Соломонов Юрий Семенович, генеральный конструктор Московского института теплотехники: биография, награды
Юрий Семенович Соломонов — это генеральный конструктор МИТа, создатель российского ядерного щита и изобретатель, который работал в соавторстве с Юрием Лужковым — мэром Москвы. В юные годы будущий конструктор пошел по стопам старшего брата, который работал в том же институте, но Юрию Семеновичу удалось стать более успешным. Даже провал с запуском «Булавы» и убыточный проект монорельсовой дороги минимально сказались на карьере Соломонова.
Краткая биография Соломонова Юрия Семеновича
Генеральный конструктор МИТа родился третьего ноября 1945 года в городе Москве, столице Советского Союза, в семье представителей интеллигенции.
Его отец, Соломонов Семен Матвеевич, окончил Московский полиграфический институт в конце тридцатых годов. Был участником Второй мировой войны. Командовал взводом саперов, но спустя два года военных действий был тяжело ранен. После нескольких операций был демобилизован в 1945 году. С окончания войны и до самой пенсии был ответственным по линии полиграфического обеспечения в Министерстве обороны СССР.
Мать Юрия Соломонова была родом из Тульской губернии, переехала в Москву. Окончила медицинский институт, затем была принята на работу в больницу им. Н. В. Склифосовского, в 1938 году вышла замуж. Еще до войны в их семье родились сын Лев (1939 года рождения) и дочь Татьяна (1940 года). После рождения Юрия его мать была домохозяйкой и воспитывала детей.
Будущий ракетостроитель обладал неплохим музыкальным слухом, а в зрелом возрасте даже занялся стихосложением. В значительной мере на выбор жизненного пути повлияли его брат и сестра. В 1963 г. Юрий окончил школу № 274, в которой учились его родной брат Лев (окончил с серебряной медалью в 1956 году) и сестра Татьяна (завершила обучение с золотой медалью в 1957 году). В 1969 году, завершив обучение в Московском авиационном институте, служил офицером в армии СССР. После окончания службы был принят в Институт теплотехники, куда после обучения в МАИ был трудоустроен его старший брат Лев. Последний на тот момент проработал там уже 10 лет и стал заместителем ген. конструктора.
Работа инженером
На начальном этапе Ю. Соломонову с овладением методики проектных планов помог заместитель начальника отдела, Юрий Михайлович Николаев. Спустя год, в 1972 году, молодой работник уже назначен главным по разработке научно-исследовательской темы «Эльбрус», что поспособствовало его дальнейшему профессиональному развитию в области ракетостроения.
Овладев множеством полезной информации, относящейся к физике плазмы, взаимодействию электромагнитного излучения с плазменными образованиями, электродинамике, Юрий понял то, как важна сплоченность коллектива и общая работа специалистов таких отраслей, как динамика, аэродинамика, баллистика и других.
В том же году ему было доверено возглавить модернизацию «Темп-С» с начальных чертежей и до готового образца. Этот проект был успешно завершен, а в 1976 году Юрия повысили в должности. Он стал руководителем отдела боевого оснащения. Юрию Соломонову доверили очень ответственную роль в ракетостроении.
В его обязанности входило выполнение работ, связанных с созданием и разработкой ядерных боевых блоков. Полученные в первые годы работы в МИТе и институте знания поспособствовали его быстрому погружению в деятельность.
Основные проекты МИТа
Более шестидесяти видов ракетной и другой техники было разработано в МИТе со дня его создания. Все разработки предназначались для ракетных войск стратегического назначения:
- «Пионер»;
- «Тополь»;
- «Темп-2С»;
- «Тополь-М»;
- «Ярс».
Для сухопутных войск: тактический ракетный комплекс (ТРК) «2К1 Марс» и «2К4 Филин», а также семейство ТРК «Луна».
Главными направлениями деятельности Московского института теплотехники являются:
- ракеты-носители легкого класса;
- межконтинентальная баллистическая ракета подводного запуска;
- ракеты на твердом топливе шахтного базирования;
- участие в космических проектах и программах;
- разработка продукции двойного и гражданского назначения;
- стратегические грунтовые подвижные комплексы на твердом топливе.
Существуют, конечно, и другие не менее важные разработки.
Назначение генеральным конструктором по наземным ракетным комплексам
Первого марта 1997 года Соломонов Юрий Семенович был повышен в должности. Его назначили генеральным конструктором Федерального гос. предприятия МИТа. Он вспоминает, что в этом назначении сыграли роль два обстоятельства. Во-первых, именно Юрий находился в те годы в центре событий, которые сформировали положительный облик института. Во-вторых, повышению способствовали хорошие отношения с тогдашним министром промышленности З. Паком. До этого Соломонов очень много общался с ним по рабочей линии. З. Пак вышел с предложением такого назначения в правительство.
