ЗМЗ-409 (двигатель): технические характеристики, ресурс, ремонт и тюнинг

0
0

Двигатель ЗМЗ-409 широко распространен на российских автомобилях УАЗ. Обладает высокой надежностью и неприхотливостью. В статье подробно рассмотрены основные технические параметры, советы по эксплуатации, особенности ремонта и возможности тюнинга 409 двигателя.

История создания и конструкция ЗМЗ-409 двигателя

Двигатель 409 создан в 1999 году на базе моделей ЗМЗ-406 и ЗМЗ-405. От 406 двигателя заимствован блок цилиндров, коленвал увеличенного до 94 мм хода взят от 405 модели. В более поздних модификациях применяются поршни с отличающимся профилем камеры сгорания и несколько иная геометрия впускных каналов.

Основных модификаций 409 двигатель пять:

  • 409.10 (Евро-2)
  • 40904.10 (Евро-3)
  • 40905.10 (Евро-4)
  • 4091.10 (облегченный вариант для УАЗ)
  • 40911.10 (улучшенная экологичность для буханок)

В целом конструкция достаточно традиционная:

  • Четырехцилиндровый рядный двигатель
  • Головка из алюминиевого сплава, по 4 клапана на цилиндр
  • Распредвалы в головке с приводом цепью
  • Система регулировки клапанов гидравлическая
  • Питание от бензонасоса и форсунок, управление - электронное

Технические характеристики

409 двигатель объемом 2693 см3 развивает мощность от 112 до 160 л.с. в зависимости от модификации. Максимальный крутящий момент достигает 225 Н·м. Расход топлива в смешанном цикле около 11-13 литров на 100 км пробега. Габаритные размеры двигателя составляют:

Длина 744 мм
Ширина 626 мм
Высота 813 мм

Масса сухого двигателя без сцепления и агрегатов от 191 до 211 кг. Давление масла в системе смазки в норме должно составлять 0,4-0,8 кгс/см2 на прогретом двигателе. Рабочая температура охлаждающей жидкости 88-105°С.

Особенности эксплуатации 409 двигателя

В условиях эксплуатации при температуре выше -25°С рекомендуется применять моторные масла категорий АИ-92 или выше с вязкостью по SAE 5W-30 или 5W-40. Также возможно использование полусинтетических и синтетических масел указанных категорий вязкости.

Пуск холодного двигателя рекомендуется производить без нажатия на педаль акселератора или с небольшим ее проворотом для обогащения смеси. Прогрев до рабочей температуры желательно осуществлять на средних оборотах двигателя.

При остановке двигателя на срок более 5 минут во избежание разрядки аккумулятора следует выключать электропотребители, в том числе ближний свет фар.

Наиболее частой неисправностью является прогар или засорение свечей зажигания. При этом возможны провалы в работе двигателя на холостом ходу или неустойчивая работа на больших оборотах.

Замена цепи привода распредвалов двигателя ЗМЗ-409

Ресурс и срок службы двигателя

Установленный заводом ресурс 409 двигатель до капитального ремонта варьирует от 120 до 300 тыс. км пробега в зависимости от модификации и условий эксплуатации. Реальный пробег автомобилей УАЗ между капитальными ремонтами двигателя в среднем составляет 130-180 тыс. км.

409 двигатель отзывы водителей неоднозначные. Много жалоб на повышенный износ поршневых колец, приводящий к повышенному расходу масла (до 1 литра на 1000 км). Также отмечается недостаточная герметичность прокладок после пробега более 100 тыс. км.

Основными факторами, влияющими на скорость износа двигателя, являются:

  • Качество топлива
  • Соблюдение периодичности ТО
  • Качество масел и техжидкостей
  • Характер эксплуатации и нагрузки

Ремонт 409 двигателя

Для ремонта 409 двигатель потребуются: набор слесарных инструментов, приспособления для съема-установки кулачкового вала, рожковые ключи для гаек головки блока, универсальный съемник подшипников, компрессометр и другое оборудование.

В первую очередь при разборке двигателя снимается головка блока цилиндров. Рекомендуется проверять состояние прокладки и при малейших подозрениях на нарушение ее целостности устанавливать новую.

