Афинская школа: особенности, история и интересные факты

0
0

Знаменитая фреска Рафаэля "Афинская школа" в ярких художественных образах изображает одно из замечательных явлений античной истории. Возникшая в Древних Афинах в классический период, эта школа стала эталоном учреждения по воспитанию свободного гармонично развитого человека.

Образование в Древних Афинах: особенности

В демократических Афинах, особенно в правление Перикла, воспитанию и образованию граждан отводилось огромное значение. Воспитание происходило в рамках принципа калокагатии - совокупности "добродетелей": культура тела и готовность исполнять гражданские обязанности. Первое относили к разряду внешней культуры или культуры тела, а второе - к внутренней культуре.

Еще одним принципом образования в Афинах была агонистика. То есть использовался дух соревновательности, основанный на личном превосходстве.

Типы школ в древних Афинах

Среди основных типов афинских школ можно выделить:

  1. Школы для обучения подростков грамоте и музыке (с 7 до 13-14 лет):
      грамматиста (учителя-дидаскалы обучали счету, письму, чтению); кифариста (обучение литературе, пению, декламации, рисованию, музицированию).
  2. Палестры - спортивные школы.
  3. Гимнасии - школы для продолжения образования взрослых.

Описание афинской школы

В образовательных школах мальчиков обучали грамоте и счету. Учиться здесь могли подростки любых сословий, как городские, так и сельские.

Чему учили в афинских школах? В грамматистах счету обучали при помощи пальцев, затем камушков, а позже - доски с камушками, напоминающей счеты. Младшие школьники обучались письму. Они писали заостренными металлическими или костяными палочками - стиль или стило (с). На другом конце стило было что-то вроде лопаточки - для выравнивания поверхности и стирания ошибочных записей. Буквы, тексты писали на дощечках, покрытых слоем воска. Старшие ученики писали тростинкой на папирусе.

Кроме обучения письму, в афинской школе кифаристе подростки учились читать, в основном, на историко-художественном материале - поэмах Гомера "Иллиада" и "Одиссея" и мифах, стихах известных греческих поэтов и пьесах драматургов Софокла, Еврипида и Эсхила (в старшем возрасте). Также учителя прививали им навыки рисования и музицирования. Причем музицирование начинали осваивать лишь после знакомства с поэзией. Кроме игры на музыкальных инструментах, юноши осваивали и нотную грамоту. А искусство игры на флейте вошло в программу афинских школ после персидских войн.

афинская школа

В ходе воспитательно-образовательного процесса учитель мог не только применять поощрительные методы, например, раньше дать писать на папирусе, но и наказания. Для этого у него в руках всегда была плетка из бычьих хвостов.

В обычных школах с самого начала обучения вводились занятия гимнастикой, ведь без физической красоты и здоровья невозможно воспитать гармонично развитого человека.

Как говорит история

В афинских школах и гимназиях делался упор на внешнюю форму. Для более серьезных занятий спортом служили палестры. Их мальчики могли посещать с двенадцати лет. В палестре они занимались гимнастикой, в которую тогда были включены бег, борьба, прыжки и метание копья и диска.

Главным идеалом спортивной фигуры служили выставленные в портиках палестры скульптуры знаменитых греческих мастеров: Мирона "Дискобол" и Поликлета "Диадумен" и "Дорифор".

Поликлет "Дорифор"

Занятия в хорошую погоду проходили в перестиле - внутреннем открытом дворике, а в пасмурную - в крытых галереях или портиках, окружавших его. Поскольку мальчики занимались обнаженными и смазывали тело оливковым маслом, то после занятий они производили омовение водой из находящегося на территории палестры фонтана, колодца или бани.

Занятие в палестре

Интересно, что в палестрах еще обучали началам красноречия и пению песен, которые позже молодые афиняне пели на пирах. Также ученые мужи с ними вели беседы о политике и нравственности.

Палестра в Греции

Обучение в гимнасиях

Гимнасии служили для продолжения образования, и занимались в них взрослые граждане Афин. Здесь были представлены возможности как для духовного, так и спортивного развития человека.

