Бронеавтомобиль "Тигр": фото, технические характеристики, история создания и модификации

0
0

Идея использовать в зоне вооруженных конфликтов специальные автомобили далеко не новая. Такое транспортное средство, кроме наличия надежной бронированной защиты и установленного вооружения, должно обладать прекрасной проходимостью. Яркими примерами армейских внедорожников стали джипы Hammer и Willys. Последний вариант широко использовался во Вторую мировую. В нынешнем веке созданием подобного автомобиля занимаются российские конструкторы. Одним из результатов таких работ стал бронеавтомобиль «Тигр». Присущие этому внедорожнику повышенная проходимость и высочайшая надежность объясняют его большую популярность у военных. Информация об истории создания, устройстве и технических характеристиках бронеавтомобиля «Тигр» содержится в статье.

российский бронеавтомобиль тигр

Экскурс в историю

Как утверждают специалисты, звездный час бронетехники пришелся на годы Первой мировой. В производстве таких автомобилей применялась противопульная и противоосколочная система. 1904-й стал годом появления первых российских бронеавтомобилей, производством которых занималась французская компания «Шарон, Жиридо и Вуа». Спустя год выпускаемые данной фирмой транспортные единицы уже состояли на вооружении армии. По такому параметру, как мобильность, бронетехника не уступала кавалерии. В то же время надежная защита экипажа от пуль давала автомобилям весомое преимущество. Учитывая слабые стороны, которые были присущи танкам того времени, бронеавтомобили стали реальным и эффективным средством ведения боя.

О нынешних реалиях

С течением времени происходит изменение облика армии и военной стратегии. Теперь промышленные возможности пребывают на совершенно другом уровне и позволяют разрабатывать и производить новую улучшенную военную технику. Сегодня бронеавтомобили – это надежно защищенные транспортные средства, способные повысить мобильность как армейских, так и подразделений специального назначения. Разведка, рейды в тыл противника, доставка личного состава к месту боевых действий и огневая поддержка стали основными сферами применения бронемашин в армии. Ввиду того что стесненные городские условия не являются преградой для подобных автомобилей, они довольно популярны и среди бойцов полицейских спецподразделений.

О бронеавтомобилях в других странах

Государства, являющиеся членами НАТО, принимают участие в различных вновь и вновь возникающих военных конфликтах. В связи с этим обстоятельством при проектировании новых образцов армейской техники разработчикам приходится уделять много внимания уровню защиты солдат. В 2009 году военным командованием Соединенных Штатов был сделан заказ у фирмы Oshkosh Truck на 1 тыс. бронированных машин M-ATV. Данный 14,5-тонный броневик, грузоподъемность которого составляет 1900 кг, способен развивать скорость до 105 км/ч. Для этой транспортной единицы предусмотрен турбодизель с мощностью 370 лошадиных сил.

Кроме данного заказа, министерством обороны Соединенных Штатов был объявлен тендер на создание бронемашины отечественного производства, способной заменить уже устаревший «Хаммер». В Германии силовые структуры располагают броневиками ATF Dingo с V-образным днищем, эффективно обеспечивающим противоминную защиту, и LAPV Enok, для которых присущи отличные скоростные характеристики. Из стран бывшего Советского Союза среди армейской техники данного класса наибольшую известность получили транспортные средства «Дозор-Б» и KrAZ MPV TC украинского производства. Проектирование российского бронеавтомобиля «Тигр» было начато в конце 90-х. Работы велись с учетом всех достоинств и недоработок, присущих зарубежной технике. Бронеавтомобиль «Тигр» (фото армейской машины в статье) в технической документации значится как СТС ГАЗ-2330.

С чего все начиналось?

В 1999 году короля Иордании Абдуллу II начало беспокоить состояние, в котором пребывали отечественные вооруженные силы. Вскоре с целью осуществить их модернизацию по его инициативе была создана специальная компания Design and Development Bureau. Военные эксперты Иордании посчитали, что королевская армия нуждается в специальном внедорожнике, альтернативном варианте американского «Хаммера». Бронированные автомобили, выпускаемые в Соединенных Штатах, арабов не устраивали, поскольку стоили очень дорого и были очень затратны в обслуживании.

