Гжельская роспись - зеркало русской души
Такой народный промысел, как гжельская роспись берет свое начало с 17 века. Возникновение ремесла было вызвано жизненной необходимостью. Несколько деревень было построено на глинистых землях. От ведения сельского хозяйства они получали скудный урожай. Отдельным источником дохода было гончарное дело, но изделия надо было приукрасить, чтобы повысить привлекательность и спрос на товар. Местные умельцы начали применять рисунки с фигурками животных и контурами растений. Так, жители 27 деревень, которые начали зарабатывать подобным образом, объединились.
Место в Подмосковье получило название Гжель. Роспись первых гончарных изделий производилась с использованием разноцветных оттенков: красного, зеленого, желтого, лилового, синего. Сами предметы изготавливали из цветной глины, получалась гжельская майолика. С появлением новых видов материала с другими качествами, стали делать фаянс. Но когда была найдена особая глина удивительно белого цвета, мастера стали делать фарфор и расписывать изделия только синей краской, что положило начало истории такого народного промысла, как гжельская роспись, о которой знает весь мир.Технология изготовления
Она неизменна уже 200 лет. Основные условия производства: особая глина, кобальтовые краски, грунтовка под глазурь, нанесенная специальным способом, высокотемпературный режим обжига при 1400 градусах по Цельсию. И вот изделие, которое украшает гжельская роспись, готово. Особую трудность составляет нанесение кобальтовых красок. Дело в том, что до процедуры обжига они все темного цвета, не имеющие оттенков, мастер должен чувствовать, какой будет результат. Это приходит с опытом. Ремесло требует внимания, точного нанесения рисунка, терпения. Все предметы расписываются вручную. Один неправильный мазок - изделие подлежит отбраковке. Поэтому таким ремеслом занимаются профессионалы, мастера своего дела.
Расцвет ремесла
Наибольший подъем гжельского искусства приходится на период царствования Николая 1. Возможно, это было связано с модой на все русское, которая царила в стране после победы над Наполеоном. Мастера Гжели делали предметы быта на уровне европейских. Их фарфоровые сервизы, статуэтки, бытовые мелочи свободно могли конкурировать и с отечественными аналогами. Изделия часто сравнивали и сравнивают с кузнецовским, императорским, поповским, гарднеровским фарфорами. Они находятся абсолютно на одном уровне по качеству и мастерству исполнения. Главная особенность заключается в том, что гжельская роспись сохранила свою обособленность от европейских стандартов и глубину русской души.
«Старое» ремесло – новый взлет
В наше время создано целое объединение «Гжель», которое собрало в свою команду профессионалов высокого уровня, настоящих знатоков народного ремесла. Новая жизнь этого вида промысла началась в послевоенные годы. После революции и до окончания Великой Отечественной войны гжельское искусство переживало не лучшие времена, вплоть до полной остановки производства. К счастью, сейчас отрасль полностью возродили и вдохнули новую жизнь. Вновь приносит радость людям гжельская роспись. Картинки, которыми украшены изделия, как будто уносят в сказочный мир, дарят спокойствие, ощущение нежности и воздушности. Такая красота не может оставить равнодушным ни одного человека, хотя бы раз в жизни прикоснувшегося к шедеврам этого русского народного творчества.
Похожие статьи
- Народное искусство Гжели
- Сочинение на тему "Народные промыслы". Русские народные промыслы
- Филимоновская роспись: узоры и элементы
- Дымковская игрушка: история промысла, технология создания, фото
- Декоративно-прикладное искусство: виды, образы, развитие. Музей декоративно-прикладного и народного искусства
- Глиняные игрушки: фото, виды, история создания, региональные особенности
- Пряники "Архангельские козули": история, рецепт с фото