Древнеиндийская философия и ее школы
Богатство философского наследия Индии можно сравнить разве что с культурой древних греков. В то время как Парменид, Демокрит, Сократ, Платон и Аристотель закладывали фундамент западной философии, индийские гении создавали лингвистические, математические, логические, астрономические, философские и медицинские трактаты. К сожалению, записать историю индийской философии нельзя так же, как воссоздать хронологию философии западной. Когда мы говорим о философии Запада, известно, что тот или иной мыслитель имел определенные взгляды, а историки могут расположить философов в хронологическом порядке и проанализировать, как каждый из них влиял на более поздних ученых. Древнеиндийская философия представлена множеством текстов, авторы и даты создания которых, как правило, неизвестны. Важнейшую роль среди этих текстов играют Веды - древнейшие религиозные тексты мира, предположительно написанные в 1500-1000 гг. до н.э. В общих чертах эти священные писания заложили основу для большинства школ, которые имеет в своем составе древнеиндийская философия. В основном Веды состоят из хвалебных гимнов, посвященных различным богам, олицетворяющим силы природы, а также из инструкций по проведению ритуалов. Наиболее поздние трактаты Вед - Упанишады - были написаны не ранее 700 года до н.э., они имеют более философский характер.
Древнеиндийская философия – школы
В Индии различают философию двух типов: астика и настика. Имеются ортодоксальные и неортодоксальные учения. Философские системы астики в определенной степени признают авторитет Вед. Ими являются следующие: санкхья, йога, веданта, мимамся, ньяя и вайшешика. Системы же настики полностью отвергают ведическую мысль. К ним относятся джайнизм, буддизм и локаята. На Западе философские школы переживали расцвет и приходили к упадку одна за другой, однако в Индии учения существовали бок о бок в течение многих веков. Каждая система в конечном счете приходила к созданию сутр: тестов с изложением своей позиции в форме афоризмов, что включало в себя краткие ответы на распространенные возражения и критику других систем. Считается, что философские школы датировали сутры задним числом, предположительно, несколько раньше действительной даты.
Особенности древнеиндийской философииЗа исключением материалистов локаяты, все эти системы разделяли взгляд относительно существования кармы и реинкарнации. Карма означает действие, она ссылается на концепцию, согласно которой люди переживают последствия («плоды кармы») хороших и дурных поступков. Если плод кармы не может быть получен в текущей жизни, индивид проходит через реинкарнацию, то есть умирает и рождается снова в качестве человека или иного существа. Древнеиндийская философия в большинстве своих форм принимает доктрину сансары: люди с начала времен вращаются в круговороте рождений и смертей. Целью философской системы в данном случае является мокша (или мукти): освобождение от бесконечного перерождения и, следовательно, полное прекращение всех страданий.
Индийские школы (за исключением буддизма и локаяты) разделяют учение о существовании вечной души, или атмана. Во многих системах очищение души ведет к мокше, хотя конкретные идеи варьируются в зависимости от направления. Древнеиндийская философия, как правило, характеризуется утверждением определенных моральных ценностей: страсть и желание должны подвергаться контролю, а насилие не должно применяться к любой форме жизни. В Древней Индии философия не рассматривается как отстраненное исследование законов природы, а является предметом практики, информацией, полезной в повседневной жизни, а также средством, при помощи которого человек создает свою судьбу.
Похожие статьи
- Философия Древней Индии: ее особенности и формы
- Славянские и Индийские Веды: священные знания
- Колесо сансары в учениях древней Индии
- Древняя Индия: природа и люди. Особенности Древней Индии
- Миф о происхождении людей. Теории происхождения человека
- Индийские касты. Касты в Древней Индии. Деление на касты в современной Индии
- Дхарма - это что такое? Определение слова, понятие в буддизме