Завод имени Лихачева: расцвет и закат автомобильной легенды

0
0

Завод имени Лихачева - символ советского автопрома и первый автозавод в России. Его история неразрывно связана со становлением отечественной автомобильной индустрии. За почти вековую историю завод пережил периоды расцвета и глубоких кризисов, стал колыбелью множества автомобильных брендов. Сегодня, лишившись производства, завод ЗИЛ завершает свою легенду.

1. Зарождение завода АМО (1916-1924)

История завода берет свое начало в 1916 году, когда торговый дом "Кузнецов, Рябушинские" заключил договор с российским правительством на строительство автомобильного завода вблизи Москвы. Предприятие было названо "Товарищество на паях автомобильного Московского общества", или сокращенно АМО.

27 февраля 1916 года Главное Военно-техническое управление (ГВТУ) и «Торговый дом Кузнецов, Рябушинские и К ̊» заключили договор на поставку 1500 машин.

Строительство завода началось 2 августа 1916 года в Тюфелевой роще под Москвой. Первым директором был назначен Дмитрий Дмитриевич Бондарев. Однако из-за революционных событий 1917 года и последующего экономического кризиса завод так и не был достроен к установленному сроку.

Тем не менее, АМО сумел наладить частичную сборку грузовиков итальянской марки FIAT 15 Ter из привезенных комплектов деталей. Всего с 1917 по 1919 год было собрано 1319 таких машин. После исчерпания комплектов завод перешел на ремонт автомобилей, в основном американских White TAD.

В 1919 году АМО вошел в состав Автотреста, созданного ВСНХ для объединения автомобильной промышленности. А в 1923 году завод получил имя итальянского профсоюзного деятеля Пьетро Ферреро.

2. Становление завода ЗИС/ЗИЛ (1925-1941)

После окончания Гражданской войны на заводе началась подготовка к выпуску первых полноценных советских грузовиков АМО-Ф-15 на базе итальянской модели FIAT 15 Ter. Первые 10 машин сошли с конвейера 1 ноября 1924 года, а уже 7 ноября приняли участие в параде на Красной площади в Москве.

В 1925 году завод был переименован в 1-й Государственный автомобильный завод, а выпуск АМО-Ф-15 продолжал наращиваться. К 1927 году директором завода стал Иван Алексеевич Лихачев, в честь которого предприятие впоследствии и получит свое название.

В 1928 году началась масштабная реконструкция завода для увеличения объемов производства. Была закуплена лицензия на выпуск американского грузовика Autocar, который после локализации производства в СССР стал выпускаться под маркой АМО-3, а затем ЗИС-5.

Еще одним знаковым событием стал выход в 1936 году первого представительского легкового автомобиля ЗИС-101, оснащенного рядом инновационных на то время функций:

  • гидравлический привод тормозов
  • радиоприемник
  • стеклоподъемники с сервоприводом

К началу Великой Отечественной войны завод ЗИС прочно занял лидирующие позиции в отечественном автопроме.

Портрет И.А. Лихачева в кабинете.

Завод имени Лихачева в Москве

3. ЗИЛ в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)

С началом Великой Отечественной войны в 1941 году было принято решение об эвакуации завода ЗИС в глубокий тыл. Производственные мощности были перебазированы в Ульяновск, Челябинск, Миасс и другие города СССР.

На базе эвакуированного оборудования завода "имени Лихачева" впоследствии возникли такие известные отечественные автозаводы, как УАЗ, УралАЗ, ЗМА.

Несмотря на трудности военного времени, завод продолжал внести свой вклад в обеспечение фронта военной техникой и запчастями для восстановления поврежденных машин.

4. Послевоенное восстановление и подъем производства (1945-1970)

После победы над фашистской Германией началось восстановление завода "имени Лихачева" в Москве. Уже в 1946 году было налажено производство легендарного послевоенного грузовика ЗИС-150.

В 1950-60-х годах завод переживает период расцвета - идет масштабная реконструкция производства, объемы выпуска достигают 200 000 грузовиков в год.

Выходят новые модели техники: современный на то время ЗИЛ-164 на смену ЗИС-150 и принципиально новый ЗИЛ-130 в 1963 году.

Территория завода после сноса, на месте которого уже строятся новые дома.

5. Период стагнации и начало кризиса (1970-1991)

Несмотря на впечатляющие объемы производства, к 1970-м годам завод ЗИЛ начинает сдавать позиции из-за отставания от мировых тенденций в автомобилестроении.

Выпускаемые модели морально устаревают, объемы производства постепенно снижаются. Предпринимаются попытки модернизации модельного ряда, в частности разработка нового дизельного ЗИЛ-4331 в 1980-х годах.

Однако кардинально исправить ситуацию не удается.

6. В "лихие" 1990-е (1991-1999)

Распад СССР и последовавший за этим экономический кризис наносят серьезный удар по заводу "имени Лихачева". К 1999 году объем производства падает более чем в 30 раз по сравнению с пиковыми показателями.

Предпринимаются различные попытки реанимировать предприятие с привлечением частных инвесторов, однако все они оказываются безуспешными.

7. Окончательный закат завода ЗИЛ (2000-2016)

В 2000-х годах положение завода продолжает ухудшаться. Выпуск грузовиков сокращается до нескольких тысяч в год. Большинство производственных корпусов ветшает и приходит в негодность.

Планы по реорганизации территории

В связи с критическим состоянием завода власти Москвы принимают решение о его закрытии и реновации промзоны под жилую застройку. Планируется сохранить лишь небольшую часть производственных мощностей.

В 2014 году территория бывшего ЗИЛа была поделена между застройщиками, начат снос большинства цехов. К сожалению, в процессе сноса был утрачен музей истории завода.

Последние годы производства

Несмотря на планы по сворачиванию, завод продолжает поддерживать остаточное производство грузовиков вплоть до 2016 года. Всего за это время было выпущено несколько десятков машин.

Последний грузовик ЗИЛ сошел с конвейера в сентябре 2016 года. Им стал экземпляр модели ЗИЛ-43276Т, проданный в трамвайный парк Казани.

Итоги реорганизации территории

К 2019 году на территории бывшего завода возведено 400 тысяч квадратных метров жилья, ледовый дворец, музей, автоцентр и другие объекты инфраструктуры.

Таким образом, можно констатировать фактическое прекращение существования легендарного завода "имени Лихачева".