Затем снимается шкив коленчатого вала, крышка цепи и цепь с звездочками. Необходимо тщательно проверить состояние направляющих втулок клапанов на наличие задиров.

Установка отремонтированного двигателя ЗМЗ-409 в автомобиль УАЗ Патриот

Замена грм уаз 409 двигатель

При замена цепи грм на 409 двигателе нужно следить за совпадением меток на звездочках и натяжителе цепи. После установки необходима проверка и регулировка натяжения цепи привода распредвалов.

Форсирование 409 двигателя

Одним из распространенных способов увеличения мощности является установка форсунок увеличенного расхода и перепрограммирование блока управления («прошивка»). Такой тюнинг позволяет поднять мощность до 180 л.с. и крутящий до 240 Н·м.

Более серьезное форсирование требует замены поршней, шатунов, установки спортивных распредвалов и форсунок. На 409 двигатель газель аналогичным образом возможно установить турбонаддув.

409 двигатель характеристики с форсированием

Форсированные до 200-220 л.с. 409 моторы показывают следующие характеристики:

  • Максимальный крутящий момент 310-340 Н·м
  • Разгон с 0 до 100 км/час за 11-12 секунд
  • Расход топлива в городском цикле до 18 л/100 км

Однако ресурс форсированного двигателя, как правило, не превышает 80-100 тыс. км. Требуется регулярное обслуживание и замена изнашиваемых элементов.

Уаз патриот грм 409 двигатель

На УАЗ Патриот при замене цепи и звездочек 409 двигатель рекомендуется устанавливать усиленные приводы производства ЗМЗ, ОМЗ-Авто или аналоги. Это позволяет увеличить ресурс привода ГРМ до замены до 120-150 тыс. км.

При правильной эксплуатации ресурс 409 моторов до капремонта может достигать 300 тыс. км и более. Для этого требуется:

  • Своевременная замена масла в двигателе
  • Контроль уровня масла не реже 1 раза в 2000 км
  • Замена всех изнашиваемых элементов ГРМ
  • Применение качественных топлива и масел

Альтернативные двигатели для установки на УАЗ

Несмотря на широкое распространение, 409 двигатель не является эталоном надежности и экономичности. Рассмотрим несколько альтернативных вариантов моторов для установки на автомобили УАЗ.

  • ЗМЗ-514. Преемник 409 с рабочим объемом 2,7 литра. Обладает повышенной на 15% мощностью и на 20% крутящим моментом относительно 409 при меньшем расходе топлива. Однако масса двигателя увеличилась почти на 40 кг.
  • Двигатели ВАЗ. Моторы семейства ВАЗ-2112 или -21179 обладают лучшей тяговитостью благодаря большему крутящему моменту на низких оборотах. Использование турбины позволяет форсировать двигатель до 300 л.с. Основные минусы - большие габариты и необходимость адаптации под автомобиль.
  • Кумотор. КУМЗ-306ДЕ2 производства КамАЗа - надежный и неприхотливый дизель, выпускается по Евро-4. Момент 280 Нм уже на 1400 об/мин. Однако требуется полная замена выхлопа и перенос топливного бака.

Основные критерии выбора мотора

При подборе оптимального двигателя на замену 409 двигатель необходимо учитывать:

  • Габариты и компоновку в моторном отсеке
  • Совместимость крепежных отверстий и агрегатов
  • Характеристики крутящего момента и расход топлива
  • Стоимость двигателя и необходимость доработок

Форсирование альтернативных двигателей

Как правило, наибольший потенциал для форсирования имеют современные алюминиевые моторы с четырьмя клапанами на цилиндр, такие как ВАЗ-21129 или -21126. Возможные степени форсирования:

  1. Установка камеры сгорания и форсунок увеличенного расхода
  2. Замена впускного коллектора и выпускной системы
  3. Установка турбокомпрессора и интеркулера
  4. Установка нагнетателя NOX и перепрограммирование ЭБУ

Ряд фирм предлагают готовые тюнинг-комплекты. Например, на базе ВАЗ-21126 реально получить до 350 л.с. в двигателе объемом 1,7 литра.

