Ада Лавлейс: биография, личная жизнь, достижения, фото

0
0

Ада Байрон Лавлейс к своему переводу статьи «Аналитическая машина Чарльза Бэббиджа» добавила комментарии, объем которых в три раза превышал длину исходного текста. Они обеспечили ей место в истории компьютера, поскольку позднее были признаны первым подробным его описанием, включая то, что сейчас называется программным обеспечением. В знак признания ее передовых идей, на 100 лет опередивших свое время, Министерство обороны США в 1980 г. назвало ее именем язык программирования.

Дочь своего отца

В противоположность отцу – известному английскому поэту-романтику лорду Байрону, – Ада Лавлейс (фото ее портрета приведено ниже) предпочла заняться более объективным полем деятельности – математикой. Тем не менее она оказалась похожей на него. Несмотря на попытки матери подавить в ней любые байроновские тенденции, ее страсть была столь же сильна.

Изучая дисциплину, которой занимались очень немногие женщины, Ада шла против традиционного викторианского общества. Ее страсть к математике можно увидеть в ее «Примечаниях» к аналитической машине Чарльза Бэббиджа – вычислительному устройству, которое никогда не было построено. Лавлейс писала с большой проницательностью, и ее идеи о возможностях этого устройства стали реальностью в компьютерах ХХ в., что обеспечило ей место в истории математики и информатики.

Портрет 7-летней Ады Байрон

Ранняя биография

Августа Ада Байрон родилась 10 декабря 1815 года в Лондоне. Она была единственным законным ребенком знаменитого английского поэта. Через 5 недель после рождения Ады мать ушла от деспотичного мужа. 24 апреля 1816 года состоялся развод, и лорд Байрон оставил Англию навсегда. Ада больше не видела своего отца, потому что он умер 8 лет спустя в Греции. Тем не менее он переписывался с леди Байрон относительно ее благополучия и учебы. Он также писал о ней в своих стихах. Строчку, посвященную дочери, можно найти в 3-й песне «Паломничества Чайльд-Гарольда».

После развода леди Байрон взяла воспитание Ады под свой контроль, подавляя любые нежелательные черты характера, которые она могла унаследовать от отца.

Мать настаивала на изучении математики прежде всего потому, что эта дисциплина представляла для нее прямую противоположность всему, что было связано с ее развращенным мужем: опасным фантазиям, меланхолическим настроениям, злу и даже безумию. Эта наука была для нее средством достижения нравственной дисциплины. Поэтому она составила график обучения дочери, сделав упор на музыке (как средстве социального характера) и арифметике (для тренировки ума).

Портрет Ады Лавлейс

Любовь к цифрам

В раннем подростковом возрасте Ада Лавлейс поняла, что у нее настоящая страсть к цифрам, похожая на страсть отца к поэзии. Леди Байрон обеспечила ее лучшими учителями, такими ​​как математик из Кембриджа Уильям Френд, преподававший астрономию, алгебру и геометрию, и наставник Август Де Морган - первый профессор математики в недавно основанном Лондонском университете. Он отзывался об Аде как об оригинальной исследовательнице, возможно, первой величины.

Эта страсть не покидала ее всю оставшуюся жизнь. Так, в письме 1843 года к Бэббиджу Лавлейс выражала надежду, что еще один год учебы сделает ее кем-то вроде аналитика: чем больше она училась, тем больше она желала им быть. Она писала, что "ее отец не был таким поэтом, каким аналитиком (и метафизиком) она собиралась стать".

Ада Лавлейс

Графиня Лавлейс

8 июля 1835 г. Ада Байрон вышла замуж за Уильяма Кинга. В 1838 г. он стал первым графом, а она – графиней Лавлейс. В следующем году ее муж также стал лордом-лейтенантом Суррея. Он был на 11 лет старше ее и считался несколько ограниченным, но гордился математическими талантами своей жены и поддерживал ее усилия.

Одобрение мужа было весьма удачным для леди Ады Лавлейс, так как немногим женщинам ее положения в викторианской Англии позволялось заниматься академическими интересами любого рода. Аристократы считали эту профессию недостойной их положения. По этой причине Лавлейс подписывала свои работы инициалами. Следовательно, ее страсть к математике сдерживалась не только ее полом, но и статусом.

Знакомство с Бэббиджем

Ада Лавлейс впервые встретила Чарльза Бэббиджа, когда ей исполнилось 18 лет. Это произошло на вечеринке, организованной самой известной женщиной-ученым ХІХ века - Мэри Фэйрфакс Сомервилл. Несмотря на то что Бэббидж был на 23 года старше, он стал ее хорошим другом и интеллектуальным наставником.

Ада заинтересовалась работами, как только их увидела. Идеальная возможность изучить их представилась в 1840 г., после туринской лекции Бэббиджа. Итальянский военный инженер Луиджи Федерико Менабреа написал статью о лекции и напечатал ее в 1842 г. во французском издании. Перевод статьи с французского на английский и сопроводительные комментарии Лавлейс были опубликованы в одном из выпусков престижной серии зарубежных научных работ Scientific Memoirs.

