Проверочное слово. Когда его нужно подбирать?
Орфография и знание правил
Казалось бы, правила правописания мы впитываем с молоком матери. Однако, увы, это далеко не так. Русский язык является одним из тех, орфография которых довольно сложна и неоднозначна. Чаще всего проверочное слово нам приходится искать тогда, когда мы имеем дело с корнем с безударной гласной.
Если почитать справочник по орфографии, окажется, что в процентном соотношении исключений больше, чем правил. Кроме того, выяснится, что правописание - категория непостоянная, что для многих слов существуют варианты. Однако одним из самых нерушимых правил является то, что для написания безударной гласной в корне необходимо подобрать проверочное слово. И вот тут-то нас и ждет подвох. Еще со школьной скамьи помню то, как моим родителям удалось-таки отстоять мою правоту, когда к слову "поседеть от горя" я подобрала "сед" (краткая форма от "седой") - проверочное слово, которое мне казалось очевидным. Однако учительница младших классов со мной была не согласна. Для нее это был корень "сид" от "сидеть, сидя". Если уж учителям трудно найти проверочное слово, то что говорить об учениках, словарный запас которых в несколько раз меньше....Врожденная грамотность
Казалось бы, нет такого понятия. Однако им часто пользуются тогда, когда не могут объяснить, как человек, не зная наизусть правил русского языка,
пишет без ошибок. На самом деле все проще. С одной стороны, чрезвычайно важна общая начитанность. Смысл ее в том, что она расширяет словарный запас. В том, что видя незнакомое слово в тексте, человек способен сопоставить его с известными ему русскими и иностранными и правильно истолковать. А также в развитии языкового чутья. Это еще более тонкая сфера. Но приведем простой пример: если нам надо найти к "укрощать" проверочное слово, ученик должен хотя бы понимать, что оно означает. Чтобы поиск корня пошел в правильном направлении: не от "краткий" в смысле "короткий", а от "кроткий" - "смиренный". Мой опыт работы в качестве репетитора и преподавателя русского языка иностранцам (которым тоже приходится объяснять основные правила орфографии) подсказывает, что чаще всего проблемы возникают тогда, когда словарный запас мал и человек не в состояниисоотнести слово с безударной гласной с известными ему однокоренными. Кроме того, тут приходится часто разграничивать правописание, скажем, корней с чередованием и редуцированных звуков. То есть гласных в слабой - безударной - позиции. Кроме того, приходится дифференцировать правописание заимствованных слов и случаев, когда необходимо найти проверочное слово. Когда нужно разграничивать "поласкать собаку" (от лАска) и "полоскать белье" (от лОск, полОщет). Ведь эти "проверочные" на самом деле берутся не откуда-то "свыше", а только из словарного запаса. Плюс приходится объяснять, что этот способ действует только в определенном проценте случаев сомнений в правописании. Например, для непроизносимых согласных и безударных гласных. А остальные - "словарные" слова, которые необходимо просто запомнить.
Нужна ли реформа правописания?
Трудность русской орфографии для современных пользователей заключается именно в ее нелогичности и наличии бесконечного числа исключений. Для нас - филологов, редакторов, корректоров - многие вещи очевидны. Что интересно, проверочное слово, заимствованное, исключение - мы чаще всего даже не задумываемся о таких тонкостях, легче всего они даются людям с хорошей зрительной памятью.
Но (увы!) они не так же просты для школьников, выпускников, абитуриентов. Да и для самих учителей. Поэтому в очередной раз можно поднимать вопрос о реформе русской орфографии, об упрощении заданий для ЕГЭ. Интересно, кто-то сможет к этому прислушаться? То, что ничего незыблемого нет, очевидно. Достаточно просмотреть акты гражданского состояния, например, с конца девятнадцатого века - и мы увидим, как сильно иногда отличается "та" орфография от нашей. Исчезли "яти", "еры", осталась только одна буква "и". А еще раньше из употребления вышли носовые ("юсы" малый и большой). Следовательно, изменения не только возможны, но и необходимы. Остается надеяться, что новое поколение внесет свою правку в правила орфографии.Похожие статьи
- "Копать" или "капать"? Ищем проверочное слово
- Что такое словарное слово? Примеры и формы словарных слов
- Что такое пастель? Значение слова и правописание. Как рисовать пастелью начинающему?
- Какофония, что такое звуковой хаос
- Еденица или единица: как напишем?
- Греза - это что такое? История, значение, предложения и синонимы
- Что такое мираж? Значение слова, определение явления