Народное искусство Гжели
Хохлома, Жостово, федоскинские и мезенские мотивы… В этом ряду уникальных русских народных промыслов искусство Гжели заняло достойное место.
Расписанную в нежнейших сине-белых тонах российскую керамику прекрасно знают во всем мире. Промысловая традиция превратилась в искусство Гжели, вызывающее всеобщее восхищение искусностью фарфоровых и фаянсовых изделий, тонкостью и изяществом кобальтовых узоров.
Загадочное слово «гжель»
Ученые до сих пор не пришли к единому мнению, откуда происходит слово «гжель». Одни утверждают, что искусство Гжели обязано своим названием либо реке Агжелке, текущей в верхнем Приднепровье, либо реке Гжать на Смоленщине.
Другие лингвисты-историки полагают, что гжель – это переиначенное слово «обжигать».
Но теперь гжель ассоциируется только с исключительно качественным фарфором и керамикой.
С чего начиналось искусство гжели
Речицы, Володино, Фенино, Коломино, Харитоново, Бахтеево, Кузяево и Гжель… Всего около 30 сел – здесь у искусства Гжели истоки, и современное развитие промысла тоже здесь.
Всего 60 км от Москвы, а словно другой край. Небогатый, неяркий, славный лишь тем, что по берегам рек находятся многочисленные залежи глины. Известно около 20 сортов гжельской глины, большая часть пригодна для керамики, один – для фарфора, и один - для кирпичей.
Издавна селились здесь люди и лепили из глины посуду и игрушки. С XIV ст. везли поделки в столицу, продавали. Впервые упомянуты гжельские мастера в бумагах Великого князя Ивана Калиты, а это 1328 г.
В XVI ст. по решению Алексея Михайловича Гжельская волость передается в Аптекарский приказ с повелением лепить из местной глины аптекарские емкости. Вот и делали местные умельцы посуду, кирпичи, изразцы, канализационные трубы, только игрушек продавали сотнями тысяч за год.
Многоцветными гжельские поделки становятся в XVIII ст., когда мастера открыли секрет изготовления майоликовой посуды из цветных глин с минеральными добавками. Рисунки приобретают яркость и живость, желтый, синий, зеленый цвета заключают в коричневый контур, изображение выстраивается в композицию. Кроме того, изделия дополняются керамической скульптурой: фигурки птиц, зверей, людей украшают носики чайников и ручки кувшинов.
Народное искусство Гжели оценивалось по достоинству, его продавали от Москвы до Архангельска, от Киева до Иркутска. К началу XIX ст. в волости было 25 заводов.
Расцвет гжели
В XIX ст. гжельские мастера упорно ищут возможность создавать из местных глин тонкие фарфоровые изделия. Сначала возникает производство полуфаянса, такая посуда отличается грубоватым строением, слабой прочностью, пористостью. Но именно возможность расписывать изделие после первого обжига привело к появлению знакомой нам сине-белой гаммы, уникального художественного почерка Гжели. Около 30 мелких и крупных фабрик выпускали разнообразную посуду, и спрос только рос.
Постепенно появляется фаянсовая посуда, тем более что правительство ограничивало ввоз в страну иностранной продукции. Гжельский тонкий фаянс представляют на всероссийских промышленных выставках и, сравнивая со знаменитым английским производством, называют «русский Стаффордшир».
Гжельский фарфор
В XVIII ст. изящный фарфор ценился на вес золота, и гжельские мастера стремились разгадать заморский секрет. Уже в начале XIX ст. первый завод открывает Павел Куличков. Вскоре фарфоровое производство широко распространяется по волости. Именно прикладное искусство Гжели познакомило россиян с этим изящным керамическим материалом, сделав его доступным по цене и радующим глаз яркими красками.
Кузнецовский фарфор
Семья Кузнецовых открыла керамическое производство в 1810 г., маленький заводик в Дулево быстро рос. Если другие мастера разоряются, не выдерживая конкуренции с заводами, то Кузнецовы сумели приспособиться, и в конце столетия создано товарищество производства фаянсовых и фарфоровых изделий М.С. Кузнецова. На 5 заводах товарищество выпускало продукции на 2 млн рублей в год. Наверное, в каждом доме были сервизы, тарелки и прочая посуда с клеймом Кузнецовых.
После революции заводы национализировали, и на некоторое время о гжельском фарфоре было забыто, расписные поделки считались мещанством и пошлостью.
Гжель на современном рынке
Декоративно-прикладное искусство гжель не потерялось и в дни суровой конкуренции на рынке.
