Корни с чередованием: правописание, примеры
Корни с чередованием – тема, вызывающая наибольшие трудности в изучении русской орфографии. Исторически они восходят к различным источникам пополнения русского языка, к этимологии слов. Не секрет, что наш язык – потомок старославянского, соответственно, вариативность связана с тем, что часть лексических единиц была перенесена из него, а другая часть образовалась уже непосредственно в древнерусском языке. Потому-то и происходит путаница.
Чередование: что это такое
Корни с чередованием – это такие значимые части слова, где существует вариативность написания гласной либо согласной буквы. Зависит это от многих факторов: последующих букв, ударения, местоположения.
Как правило, явление чередования прослеживается при изменении формы слова: друг – дружба (вариативность согласных г/ж) или возить – везти ( вариативность о/е). какие могут быть чередования в русском языке? Для начала поговорим о гласных.
- о – ы – у: сохнуть – усыхать – сухой;
- о – ы(и): бой – бить; вой – выть;
- о – е – и: мор – умереть – умираю; ожог – жечь – выжигать;
- о – а: рост – растить.
Нередки случаи, когда гласные "о" либо "е" чередуются с нулем звука. Такие звуки принято называть беглыми: день – дня; сон – о сне.
Разберем правописание корней с чередованием с учетом требований орфографической нормы.
Правописание зависит от ударения
Корней с чередованием, корректное написание которых зависит от ударения, четыре.
Для начала разберем безударные позиции, когда следует писать букву "о". Прежде всего это корни -гор-/-гар-: загар – загорелый; угар – подгореть; разгореться – разгар. Следует отметить, что под ударением следует писать ту букву, которая отчетливо слышится. Есть у правила исключения, это слова изгарь, пригарь, выгарки. Интересна этимология данных корней. Исторически слова горе и гореть – однокоренные. Горем называли то, что жжет, мучает изнутри. А вот прилагательное горячий начинает свое существование со «Слова о полку Игореве».
Также выбор в безударной позиции буквы "о" наблюдается и в корнях -твар-/-твор-: творец – тварь; сотворить, творение. Исключение – слово утварь.
Пишется "о" в безударном положении в корнях -клон-/-клан-: поклонение – кланяться; наклонился, уклонение. Под ударением следует употреблять ту букву, которая отчетливо слышится: склон, наклон.
Букву "а" следует писать в безударной позиции в двух корнях. Во-первых, -зар-/-зор-: зарница – зорька; заря – зори. Исключения – зоревать, зорянка.
Во-вторых, буква а пишется в безударном и ударном положении корня –плав-: плавает, плаванье, поплавок. "О" употребляется только в словах пловец, пловчиха, а слово плывун пишется вообще с "ы".
Правописание зависит от последующего согласного
От последующего согласного будут зависеть буквы "а" и "о", входящие в следующие корни с чередованием:
1. -Лаг-/-лож-: перед "г" следует писать "а", а перед "ж" употребляется "о": полагать, предлагать, слагаемое, но сложение, положить, предложить. Исключение – слово полог. С этим правилом связана одна из норм грамматики: слова с корнями -лаг-/-лож- никогда не употребляются без приставок. Предложение «Ложу тетрадь на парту» крайне некорректно. Правильнее будет сказать: «Кладу тетрадь на парту» либо «Положу тетрадь на парту».
2. Чередование -раст-/-ращ-/-рос-: "а" употребляется перед сочетанием с "т" или "щ"; перед "с" пишется "о": растить – выращивать – выросли; возраст – сращение – заросли. Исключений здесь достаточно много: ростовщик, росток, отрасль, Ростов, Ростислав.
3. Чередование -скак-/-скоч-: перед "к" употребляется "а", перед "ч" необходимо писать "о": скакать – выскочка; проскочить – проскакать. Есть в правиле исключения: скачок, скачу.
Правописание зависит от последующего гласного
Самые многочисленные корни с чередованием, написание которых зависит от последующего суффикса -а-. Это связано с тем, что данный суффикс исторически помогал создать форму несовершенного вида. Да и сейчас эта тенденция сохранена: собирать (несовершенный вид) и соберу (совершенный вид); втирать (несовершенный вид) – втереть (совершенный вид).
Правило достаточно простое: в корнях с чередованием "е – и" следует писать "и", если после корня наблюдается суффикс "а". Гораздо сложнее запомнить эти корни, а их немало:
- -бер-/-бир-: заберу – забираю; переберу – перебираю; изберу – избираю;
- -чет-/-чит-: вычет – вычитать; почет – почитать (здесь имеются исключения: сочетать, сочетание, чета);
- -дер-/-дир-: выдернуть – выдирать; отдерешь – отдирать;
- -стел-/-стил-: стелет – устилает; постелить – постилать;
- -мер-/-мир-: вымереть – вымирать; умереть – умирать;
- -жег-/-жиг-: обжечься – обжигать; зажечь – зажигать;
- -тер-/-тир-: натереть – натирать; затереть – затирать;
- -блест-/-блист-: заблестеть – блистать; блесна – блистательный;
- -пер-/-пир-: отпереть – отпирать; запер – запирала.
Также от последующего суффикса -а- зависит гласная "а" в корнях -кас-/-кос-: касание – прикоснуться; касательная – коснуться.
Правописание зависит от лексического значения
Особую сложность представляют корни с чередованием гласных, где необходимо правильно растолковать значение слова.
Например, -мак-/-мок-: здесь следует обратить внимание на процесс. Если по контексту наблюдается, что нечто погрузили в жидкость целиком, окунули, то в таком случае употребляют корень -мак-: макать печенье в компот; макать перо в чернильницу; обмакнуть хлеб в варенье. Другое дело, если слово обозначает, что предмет пропустил жидкость через себя: промокательный вкладыш; ребенок намочил ноги; намочить волосы; промокнуть написанное.
Второе чередование: -равн-/-ровн. Необходимо обратить внимание на результат действия. В словах, которые говорят о выравнивании, делании одинаковым, следует писать -равн-: квадратное уравнение; сравнить по росту, держать равновесие. Если же имеется в виду процесс формирования ровной поверхности, в корне пишется буква "о": сровнять яму с землей; выровнять асфальт; разровнять грядки. У данного правила есть исключения: равнина, уровень, поравняться и все его производные, поровну.
Чередование согласных
Чередование согласных также имеет место в русском языке. Разберем примеры:
- к – ч: рука – ручной;
- х – ш: грех – грешный;
- г – ж – з: друг – дружочек – друзья;
- д – ж – жд: водить – вожатый – сопровождать;
- б – бл: любовь – влюбленный;
- п – пл: ослеп – ослепла;
- в – вл: ловит – улавливает;
- м – мл: кормить – кормлю.
Похожие статьи
- -Бер-/-бир-: правило чередования гласных в корне слова
- Основные принципы русской орфографии и пунктуации
- "Копать" или "капать"? Ищем проверочное слово
- Популяционно-статистический метод изучения генетики: сущность и значение
- Гласная после гласной - правописание. Уроки русского языка
- Заря – это природное явление
- Слова с двумя корнями: образование, правописание, примеры