Что такое передаточное число?
Что такое передаточное число?
Довольно часто от автовладельцев можно услышать вопрос «что такое передаточное число». В данной статье я попытаюсь кратко осветить эту тему. Итак, передаточные механизмы передают вращение одного вала другому, т.е. заставляют вращаться второй вал через вращение первого. Этот вопрос исследовал еще Леонардо да Винчи. Некоторые его изобретения используют и по сей день в конструкциях велосипедов и даже автомобилей. Так, на основе его эскизов зубчатых передач, глобоидной червячной передачи, конической, спиральной передач и роликовой цепи были разработаны ныне действующие механизмы КПП автомобиля. Передаточное число же представляет собой отношение угловых скоростей ведущей к ведомой шестерне (колес, валов) или отношение радиусов ведомой к ведущей шестерне. В частности, передаточные числа КПП определяются отношением числа зубьев ведомой к ведущей шестерне. В случае участия в передаче нескольких пар шестерен общее передаточное число представляет собой произведение передаточных чисел всех участвующих в передаче пар шестерен.
Как работает коробка передач?Чтобы получить крутящий момент различной величины, который позволит работать автомобилю в различных условиях, в коробке передач установлены несколько пар шестеренок, которые имеют различные передаточные числа. «Задняя» передача получается путем помещения между ведущей и ведомой шестеренками еще одной, промежуточной, которая сделает вращение обратным.
Любая коробка передач, механическая, автоматическая или роботизированная, обеспечивает оптимальный режим работы двигателя в разных дорожных условиях с помощью изменения передаточного числа. Также в любой КПП существуют высокие и низкие передачи. Чем больше передаточное число, тем мощнее (или короче) считается передача. Это означает, что двигатель набирает обороты тем быстрее, чем мощнее передача. При этом, однако, частота переключения передач также возрастает. Это является следствием того, что на данной передаче максимальная скорость, при которой нужно включать передачу выше, будет меньше.Любители спорта
У некоторых автовладельцев возникает желание повысить разгонную динамику своего автомобиля. Для этого существует способ изменения (т.е. увеличения) передаточного числа ведущей пары редуктора. В качестве примера возьмем ВАЗ 2108. Его передаточное число у главной передачи составляет 3,7 – 3,9. Если же увеличить это число до 4,3, то эффект, по словам автовладельцев, просто поразительный. При объеме двигателя всего в 1,3 литра с таким передаточным числом главной пары автомобиль приобретает динамику пушечного ядра. Водителю приходилось часто менять передачи, зато при движении с места, например на светофоре, автомобиль «лидирует». Может быть, просто рядом не оказалось Porsche 911 или JaguarXKR? К слову о спорткарах. На спортивных автомобилях все гораздо серьезнее. Там передаточное число может быть увеличено до 4,7.Коммерческие ряды передач
Для профессионалов существуют специальные коммерческие ряды передач. Они созданы с целью обеспечения равномерного разгона на всех передачах. Так, например, первая передача в таком ряду немного понижена, она становится длиннее. Вторая близка к первой, что исключает привычный «провал» между переключением передач. Третья с пятой похожи на стандартные, четвертая же близка к третьей, а шестая передача схожа с пятой. С помощью такого ряда можно улучшить разгонную динамику автомобиля.Похожие статьи
- Передаточное число редуктора заднего моста
- Передаточное отношение. Передаточное отношение зубчатой передачи
- Что такое редуктор? Характеристика и виды
- Редуктор цилиндрический: конструкция, виды и применение
- Что такое ременная передача? Расчет ременной передачи
- Матчевые катушки: обзор, выбор, рейтинг, отзывы
- Зубчатые передачи. Механизм и виды зубчатых передач