Создать новый бронеавтомобиль было поручено компании Bin Jabr Croup Ltd, которая вскоре передала заказ российским конструкторам из Горьковского машиностроительного завода. Задача российской стороны заключалась в проектировании трех опытных образцов бронеавтомобиля с различными вариантами кузова. Разрабатывалась техника исключительно для нужд армии, создание гражданской версии предусмотрено не было. Поскольку американские "Хаммеры" нередко ломались, новые бронеавтомобили должны были быть простыми в производстве и достаточно надежными для эксплуатации в тяжелых условиях пустыни.

Результат

В качестве основы для армейской бронемашины был взят американский "Хаммер". Также российские конструкторы воспользовались узлами и компонентами 80-й модели бронетранспортера и автомобиля «Водник».

бронеавтомобиль тигр м

Над новой боевой транспортной единицей трудились на нескольких российских заводах и КБ. Спустя два года заказчику были предоставлены бронированный и гражданский не бронированный варианты военной машины, под обозначением Газ-2975 «Тигр». В 2001 году в Абу-Даби состоялась оружейная выставка, на которой общественности был продемонстрирован бронеавтомобиль «Тигр». Несмотря на то что техника была одобрена заказчиком, правительство, по невыясненным причинам, покупать его отказалось. Однако в 2005 году в Иордании было налажено производство аналогичных бронеавтомобилей. Российские автостроители обзавелись уже готовым к реализации проектом и богатым опытом в изготовлении техники данного класса. Как утверждают специалисты, изначально в России не планировали осуществлять сборку этих бронемашин.

Однако технические характеристики бронеавтомобиля «Тигр» вызвали интерес в российских силовых ведомствах. В итоге у Горьковского машиностроительного завода появился новый заказчик. Имеющийся у конструкторов первоначальный проект бронемашины подлежал тщательной доработке с учетом предъявляемых со стороны российских силовиков требований. Работы длились в течение одного года. В 2002 г. в Москве состоялась автомобильная выставка, на которую были доставлены «Тигры» в количестве пять единиц. В России данная бронетехника уже значится как Газ-2330 «Тигр». Бронеавтомобили в количестве двух единиц непродолжительное время тестировались в московском СОБРе. Позже техникой заинтересовалось Министерство внутренних дел России. Арзамасский машиностроительный завод в 2002 году получил первый заказ на изготовление небольшой партии бронеавтомобилей «Тигр». Вскоре данное транспортное средство заинтересовало и другие силовые ведомства. Как утверждают специалисты, потребность в подобном автомобиле имелась уже давно: преимущественно для перевозок командиров среднего звена как в военное, так и в мирное время.

О конструктивных особенностях

Проектировочные работы по российскому бронеавтомобилю «Тигр» велись с учетом пожеланий сотрудников спецслужб. По одной из версий, разработчики Арзамасского машиностроительного завода воспользовались узлами и агрегатами ГАЗ-66. Однако данное суждение опровергается экспертами, поскольку обе машины имеют общую только колесную формулу. Бронеавтомобиль «Тигр» (фото транспортной единицы представлено в статье) с жесткой рамой с независимой торсионной подвеской, для которой предусмотрены гидравлические амортизаторы. Машина с бронированным трехдверным кузовом, в котором можно перевозить до девяти бойцов. Кроме того, кузов приспособлен для транспортировки различных грузов, общий вес которых не превышает 1,2 т.

О ходовой части

Стремясь обеспечить высокую скорость передвижения бронеавтомобиля по шоссейной, асфальтированной трассе и бездорожью, разработчики применили в конструкции машины новые торсионы, прочную рычажную подвеску и энергоемкие амортизаторы. Как утверждают специалисты, за счет этих элементов «Тигр» одинаково устойчив в любых условиях. Благодаря наличию модифицированной подвески, постоянного полного привода, высокого клиренса и грамотно спроектированной колесной базе, бронеавтомобиль успешно эксплуатируется в местности с сырыми и болотистыми грунтами. По шоссе техника передвигается со скоростью 150 км/ч, в условиях бездорожья – 75 км/ч.

