Лучший немецкий средний танк «Пантера» PzKpfw V
Во Вторую мировую войну Германия вступила с малочисленными и устаревшими танковыми войсками. На вооружении Панцерваффе находились только легкие и слабо вооруженные боевые машины Т-I, Т-II, Т-III и Т-IV. Даже если к ним добавить две сотни трофейных чешских W-38, то и тогда общее количество, исчисляемое 3 190 штуками, вряд ли выглядит устрашающе. Около двух сотен танков Гитлер потерял в Польше.
Почему Гитлеру был так нужен новый средний танк?
Потому что у немцев до 1943 года вообще не было средних танков. Через почти два года, в момент нападения на СССР, дела в вермахте не улучшились. Средних и тяжелых танков по-прежнему не было. При столкновениях с уцелевшими после внезапного удара советскими Т-34 и КВ становилось ясно, что технологическое превосходство германской техники – миф. Успехи летнего наступления объяснялись фактором неожиданности и тем, что встречных боев практически не было. Немецким бронированным колоннам противостояли части, которые не были в достаточной степени обучены оборонительной тактике. Изучение захваченных советских танков оптимизма не добавляло. С учетом выявленных в ходе боевых действий проблем стала понятна необходимость создания боевой машины среднего веса, которая хоть в какой-то степени соответствовала бы технологическому уровню советской техники. Ею стал танк «Пантера» Pz V.
Технические решения, перенятые у советской техники
Немецкие конструкторы из фирм «Крупп», «Порше» и «Хеншель», постарались на славу. Повозившись немного с трофейными «тридцатьчетверками», они честно признались, что скопировать их им не под силу, поэтому придется создавать что-то свое. Главная проблема – двигатель. На родине Рудольфа Дизеля в течение всей войны так и не смогли сделать мощного мотора, работающего на солярке. Но немецкие конструкторы поняли, в чем главные проблемы, и, проектируя танк «Пантера», постарались их разрешить. Итак, первое - это гусеницы. Их сделали широкими для того, чтобы уменьшить удельную нагрузку на грунт и повысить проходимость по бездорожью. Второй элемент, заимствованный у русских – мощное наклонное бронирование. И третья конструктивная особенность, позволяющая некоторым не очень компетентным историкам называть танк «Пантера» лучшим за всю Вторую мировую войну – длинноствольное орудие калибра 75 мм.
Недостатки и "врожденные пороки" конструкции
Однако не все технические решения были переняты у главного врага. Компоновка осталась прежней и устаревшей, как показало дальнейшее, в том числе и послевоенное, развитие мирового танкостроения. Ведущие катки разместили спереди, к ним повели карданный вал, занимающий часть внутрикорпусного пространства. Пол башни пришлось поднять, высота профиля увеличилась, вырос и вес. В результате получилось 48-тонное чудовище, на вид очень грозное, но слишком тяжелое для эффективного маневренного боя. Для сравнения, масса Т-34 образца 1943 года – чуть больше 30 тонн. Ходовая часть получилась ужасной. Для того чтобы немецкий танк «Пантера» не увязал в грунте, был применен шахматный метод размещения опорных катков, который обеспечивал неплохую подвижность, но усложнял эксплуатацию и ремонт. К тому же такое большое количество «блинов» еще больше утяжеляло конструкцию, а попытки сделать их тоньше приводили к сгибанию при преодолении даже небольших препятствий. Впрочем, недоработки немецких конструкторов объясняются лихорадочной спешкой, в которой разрабатывался танк «Пантера». 2 батальона, около 200 машин, срочно были нужны под Курском, штаб вермахта даже перенес дату начала наступления, ожидая новую технику. И хотя соотношение потерь по-прежнему складывалось в пользу Германии, общий перевес был прочно установлен на советской стороне. За время войны танк «Пантера» производился по немецким меркам массово. Было изготовлено целых 6 тысяч штук. Только за 1943 год Красная Армия получила около 15 700 «тридцатьчетверок».
Похожие статьи
- Танк "Фердинанд": характеристики, фото
- Тяжелый советский танк ИС-6: обзор, характеристики, история
- Лучшие танки Второй мировой войны: фото, названия, описания, история создания
- Бронеавтомобиль "Тигр": фото, технические характеристики, история создания и модификации
- Немецкий танк "Леопард". Танк "Леопард": характеристика и сравнение с аналогами
- Автомобили "Порше": страна-производитель, ассортиментный ряд, история бренда
- ИСУ-152 "Зверобой": описание, характеристики, применение