Теория познания Канта: основные моменты

0
0

Теория познания Канта и проблемы гносеологии

Известно, что в своих трудах Иммануил Кант пришел к выводу, что существование Бога философски не доказано, несмотря на многие попытки, а разум имеет свои границы. Эти выводы философ делает, прежде всего, исходя из концепций своего предшественника – Юма. Он замечает, что с помощью логики невозможно обосновать природоведение, а из опыта нельзя вывести теоретическую математику.

Теория познания Канта
Во многом теория Канта соответствует декартовой: он согласен, что существуют некие изначально аксиоматические положения. Они даны нам «до опыта», и философ называет их априорными. Всякая вещь имеет две стороны: чувственную и интеллигибельную или умопостигаемую, то есть она одновременно представляет собой феномен и ноумен. При этом всякое явление существует как «вещь в себе», которую невозможно понять до конца. Однако Кант вовсе не агностик, в отличие от Юма. Насчет последнего он замечает, что тот посадил корабль познания на мель и оставил там гнить, а его следует вывести на чистую воду.

Теория познания Канта и «Критика чистого разума»

Свое гносеологическое учение Кант изложил в знаменитой работе «Критика чистого разума». Там он говорит о двух источниках познания – чувствах и суждениях. Последние бывают аналитическими (например, «все вещи имеют протяженность») и синтетическими («все тела имеют вес»). Кроме того их можно классифицировать на апостериорные (сделанные, исходя из опыта) и априорные («все действия имеют причину»). Теория познания Канта говорит о том, что аксиоматические суждения являются высшими и представляют основу любой гносеологии. Можно сказать, что мыслитель сделал революционный переворот в философии, поставив вопрос о том, а как вообще возможно знание. При этом центр внимания переносится на субъект этого процесса. Свое учение Кант называет «трансцедентальным идеализмом».

Теория Канта
Согласно ему математика является верной, потому что в ее основании лежат априорные чувственные формы. Например, время и пространство являются фундаментом для алгебры и геометрии. Основой наук о природе являются категории. Они независимы от опыта и не являются формами бытия, а, скорее, понятиями, из которых организован наш разум. Это закон причинности, сохранения материи и так далее. Таким образом, чувственные формы есть в природе, а категории – только у нас в мозгу. Но иначе мы мыслить не можем.

Теория познания и этика Канта - взаимосвязь

Тем не менее, философ не считает декартовский дуализм бытия и мышления абсолютно верным. Между чувственными формами и категориями существует некая связь. Это самосознание и наша способность к мышлению. Кант считал, что чувства без категорий слепы, а последние без этих форм мертвы. Можно сказать, что изучая природу, мы не внешний мир познаем, а самих себя и свои представления о нем. Соотношение между нашим чувственным опытом и категориями очень сложно. Но если попробовать его упростить, то мы пользуемся изначально заложенными в разум понятиями, как ребенок лепит из песка, пользуясь уже данными формочками. 

Теория познания и этика Канта
Этот процесс Кант назвал «фигурным синтезом». Наш разум, как он считал, познает не вещи сами по себе, а их явления – феномены. Наше сознание само конструирует предмет своей науки. Поэтому Кант поставил вопрос о возможности философии как таковой (метафизики). Он заявил, что наш разум не удовлетворяется конкретными (обусловленными) суждениями, а тянется к безусловным, чистым идеям. Такая активность субъекта познания и породила философию. Теория познания Канта говорит о том, что есть три идеи, которые являются базовыми для метафизики: единство мира, души и причины мира или Бога. Но вместо души мы видим психические явления, вместо общей картины – феномены, а доказательств существования инобытия нет. Поэтому на все эти вопросы о том, есть ли Бог, душа и един ли мир, можно ответить и «да» и «нет». Они являются антиномиями. И это является сигналом для нашего разума о том, что дальше ему пути нет. Мы подошли к его границам. Поэтому философия может быть только критикой теоретического разума. От него нужно переходить к этике и вере. Поскольку они являются формами практического разума.