бронеавтомобиль тигр фото

О силовой установке

Изначально в российском бронеавтомобиле использовался турбированный двигатель Cammins B205, выпускаемый в Соединенных Штатах. Для этого дизельного мотора характерны высокие динамические качества. Мощность силового агрегата составляет 210 лошадиных сил. В последнее время американские дизельные двигатели заменили аналогичными российскими ЯМЗ-534, для которых предусмотрен турбонаддув. Эти 6-цилиндровые агрегаты вполне соответствуют экостандарту «Евро-3» и, несмотря на компактность, обладают большей мощностью, чем импортные аналоги. Российский мотор способен развить мощность до 235 л. с.

О вооружении

На крыше армейской модели бронеавтомобиля «Тигр» имеется специальная поворотная платформа, на которую монтируют современное стрелковое вооружение: крупнокалиберные пулеметы «Корд» или «Печенег», гранатометы АГС-17 или АГС-30. Как утверждают специалисты, вести огонь из данной бронетехники могут одновременно два стрелка и в любом направлении. Для военного варианта «Тигра» предусмотрены отдельные бронированные орудийные модули как российского, так и заграничного изготовления. Боекомплект к орудиям содержится в специальных отсеках, которыми оборудован бронеавтомобиль. Кроме того, в технике имеются специальные крепления, с помощью которых экипаж может использовать дополнительное вооружение: ручные реактивные гранаты и ПЗРК. Для удобной эксплуатации бронетехники в ночное время суток, армейский вариант «Тигра» оборудовали двумя мощными поисковыми прожекторами, управление которыми осуществляется из салона.

ТТХ

  • Бронеавтомобиль «Тигр» с колесной формулой 4х4.
  • Общая длина составляет 570 см, ширина и высота - по 220 см.
  • Техника обладает грузоподъемностью до 1,2 т.
  • Движется с максимальной скоростью 150 км/ч.
  • Военная версия «Тигра» с запасом хода до 1 тыс. км.
  • Весит бронетехника 7600 кг.
  • Клиренс – 40 см.
  • Расход топлива составляет 35 л.
  • Радиус поворота не превышает 10 м.
  • Преодолевает водные препятствия глубиной до 120 см, спуски под углом 36 градусов, подъемы – 32.

Модификации

Российской оружейной промышленностью выпускаются следующие варианты бронеавтомобиля «Тигр»:

  • ГАЗ-233034 – СПМ-1. Техника с третьим классом защиты.
  • ГАЗ- 233036 –СПМ-2. Для данного варианта предусмотрено наличие защиты 5-го класса.

Первые два варианта используются сотрудниками силовых структур. Кроме полиции и погранслужб, бронетехника с третьим и пятым уровнями защиты доказала свою эффективность при подавлении массовых беспорядков и разгона несанкционированных митингов.