Обычно гимнасии строились за городом среди красивой природы. В них были площадки для занятия гимнастикой, бассейны и бани, а также помещения для отдыха и ведения длительных интеллектуальных бесед и споров.

Здесь можно было поприсутствовать на выступлениях известных ученых того времени, а также поучиться красноречию и риторике, умению грамотно вести споры и отстаивать свое мнение.

Роль педагогов в афинском образовании

В афинском обществе в семьях знатных граждан было принято, что мальчики до семи лет только играли в подвижные игры, но потом для них подбирали педагога для сопровождения и воспитания. Само слово "педагог" в переводе с греческого дословно означает "сопровождающий ребенка". Обычно на эту должность брали старого, подчас увечного раба, который иногда даже плохо слышал и почти не говорил на греческом языке.

Педагоги отвечали за ежедневное посещение ребенком школы: сопровождали до нее и обратно, несли школьные принадлежности и музыкальные инструменты, на которых должен был уметь играть любой афинянин. Чаще всего это была флейта.

Дома в обязанности педагога входило обучение мальчика этикету и хорошим манерам. Также педагог должен был наказывать воспитанника розгами за невыполнение требований и провинности.

История Академии Платона

История афинской школы связана с философским течением соратников и последователей греческого мыслителя Платона, стоявшего у его основания. Представители течения с 4 в. до н. э. собирались в стенах Афинской Академии, основанной также Платоном.

Платон, основатель Академии

Основной дидактический метод обучения, использовавшийся в Академии - диалог или по-другому - диалектика. Ею овладевали на двух условных ступенях обучения: для младших и для старших. Здесь изучали различные предметы, но особый упор делали на астрономию и математику.

Академия имела четыре возобновления. При Спевсиппе, племяннике Платона, в Академии стали обучать на платной основе и готовили преимущественно ораторов и государственных деятелей. Здесь была распространена платонико-пифагорийская философия. А сама Академия стала духовным центром для аристократов и образованных афинян. К обучению в Академии стремились даже женщины.

Дело Спевсиппа продолжил Ксенократ, который привлекал к себе всех знаменитостей обширной Греции. Далее Академию поочередно возглавляли последователи того же философского учения - Полемон, Кратес и Крантор.

афинская школа

Аркесилай же повернул вектор Академии в другом направлении: он придерживался теории полного воздержания от суждений, выяснял точку зрения своих слушателей и вел с ними активную беседу. Во главу угла ставился разум ученика, а не авторитет учителя. Выступал против догматизма. Преемниками Аркесилая в качестве главы Академии стали Лакид и Карнеад. Последний отрицал чувственное и инстинктивное восприятие мира и попытку его познания через них.

Попытку возрождения Академии в духе Платона совершил Антиох Асколонский.

Знаменитое творение Рафаэля

Фресковая роспись "Афинская школа" - одно из величайших творений маэстро. Создана она для оформления папского дворца в Ватикане и размещена на одной из стена la Stance della Seniatura. Изображенное на фреске имело мало общего с реальной афинской школой, видимо, гимнасией. В абсолютно не античной, а более ренессансной архитектуре размещены фигуры взрослых людей, одетых в античные одежды.

Рафаэль "Афинская школа"

Среди них можно встретить художественные образы, в которых Рафаэль воплотил свое представление о наиболее ученых умах Древней Греции - Аристотеле, Платоне, Гераклите и др. Высказывается мнение, что в этих трех мужах мастер изобразил с передачей порьретного сходства трех титанов эпохи Возрождения - Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти и самого себя - Рафаэля Санти.

Согласно истории, все персонажи, изображенные Рафаэлем, разделены на группы, каждая из которых занята каким-то дело: слушают рассказы мудрецов, спорят, изучают документы и новейшие приборы, ведут философские беседы. Это - территория "духа". А вот территория "тела" на фреске отсутствует - автор не изобразил атлетов или места для принятия водных процедур.