Прошло полстолетия, и в 1972 году из шести крошечных производств, разбросанных по окрестным деревням, силами энтузиастов создается объединение «Гжель». Мастера, не утратившие опыта, придумывали новые виды изделий, приноравливая их к потребностям современников. Что только не выпускает "Гжель"!
Прежде всего, это различные сувениры, статуэтки, штучная посуда и сервизы, вазы и кувшины. Огромным спросом пользуются керамические люстры, камины, часы.
Чтобы подготовить профессионала, в "Гжели" действуют художественная школа, колледж и художественно-промышленный институт. На современном предприятии работают полторы тысячи человек, которые вручную расписывают каждое изделие. Скульпторы, технологи, дизайнеры совместно трудятся над разработкой эскизов, учитывая традиции росписи в стиле гжель и актуальные тенденции.
Особенности гжельской росписи
Узоры в стиле гжель узнаются с первого взгляда.
Во-первых, мастера используют чаще всего два цвета - синий и белый. Иногда на рисунке создается эффект деграде - переход от насыщенного синего, почти черного тона через светло-голубой к белому. Такой переход может быть как контрастным, так и растушеванным. Гжельские мастера определяют около 30 оттенков синего цвета.
Во-вторых, искусство гжели выработало собственный стиль рисунка. Цветы, листья, птицы и животные нарисованы плавными естественными линиями, округлыми мазками, кружочками, завитками, волнами.
Художники используют базовые приемы гжельской росписи:
- ситчик - тонкой кистью чистым цветом прорисовываются миниатюрные детали орнамента;
- мазок с тенью – на кисточку краска набирается так, чтобы на рисунке получилась густая синяя область, окруженная легким, более светлым цветом;
- китайский мазок – вдоль ворса кисти набирается два цвета, которые по мере нанесения становятся более тусклыми.
Весь рисунок сбалансирован по цвету, белый фон оттеняет узоры, и в целом картинка получается не однотонной, а яркой и живой. При этом каждое изделие уникально, ведь оно расписывается вручную.
В наши дни мастера вновь открыли секреты многоцветной гжели, а еще стали дополнять сине-белые рисунки платиной и золотом.
Ну и в-третьих, гжельская керамика – это всегда затейливый цветочный орнамент, изображение зверей и птиц, забавные сюжеты из деревенской жизни, сцены чаепития. У многих керамических изделий сложная составная форма.
Технологические секреты мастерства
В начале XIX ст. многоцветные изображения на гжельских изделиях сменяются знакомой нам сине-белой гаммой. Оказалось, что только кобальтовая краска при обжиге так плотно соединяется с глазурью, что изделие сохраняет цветовую насыщенность надолго.
Теперь процесс производства выглядит так:
- Мастера изготавливают будущие изделия сначала из гипса. Эти модели служат формой для отливки керамики.
- В форму заливается полужидкая смесь каолина, шпата полевого и кварца, сушится, обрабатывается.
- Застывшая фарфоровая масса обжигается начерно при температуре 900 градусов.
- Изделия погружают в раствор фуксина, чтобы оттенок розового показал, есть ли трещинки и погрешности на керамической поверхности.
- Вновь обжиг, при этом розовый оттенок исчезает.
- Художник расписывает почти черной краской – окисью кобальта.
- Керамику глазируют и делают окончательный обжиг. Вот тогда из-под глазури проступают знаменитые сине-белые гжельские узоры.
Искусство гжели ценится высоко, поэтому каждый художник ставит на керамике свою подпись.
Мода в стиле гжель
Декоративное искусство гжель давно вышло за рамки фарфорово-фаянсовых изделий. Теперь в сине-белом узнаваемом стиле выпускают самую разную продукцию.
Напольная и настенная керамическая плитка для ванных в сине-белой гамме – это модный тренд не только в России. Постельные принадлежности, мебель, картины, скульптуры, обувь, женские сумки и накладные ногти – все украшается бело-синими принтами.
Дизайнеры европейских домов тоже не остаются в стороне, Emilio Pucci, Valentino, Just Cavalli, Cacharel, Chanel и многие другие импровизируют на тему гжели, используя современные ткани и геометрические формы.
Гжель существует уже 6 веков. И сегодня можно быть уверенным, забвение этому виду народного промысла, ставшего высоким искусством, не грозит.
Похожие статьи
- Гжельская роспись - зеркало русской души
- Жостовская роспись: элементы и техника рисования
- Дымковская игрушка: история промысла, технология создания, фото
- Гжель - город мастеров старинной росписи
- Биография, личная жизнь и карьера Светланы Головиной
- Сочинение на тему "Народные промыслы". Русские народные промыслы
- Роспись хохлома по дереву: история развития