Часть аналитической машины

«Примечания»

Первая леди программирования Ада Лавлейс обозначила 7 своих «Примечаний» буквами от А до G. Слово «компьютер» в XIX в. обозначало устройство, которое выполняло только арифметические действия, или лицо, чья задача заключалась в сложении чисел. Поэтому Лавлейс не использовала его.

В «Примечании A» она определила различия между разностной и аналитической машинами Бэббиджа. Это пояснение было значительным в том смысле, что в нем был описан компьютер общего назначения, изобретенный только 100 лет спустя. В «Примечании B» Лавлейс рассмотрела концепцию компьютерной памяти и возможность вставлять комментарии к программе. Эта идея похожа на существующую практику использования оператора REM, или неисполняемых команд.

В «Примечании C» Лавлейс расширила метод, позволивший вставлять карты операций в таком порядке, чтобы их можно было использовать снова и снова, подобно циклу или подпрограмме.

«Примечание D» – очень сложное объяснение того, как писать программу. В «Примечании E» подчеркнута универсальность аналитической машины и изложено краткое описание операционных карт, обозначающих циклы, что соответствует современным функциональным клавишам. В «Примечании F» Лавлейс объяснила, как аналитическая машина может решать сложные проблемы и устранять ошибки. Она позволила бы решать задачи, невыполнимые по причине ограничений по времени, трудовым ресурсам и финансовым средствам.

Программа расчета чисел Бернулли

Последним и, вероятно, самым математически сложным и наиболее цитируемым является «Примечание G». В нем Ада сформулировала «возражение леди Лавлейс» или, в более современной фразировке, принцип «мусор на входе – мусор на выходе». Она писала о том, что выходные данные компьютера не хуже, чем информация, которая в него поступает.

«Примечание G» содержит фактическую иллюстрацию программистом Адой Лавлейс того, как машина может рассчитать таблицу чисел Бернулли (на фото выше).

Борьба с болезнями

Биография Ады Лавлейс отмечена многочисленными заболеваниями. В детстве у нее была корь и скарлатина. Лорда Байрона извещали о состоянии здоровья дочери. У нее проявлялись "симптомы наполненности сосудов головы, в разной степени проявляющиеся в разное время дня". Они не были тяжелыми, но никогда не исчезали. Поскольку отец Ады страдал таким же недугом до 14 лет, возможно, что ее мигрень была наследственной.

В 1829 г. Лавлейс перенесла неустановленное заболевание, которое на много месяцев лишило ее возможности передвигаться. Также у нее бывали приступы судорог. Высказывались предположения, что они были обусловлены ее психическим, а не физическим состоянием. Однако ни одна из этих болезней не стала постоянной. Лавлейс хорошо танцевала, ездила верхом и занималась гимнастикой. Только рак матки оказался для нее непреодолимым.

Ада Байрон Лавлейс

Страсть к математикам и азартным играм

Жизнь Ады Лавлейс была сопряжена с трудностями, которые она сама себе создавала. У нее была страсть не только к математике, но и к математикам. Известно, что у Ады были романы с несколькими мужчинами, чьего внимания она первоначально искала на интеллектуальном уровне. Ее связь с Джоном Кроссе оказалась самой разрушительной. Она заложила бриллианты мужа, чтобы оплатить его игорные долги, и вполне возможно, что он шантажировал ее. Лавлейс тоже имела склонность к азартным играм и просила некоторых друзей-мужчин делать для нее ставки.

Место в истории

Страсти Ады Лавлейс намного превышали возможности ее организма. Она умерла вечером 27 ноября 1852 года от рака матки в возрасте 36 лет. Ей было столько же, сколько и ее отцу, когда он умер. Согласно завещанию, она была похоронена рядом с отцом в фамильном склепе в Хакналл-Торкарде, недалеко от аббатства Ньюстед в Ноттингемшире.

Место захоронения Ады Лавлейс

Хотя «Примечания» Лавлейс были хорошо восприняты ее знакомыми, нет никаких данных о том, как они были приняты широкой публикой. Фактически она не получила широкого признания до тех пор, пока историк лорд Боуден не открыл «Примечания» в 1952 г. и не перепечатал их в следующем году, спустя 110 лет после первоначальной публикации.

Посмертная слава, вероятно, не была тем, чего хотела Лавлейс при жизни. Тем не менее она, несомненно, была бы довольна, что в ее честь назвали язык программирования четвертого поколения. Ада Байрон Лавлейс – первый программист и толкователь работы вычислительной машины. Она также была замечательной женщиной, интересной как с точки зрения ее мотивов, так и в плане ее работы, иллюстрирующей столкновение творческой энергии с подавленной страстью.