  • ГАЗ-23014. Является армейской версией. Крыша машины оборудована вращающимся люком для монтажа орудий. Салон со специально отведенными местами для боевого комплекта.
  • КШМ Р-145БМА. Бронетехника предназначена для использования командным составом. Также автомобиль транспортирует представителей гражданской власти. Зона вооруженных конфликтов и районы стихийных бедствий – это основные сферы применения данной версии бронеавтомобиля. Как и СПМ-2, данная версия «Тигра» с пятым классом защиты.
тигр бронеавтомобиль гражданская версия
  • ГАЗ-3121. Является опытным вариантом гражданского бронеавтомобиля «Тигр». Производится рабочими Арзамасского машиностроительного завода. Может комплектоваться шестицилиндровым двигателем Cummins B205, мощность которого составляет 25 л. с., или турбинированным дизельным агрегатом Steyr. В последнем варианте мощность несколько ниже – 190 лошадиных сил. Соответственно, бронетехника по шоссе движется с различной скоростью: 140 и 160 км/ч. Вес автомобиля составляет 3500 кг. На 100 км требуется до 15 л топлива. Цена машины – 120 тыс. американских долларов.
  • ГАЗ-СП46. Является специальным автомобилем, который эксплуатируют во время различных торжественных мероприятий. «Тигр» с открытым кузовом по типу кабриолет. В отличие от армейских бронеавтомобилей, для парадного варианта предусмотрена дорогая отделка салона. Кроме того, в нем имеется специальная ручка-поручень. ГАЗ-СП46 относится к классу элитных автомобилей.
тигр бронеавтомобиль характеристики
  • ГАЗ-233114 «Тигр-М». Бронеавтомобиль официально не состоит на вооружении армии Российской Федерации. Серийный выпуск осуществляется Арзамасским машиностроительным заводом. Несколько транспортных единиц изготавливают для экспортирования в другие государства. «Тигры» данной модификации покупают Бразилия, Республика Конго, Гвинея и Уругвай. Бронеавтомобиль оборудован фильтрационной установкой, новым бронированным капотом и новым дизельным двигателем ЯМЗ 5347-10 с повышенной мощностью. Кроме того, в машине увеличили число мест до девяти. В поворотной платформе двухстворчатый люк заменили одним распашным квадратным. Баллистическая защита в «Тигр-М» 5-го класса. В салоне располагаются водитель и командир. 7 десантников – внутри машины. В бронеавтомобиле применена колесная формула 4х4. Показатель грузоподъемности увеличен и составляет 1,5 т. Весит армейская техника 7800 кг. По ровной поверхности движется со скоростью 125 км/ч. В автомобиле применена 5-ступенчатая автоматическая коробка передач. Также может использоваться и 6-ступенчатая механическая.
  • ГАЗ-233001. Представляет гражданскую версию бронеавтомобиля «Тигр». Производство налажено в 2009 году. Базой для создания данного варианта стали армейские спецавтомобили. Гражданская версия с объемным пятидверным кузовом. В машине имеется большой грузовой отсек, в котором могут транспортироваться четыре человека и различные грузы общей массой до 1,5 т. Автомобиль с полным приводом, увеличенным дорожным просветом, независимой подвеской и двумя электролебедками для удобной проходимости транспортного средства в условиях бездорожья. Для гражданской версии предусмотрен мощный, но экономичный дизельный мотор. Топливо содержится в двух вместительных баках, благодаря чему «Тигр» без дополнительных заправок может преодолевать дистанции не более 800 тыс. м. Гражданский вариант с увеличенной скоростью до 160 км/ч. В машине имеется вместительный багажник. На задней двери расположена лестница. Крышка оборудована люком, электрический привод к которому выведен внутрь кабины. Салон отделан с использованием натуральной кожи и замши. В гражданской версии используются видеокамеры заднего обзора и электрические стеклоподъемники. Кроме того, в автомобиле предусмотрена электрорегулировка передних сидений.
бронеавтомобиль тигр звезда

О военной технике от российского производителя «Звезда»

Бронеавтомобиль «Тигр» стал основой для создания различных сборных моделей. Литники, из которых собирается автомобиль, содержатся в красочной коробке. Ввиду того что с участием данной бронетехники обеспечивалась законность референдума и противодействие агрессивным актам со стороны украинских националистов и экстремистски настроенных татар, на коробке изображены стратегически важные объекты Крыма.

бронеавтомобиль тигр технические характеристики

Например, в левой части расположен терминал аэропорта в городе Симферополе. Масштаб российского бронеавтомобиля «Тигр» «Звезда» 1 к 35. Для изготовления литников производитель использовал серый пластик, для имитации шин – черную плотную резину. Стеклянные элементы модели представлены прозрачными деталями. Зеркала заднего вида – зеркальной пленкой. Судя по многочисленным отзывам потребителей, данная продукция компании «Звезда» выглядит очень натуралистично. Также по достоинству оценена прочность всех пластиковых элементов.

тигр рысь бронеавтомобили

В заключение

Оборонная промышленность России для нужд армии и других силовых ведомств выпускает различные бронированные транспортные средства. Сотрудники Министерства чрезвычайных ситуаций и спецслужб пользуются машинами «Тайфун», «Медведь» и «Волк». На базе IVECO LMV L65, производимого в Италии, российскими конструкторами был создан лицензионный вариант, который в России получил название «Рысь».

ттх бронеавтомобиля тигр

Как утверждают специалисты, долгое время между бронеавтомобилями «Рысь» и «Тигр» наблюдалась борьба за право быть принятыми в ВС России. В итоге за счет высоких технических характеристик военные отдали предпочтение «Тиграм». Южная Осетия стала местом, где эти бронеавтомобили прошли полномасштабное боевое крещение. Высокую эффективность техника доказала во время боевых столкновений в Грузии.