Почему возник первый художественный образ

0
0

Великое бушменское богатство

художественный образ

В африканской пустыне живет племя бушменов, низкорослых людей, обитающих в зарослях кустарника – буша. Щуплые и легкие, как подростки, быстрые, как ветер, способные сквозь толщу песка в метр учуять запах воды, они не строят жилищ и обитают просто под небом, на открытом воздухе. Бушмены не земледельцы, а охотники и собиратели. Кормятся они дарами скупой африканской природы. Но у этих не владеющих никаким имуществом людей все же есть бесценное достояние. В племени испокон веков бытуют сказки, легенды и предания. Далекие предки нынешних бушменов (многие из них и сегодня носят всегда с собой горшочки с красками из натуральных соков местных растений) испещрили древние скалы пустыни рисунками животных и загадочных красавиц – бушменских волшебниц. Так что можно сказать, что уже тысячу лет тому назад, задолго до изобретения букв, книгопечатания и живописи, когда даже особы королевской крови не могли получить в подарок красочную книжку с картинками, бушмены уже жили в подобной бесконечной книге сказок, потому что каждое поколение добавляло в нее новые страницы. Что же заставило древнего бушмена взять в руки палочку с краской и создать на шершавом полотне скалы первый художественный образ? Точно мы этого никогда не узнаем. Ученые же предполагают, что, возможно, рисунки были частью магических обрядов или являлись своеобразной хроникой жизни племени, отмечая заодно и границы территории. Но есть версия о том, что наскальная живопись была примитивным искусством, то есть служила эстетическим целям. Человек уже на заре цивилизации понимал, что жизнь - это не только пища, но и красота...

Деление искусства на виды

художественный образ это

Искусством принято называть творческое воспроизведение реальной действительности, создающее ее художественный образ. Другими словами, созидается не буквальная копия чего-то, существующего в реальности, а творчески переработанная, как бы раскрашенная и видоизмененная. Поскольку искусство бытует в человеческой культуре в разных видах, то и воплощается оно в различных образах. В зависимости от материалов и средств, при помощи которых создается художественный образ, существует деление. В изобразительных видах искусства: живописный, графический, декоративно-прикладной, скульптурный образ и т.д. В зрелищных видах искусства: театральный, эстрадный, цирковой, образ в опере и кино и т.д. Выразительные виды искусства делятся на статические (архитектурный и литературный художественные образы) и динамические (музыкальный, хореографический, балетный, радио-образ).

Образ в искусстве

художественный образ в музыке

Всем нам известны знаменитые живописные образы, такие как отец и раскаявшийся сын (в картине великого итальянца о блудном отпрыске и мудром отце), изображающие и символизирующие любовь, прощение и примирение. В свою очередь, эта картина написана на тему библейского мифа. Видимо, герои произвели на художника такое глубокое впечатление, что он воплотил их на полотне, создав творение, которым человечество воодушевляется уже несколько столетий. Не говоря уже о Библии, тексты и образы которой вдохновляли мастеров всех видов искусства во все времена на создание шедевров. Ну с живописью и литературой понятно, это может увидеть, прочесть и понять в меру своего развития каждый, кто имеет зрение и владеет грамотой. А вот как быть с музыкой? Звук нематериален, прозвучал долю секунды, и все, не вернешь, не поймешь, не пощупаешь…. Ну, во-первых, вернешь, при помощи воспроизводящей техники (с тактильным ощущением сложнее). А во-вторых, чтобы понять художественный образ в музыке, нужно включить воображение и внимательно вслушаться. Например, рассмотрим музыкальный образ, созданный партией гобоя в седьмой симфонии Шостаковича о фронтовом Ленинграде (1942 г.). Вслушиваясь, я вижу образ Родины-Матери. Сначала неприятель наступает: музыка тревожная и грозная, драматичная. Лирическая и печальная она, когда оплакивает Мать погибших детей, и мажорная и живая, когда воинство гонит врага со своей земли. Но каждый слушатель не только потребитель, но и творец обликов, персонажей и символов, которые он волен увидеть в музыкальной партии инструментов. Следовательно, делаем вывод, что художественный образ – это плод истолкования, претворения и переработки жизненного материала творцом с целью создания произведения искусства. А уж качество этого произведения оценит публика и специалисты.