Особенности выбора запчастей для ремонта 409

Приобретение запасных частей для ремонта является важным моментом. Некачественные или неподходящие детали могут существенно сократить ресурс отремонтированного 409 двигатель или даже вызвать его поломку.

Предпочтительнее приобретать оригинальные запчасти производства ЗМЗ, ОМЗ-Авто, УМЗ, АЗПИ. Они полностью соответствуют заводской комплектации двигателя и техническим условиям. Не стоит забывать, что любая ошибка может стоить вам еще более глобального ремонта. Поэтому лучше проконсультироваться у профессионала.

Аналоги

Для экономии средств можно использовать запчасти других производителей, полностью аналогичные заводским по размерам, материалам и взаимозаменяемости. Однако нужно быть готовым к сокращению ресурса таких деталей.

Применение профессионально восстановленных агрегатов (головка блока, блок цилиндров, коленвал и др.) позволяет сэкономить деньги при сохранении работоспособности. Главное - обращаться в проверенные фирмы.

Дополнительное оборудование при ремонте

Для качественного ремонта помимо запчастей может потребоваться специальное оборудование:

  • Стенд для обкатки двигателя
  • Компрессометр для замера давления в цилиндрах
  • Прибор для проверки работы форсунок
  • Оборудование для притирки клапанов
  • Стетоскоп для прослушивания работы двигателя

Без дополнительных приборов будет сложно качественно отрегулировать двигатель после сборки. А неправильная регулировка часто является причиной быстрого износа или поломки свежеотремонтированного мотора.

Профилактика и увеличение ресурса двигателя

Даже качественно отремонтированный 409 двигатель без правильной эксплуатации быстро придет в негодность. Чтобы продлить его ресурс, необходимо:

  1. Соблюдать периодичность замены масла и фильтров
  2. Использовать рекомендованное топливо и моторные масла
  3. Не перегружать двигатель, вовремя переходить на пониженные передачи
  4. Избегать эксплуатации на предельно низких и высоких оборотах

Выполнение этих правил позволит уверенно проехать на 409 двигатель более 200-250 тысяч километров после ремонта без разборки мотора.

Особенности обкатки отремонтированного 409 мотора

Правильная обкатка является обязательной процедурой после сборки двигателя. Она позволяет приработать трущиеся поверхности и проверить работоспособность всех систем.

Длительность обкатки - рекомендуемая продолжительность обкатки отремонтированного 409 двигатель составляет 300-500 км. На новом двигателе она может быть сокращена до 100 км.

Режимы при обкатке

Первые 30-40 км рекомендуется ехать с постоянной скоростью 40 км/час на прямой передаче. Затем в течение 100 км можно периодически кратковременно увеличивать обороты до 3000 об/мин.

Во время обкатки важно контролировать:

  • Давление и температуру масла
  • Температуру охлаждающей жидкости
  • Работу двигателя на разных оборотах
  • Отсутствие посторонних шумов в моторе

Возможные проблемы с отремонтированным 409

Даже при качественно выполненном ремонте возможны следующие неисправности:

  • Повышенный расход масла
  • Пропуски зажигания
  • Перегрев двигателя
  • Пониженное давление в системе смазки
  • Посторонние шумы (стуки) при работе

Причины описанных проблем могут быть связаны как с дефектами сборки, так и с некачественными запчастями.

Послегарантийное обслуживание отремонтированного мотора

Для продления ресурса после капремонта рекомендуется:

  1. Чаще менять масло (не реже в 5000 км)
  2. Использовать синтетические масла
  3. Периодически очищать форсунки и камеры
  4. Следить за износом поршневых колец и ГРМ

Такая дополнительная профилактика позволит добиться пробега после ремонта более 250 тыс. км.

Заключение

В статье подробно рассмотрен 409 двигатель - его конструкция, технические характеристики, особенности эксплуатации и ремонта. Приведены рекомендации по продлению ресурса мотора, описаны варианты форсирования и тюнинга. Также рассмотрены потенциальные альтернативы 409 для установки на УАЗ. Это станет ценной информацией для новичков.