тепло, но легко и удобно: никаких тулупов, ватников и валенок! Только легкий болоньевый костюм (зимний), зимние кроссовки или удобные ботинки (с хорошей, устойчивой подошвой). Дети не должны пропотеть, ведь после игры они могут простыть!
Непосредственно перед игрой организаторы должны детально объяснить правила игры "Зарница".
Правила игры
У игроков не должно быть никаких колющих и режущих предметов! Не допускается применение палок при захвате "вражеского" лагеря и взятии в плен игрока другой команды.
Для того чтобы дети чувствовали себя, как на войне, нужно выдать им оружие (деревянные или пластиковые автоматы). Ребята должны учиться сохранять оружие в любой ситуации.
В игре "Зарница" не бывает "убитых", допускаются только "раненые" и "пленные". Раненый может вернуться в игру после оказания ему медицинской помощи и только через 30 минут после "получения ранения".
"Пленные" в свою команду вернуться не могут, если в течение часа не смогли совершить побег. Если через час "пленный" так и сидит на территории "врага", то автоматически становится участником их команды.
Выбор сценария игры
И летом, и зимой сценарий игры "Зарница" должен быть таким, чтобы дети получили от мероприятия максимальное количество навыков и знаний. Игра призвана научить ориентироваться на любой местности, командной работе, наблюдательности, маскировке. В сценариях должны присутствовать такие моменты:
- "Поиск" (карты, флага, кода и так далее);
- "Нападение на лагерь противника";
- "Оборона лагеря от противника";
- "Наступление и прорыв";
- "Разведка";
- "Меткий стрелок";
- "Газы!";
- "Оказание первой медицинской помощи";
- "Побег из плена";
- "Организация спасения";
- "Маскировка";
- "Общение паролями, жестами";
- "Построение";
- "Строевая подготовка";
- "Отдача приказов и их выполнение";
- "Взятие в плен";
- "Саперы";
- "Метание гранаты";
- "Строевая песня";
- "Ориентирование на местности";
- "Марш-бросок";
- "Бесшумное передвижение";
- "Снятие часового";
- "Размещение своего флага в лагере противника".
Проводить игру "Зарница" в лагере (детском оздоровительном) перспективнее всего. Территория таких лагерей обширная, имеется лесная местность, поляны. Детям местность незнакома, поэтому на ней лучше всего обучаться навыкам ориентирования и поиска.
Игра "Зарница" в школе тоже довольно неплохая идея. Детей можно научить выбираться из закрытого пространства, искать безопасные пути отступления в многоэтажном большом здании.
Далее предлагаем рассмотреть интересный сценарий проведения игры, который поможет привить максимальное количество навыков.
Первый этап - построение
Командиры команд должны построить участников, вывести на главную площадь строевым шагом и опять построить.
Организаторы произносят слова приветствия и приглашают команды к участию.
Каждая команда представляет свой девиз, эмблему.
Второй этап - "Поиск карты"
Каждая команда предоставляет по 3 разведчика. Задача игроков за определенное время по азимуту найти спрятанные пакеты, в которых хранится бумага с шифром. Шифр можно представить в виде цифр, каждая из которых будет означать букву (1 - А, 2 - Б, 33 - Я и так далее).
Балл начисляется той команде, которая быстрее разгадала шифр.
Третий этап - "Марш-бросок"
Необходимо заранее проложить маршруты для каждой из команд - от главной площади по местности и обратно. Здесь потребуются ловкость, скорость и упорство участников. Предлагается по маршруту преодолевать следующие препятствия:
- Переправа по бревну через ров.
- Переправа по кочкам болота (болото можно создать - просто на поляне расположить листы бумаги - это будут кочки, игроки должны передвигаться только по этим кочкам, кто наступит мимо - "ранен" и возвращается в игру через 30 минут).
- "Паутина" - все участники по-пластунски должны преодолеть некое расстояние. Для усложнения задачи натягиваются веревки, которые нельзя задевать головой и другими частями тела.
- Бег 100 метров с грузом (наполненные рюкзаки).
- Установка лагеря на месте прибытия - на главной площади. Предложите игрокам разбить палатку - это будет штаб команды.
Начисление балла той команде, которая не только быстрее справилась, но и у которой меньше "раненых" и нарушений правил.
Четвертый этап - "Снайперы", или "Меткий стрелок"
Командам предлагается посоревноваться в меткости. Для этого этапа необходимы пневматические винтовки, из которых игроки будут по очереди стрелять по мишеням. Расстояние от 8 до 10 метров до цели.
Балл начисляется за каждое попадание.
Пятый этап - "Поднеси патроны"
Команда делится на группы по 2 человека, группы распределяются от старта до финиша - это будет линия фронта.
Деревянный ящик нужно наполнить предметами (например, камнями), вес груза должен составить 8 кг.
Группа из 2 человек должна донести "патроны" гуськом до следующей группы, вторая группа до следующей, и так до финиша.
Победит команда, которая быстрее справится с задачей. За нарушение правил снимаются баллы.
Шестой этап - "Установка флага в лагере противника"
Здесь отрабатывается прорыв, наступление, защита лагеря, взятие пленного. Команда должна проникнуть на территорию противника и установить там свой флаг. Засекается время. Сначала нападает одна команда на другую, потом наоборот. Задачи - прорваться в лагерь, захватить пленного, установить флаг, потерять минимум людей. Участники должны прикрывать друг друга, защищать. Ранение - прикосновение "врага" дважды.
"Раненого" с поля боя уносят на носилках, перевязывают бинтами "место ранения". В каждой из команд должно быть два санитара.
Балл начисляется команде, которая быстрее установила флаг. Отдельные баллы начисляются за "пленного", снимается бал за "раненого".
На протяжении последующей игры пленный должен попытаться совершить побег.
Седьмой этап - "Метание гранаты"
Нужно установить цель, в которую участники будут метать учебные гранаты. Балл начисляется за каждое попадание.
Далее проводится метание гранаты на дальность. Балл команде, игрок которой закинул гранату дальше всех.
Восьмой этап - "Химическая атака"
Всем участникам выдаются противогазы. Игроки выстраиваются в шеренгу, через 15 метров нужно установить по флагу.
По команде "Газы!" участники игры "Зарница" надевают противогазы. Далее первый участник бежит до флага, обегает его, возвращается в строй, бежит следующий участник, и так вся команда. Побеждает команда, участники которой быстрее закончили.
Девятый этап - "Оказание первой медицинской помощи"
На данном этапе игры "Зарница" отрабатываются такие навыки: перевязка руки, головы, ноги, наложение жгута для остановки кровотечения и так далее. Побеждает команда, которая допустила минимум ошибок.
Десятый этап - "Строевая песня"
Каждая команда должна исполнить подготовленную песню на военную тему. Оценивается качество исполнения, постановка.
Последний этап военно-спортивной игры "Зарница" - построение всех участников для подведения итогов и награждения.
Похожие статьи
- Кто помнит, что зарница — это...
- Лучшие военные игры на компьютере для взрослых и детей
- Детский оздоровительный лагерь "Зарница" в Ленинградской области: адрес, отзывы
- Игры на корпоратив веселые и смешные
- Вечеринка в стиле СССР: сценарий, конкурсы. Идеи для тематической вечеринки в стиле СССР
- Интеллектуальные вопросы с ответами. Вопросы для интеллектуальной игры
- Конкурсы для детей 10 лет. Детские конкурсы и игры