Провал и отставка
Заказ на «Булаву» был получен через год после назначения Юрия Соломонова, биография которого на тот момент уже была наполнена значимыми событиями, на высокий пост. Специально для внедрения этого государственного заказа в армию был модернизирован ракетоносец «Борей» и подводный крейсер «Дмитрий Донской».
Первые испытания новой разработки были проведены в 2004 году в Удмуртии. В течение нескольких лет было запланировано наладить серийное производство. К сожалению, усилия самого Юрия Соломонова и всего коллектива предприятия оказались недостаточными. Конструктивные недочеты и технические ошибки привели к тому, что только два запуска из одиннадцати были частично успешными.
Когда случилась полоса неудач с запусками, Соломонов подал в отставку с главной должности в Московском институте теплотехники. Средства массовой информации называли его поступок первым в России случаем за несколько лет, когда руководитель крупного государственного военного проекта взял на себя ответственность за неудачу. Сам конструктор тогда рассказывал, что в стране нет необходимых материалов, а чипы поставляются из Китая. Последние не предназначены для подобных изделий, но альтернативы не было.
Сотрудничество с Юрием Лужковым
Мэр Москвы долгое время работал совместно с Юрием Семеновичем. На Лужкова зарегистрированы 94 патента, соавтором 19 из них является бывший генеральный директор МИТа. Юрий Соломонов является хорошим другом московского градоначальника. В 1999 году он даже возглавлял избирательный штаб Лужкова. Некоторые источники утверждают, что именно политик убедил военных передать заказ на разработку «Булавы» ученым из МИТа.
К сожалению, неудачным было внедрение совместного проекта Лужкова и Соломонова — монорельсовой дороги. Строительство трассы обошлось московскому правительству в 230 миллионов долларов. Генеральным директором ООО «Московская монорельсовая дорога» сначала стал сын Юрия Семеновича Соломонова, но в 2008 году управление было передано метрополитену. Монорельс оказался очень убыточным предприятием.
Завершение испытаний «Булавы»
Эксперты утверждали, что «Булава» - это проект изначально бесперспективный. Но ведь в 2011-2012 гг. ракета все-таки полетела. Она была запущена с атомной подводной лодки «Юрий Долгорукий» и с наземной установки с европейской территории России. Ракета поразила учебные цели на полигоне Кура, что на Камчатке. Нынешние успехи в этой отрасли поражают еще сильнее. Например, ракета комплекса «Рубеж» после запуска разделяется на части, каждая из которых летит по ломанной траектории, так что сбить их не представляется возможным.
Награды конструктора Юрия Соломонова
Государственных наград доктору технических наук не занимать. Первого мая 2015 года за особые заслуги Юрий Соломонов был награжден золотой медалью Героя Труда. Владимир Путин в своем выступлении отметил, что конструкторы и разработчики всегда были гордостью страны. Глава государства упомянул, что огромная роль в формировании ракетно-ядерного щита России принадлежит именно Юрию Соломонову, так как коллектив института под его чутким руководством сконструировал уникальное оружие для вооруженных сил. Кроме того, Юрий Семенович отмечен Государственной премией СССР (за сверхсекретное конструкторское решение, как говорит сам обладатель награды) и Премией имени Цанера Российской Академии Наук.
Патенты генерального директора МИТа
Патентов на Юрия Соломонова зарегистрировано много. Это подтверждает активную научную и конструкторскую деятельность создателя ракетно-ядерного щита РФ. В списке изобретений значатся и клапан для регулирования горячего газа, и регулятор расхода того же топлива, и сверхзвуковая часть сопла двигателя для ракеты, и герметизирующее устройство. Есть, конечно, и сверхсекретные разработки, о которых знают исключительно в министерстве обороны. Все это позволило разработать множество моделей новейшего оружия для российской армии.
Похожие статьи
- Валентин Дьяконов: биография и творчество
- Выготский Лев Семенович: биография, основные труды
- Сергей Соловьев: биография, личная жизнь
- Гиперзвуковые ракеты России и их испытания. Гиперзвуковые ракеты США
- Кремль в Коломне: описание, история, как доехать, экскурсии. Коломенский кремль
- Игорь Колыванов: история лучшего голеадора СССР
- Приорат Сиона - загадочная организация, которая управляет миром